пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Билет 10.

1) ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА  — 

одна из ведущих и наиболее передовых художественных школ Италии эпохиВозрождения

Окончательно сложилась в XV в., в период, когда Флоренция была крупным экономическим и политическим центром Италии.

Формированию Флорентийской школы способствовал расцвет гуманистической мысли (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Пико делла Мирандола и др.), утверждавшей значимость земного человеческого бытия и обратившейся к наследию античности. Родоначальником Флорентийской школы в живописи в эпоху Проторенессанса стал Джотто, наполнивший религиозные сюжеты земным, человеческим смыслом, стремившийся придать образам и многофигурным сценам пластическую убедительность и жизненную достоверность. 

Последователи Джотто (Таддео Гадди, Мазо ди Банко и др.) восприняли лишь внешние приёмы его творчества. 

В последней трети XIV в. во флорентийской школе утвердилось интернациональное готическое направление. 

Новый подъём Флорентийской школы относится к периоду Раннего Возрождения (XV в.). 

Основоположниками искусства Ренессанса стали архитектор Ф. Брунеллески (одним из первых творчески осмысливший античную ордерную систему), скульптор Донателло и живописец Мазаччо, стремившиеся пластически убедительно воссоздать структуру человеческого тела, утвердить значение человеческой личности. 

За ними последовали архитектор и теоретик архитектуры Л.Б. Альберти, архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломео, скульпторы Л. Либерти, Лука делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сепиньяно, Бенедетто да Майано и другие. 

Смелые поиски методов реалистического воссоздания окружающего мира тесно переплетались в творчестве многих мастеров Флорентийской школы с пристальным изучением естественных наук (анатомии, математики, перспективы, оптики и др.). 

В архитектуре флорентийской школы в XV в. был создан новый, ренессансный тип здания (так называемый палаццо), сочетавший отдельные средневековые традиции (суровая монолитность кладки) с введением ордерных элементов, аркадных внутренних дворов; были начаты поиски идеального типа храмовой постройки, отвечающего гуманистическим идеалам эпохи.

Для изобразительного искусства Флорентийской школы первой половины XV в. характерны увлечение математически точным построением пространства, стремление к пластически ясному, анатомически правильному построению человеческой фигуры, тяготение к отточенности рисунка (скульптура и живопись А. дель Верроккьо, Донателло, живопись Паоло Уччелло, А. дель Кастаньо и др.). 

2) В живописи принципы ренессансного реализма были впервые четко сформулированы в произведениях флоренттща Мазаччо (1401 —1428 который вступил на путь решительного преодоления пережитков готики, отличавшихся в начале XV века большой живучестью. Реформа Мазаччо сводилась к созданию жизненных, полных силы и мужественности, монументальных образов, к развитию реалистической живописи, использующей приемы светотеневой лепки и законы перспективы. Среди его работ прежде всего следует назвать фрески капеллы Бранкаччи (1425—1428) в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции.

В работах современников Мазаччо и более поздних флорентийских живописцев реалистические тенденщш получили дальнейшее развитие. Паоло Уччелло (1397— 1475) в своем творчестве жизненность наблюдений, пытливый научный интерес к перспективе сочетал со сказочностью, наивностью образов. Среди его работ — «Битва при Сан-Романо», 1450-е годы, цикл фресок «История Ноя» в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции.

Фра Филиппо Липли (ок. 1406—1469) известен как автор религиозных картин и фресок, проникнутых светской жизнерадостностью («Поклонение младенцу», конец 1450-х — начало 1460-х гг.). Оставил свой след в истории итальянской живописи также его сын Филиппино Липпи (ок. 1457—1504), который в религиозные картины и фрески вносил черты стилистической утонченности, ноты беспокойства, напряженности («Видение св. Бернарда», ок. 1486).

Нельзя не упомянуть имя итальянского живописца Беноццо Гоццоли (1420—1497). Поэтически сказочная, светская трактовка религиозных сюжетов, декоративная красочность сочетаются в его творчестве с условным построением пространства (фреска «Шествие волхвов», дворец Медичи-Риккарди во Флоренции, 1459).

Андреа дель Кастаньо (ок. 1421 —1457), создавая образы большой силы, уделял главное внимание пластической моделировке фигур («Девять знаменитых людей», 1445—1457).

Доменико Венециано (ок. 1410—1461) .милея насытить колорит светом и ВОЗДУХОМ («Алтарь св. Лучии»,1445— 1448 . Алессио Бальдовинетти (ок. 1425— 1499) обогатил свои картины, фрески и витражи ландшафтным фоном («Благовещение», ок. 1458; «Рождество Христово», 1461; «Мадонна», 1464). Доменико Гпрландайо (1449—1494) создал ясные по композиции, мягкие по колориту циклы фресок (в церквях Санта-Тринита, 1483—1486, и Санта-Мария Новелла, 1485—1490, во Флоренции), ярко отражающие жизнь зажиточных горожан.

Во второй половине XV века во Флоренции работает такой великий мастер, как Сандро Боттичелли (1445—1510). Он был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», ок. 1477—1478; «Рождение Венеры», ок. 1483—1484) отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений (изгнание Медичи, восстание Савонаролы) искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495). Ему также принадлежат рисунки к «Божественной комедии» Данте, острохарактерные изящные портреты, в том числе портрет Джулиано Медичи.

Родоначальником Высокого Возрождения в живописи был гениальный Леонардо да Винчи (1452—1519). Ученый, инженер, живописец, архитектор, скульптор, он стремился обогатить средства психологической характеристики, раскрывая с помощью передачи мимики и жестов и тонко продуманной системы светотеневой моделировки богатый внутренний мир человека. В росписи «Тайная вечеря»(1495—1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции. Гуманистический идеал женской красоты был воплощен Леонардо да Винчи в портрете Моны Лизы (ок. 1503).

Последователями Леонардо да Винчи были во Флоренции фра' Бартоломео делла Порта (1472—1517), автор величественных алтарных картин (в том числе знаменитой картины «Оплакивание Христа», 1515—1517), и Андреа дель Сарто (1486—1530), автор фресковых циклов во флорентийских монастырях, а также монументальных алтарных картин (в том числе знаменитой картины «Мадонна с гарпиями», 1517).

3) Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον — дерево и γράφω — пишу, рисую) — вид печатной графикигравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву[1] или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.

Ксилография возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока. В Корее найден текст, оттиснутый в первой половине VIII века[2][3], а в Японии — фрагмент буддийского текста, датируемый 60-ми годами того же столетия[3][4].

Китайские литературные источники относят первые печатные изображения с деревянных досок к VI веку. Самая ранняя из сохранившихся китайских гравюр создана в IX веке. В «Алмазной сутре» (датированной 868 годом н. э.), которая ныне хранится в Британской библиотеке, указано, что мастер Ван Чи (Ван Цзе) вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».

Продольная (обрезная) гравюра Первоначально техника гравирования в Западной Европе, как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок длянабойки. В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.

На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру на типографском станке — толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры — «обрезная»), а фон выбирается широкимистамесками до глубины 2—5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры — господство чёрного штриха.

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра

Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIVXV веков. В 1780-х годах английский художник и гравёр Томас Бьюик (17531828) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

В торцовой гравюре инструментами служат штихели, подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10—11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры — «репродукционная».


18.06.2015; 17:45
хиты: 114
рейтинг:0
Гуманитарные науки
изобразительные искусства
история искусства
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь