В эпоху верхнего палеолита развивается круглая пластика, а также резьба по камню, кости, дереву.
В эпоху мезолита изменился образ жизни первобытных людей. Появляются и новые способы и методы художественного творчества. в произведениях искусства проявляется схематизм, а в живописи преобладает монохромность. В картинах мезолита фигуры людей и животных передаются силуэтно, объемность одноцветных изображений отсутствует. Однако в этих наскальных росписях появляется и то, чего не было ранее – они приобретают повествовательный характер, события передаются последовательно и взаимосвязано. Эти росписи постепенно превращались в своеобразную летопись первобытного человека, повествующую о его труде и открытиях.
В период неолита В наскальных рисунках отмечается схематизм в изображениях, что особенно ярко проявилось в петроглифах, которые высекались на открытых участках прибрежных скал и крупных валунах. Эти изображения в ряде случаев достигали высоты около 10 метров и чаще всего это были схематически выполненные фигуры оленей, лосей, медведей, китов, рыб, тюленей. Изредка встречаются примитивные изображения людей. Петроглифывстречаются на северо-востоке Европы, на Кавказе, Урале, в Крыму, на Дальнем Востоке и в Средней Азии. Помимо монументальных произведений, развивалась также и мелкая пластика, декоративно-прикладное искусство и орнамент, где отмечается переход к абстрактному геометрическому рисунку. Особенно широкое распространение получил геометрический орнамент на керамике.
В эпоху бронзы Важнейшим явлением бронзового века была мегалитическая архитектура
С началом эпохи железа каменные сооружения приобретают выраженный утилитарный характер – распространение получают каменные крепости и погребальные камеры в курганах вождей племен, получившие широкое распространение в Западной Европе, на Балканах и в Закавказье.
2) Самые первые предметы искусства в виде фигурок из костей и камней, а также росписи на них стали делать кроманьонцы — древнейшие люди практически современного с нами антропологического типа. Самые ранние — петроглифы, покрытые тёмным слоем патины — выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000 — 2000 лет до н. э. Это преимущественно сцены охоты и изображения животных так называемой «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др. Животные изображены очень реалистично. Более поздние рисунки, возраст которых определяется периодом конца 3000 — 1000 лет до н. э., выполнены красками, и изображают домашних животных. Это овцы, козы, крупный рогатый скот. Кроме того, здесь встречаются изображения лошади, собаки, муфлоны, слоны и изредка — жирафы. Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины — в колокообразных юбках.
3) наскальная живопись. О таких рисунках и иных следах прошлого очень долго было неизвестно, но в конце 19 века была случайно обнаружена первая пещера с рисунками древнего человека. В тот момент это открытие поразило умы ученых и вызвало большой общественный резонанс. И с тех пор эти загадочные рисунки не покидают мысли людей.
Как правило, рисунки и надписи содержали разнообразные сцены древнего быта, охоты и иные виды первобытной деятельности. С помощью таких следов прошлого можно узнать, когда появились первые люди на планете, чем они занимались, каков был мир вокруг них. Все это позволяет осознать собственную историю и историю всего человечества. Именно в этом заключается главная ценность таких рисунков.
Наскальные изображения, как правило, выполнялись с помощью подручных средств: мела, угля, камней, охры, гуано летучих мышей. Причина появления таких следов до сих пор не выяснена. Ряд специалистов утверждают, что таким образом первобытные люди планировали охоту или свою жизнь.
Другие говорят о том, что наскальные рисунки – это изображение видений первобытных жителей. Наиболее популярное объяснение – это необходимость самовыражения и сохранения полученного опыта. В любом случае эти наскальные рисунки остаются уникальными открытиями археологии, истории и искусства, которые позволили человечеству приоткрыть завесу тайны своего далекого прошлого.
Наиболее популярными и известными пещерами являются пещеры Ласко и Шове во Франции, пещера Альтамира в Испании – та, с которой началось открытие и обнаружение объектов с наскальными изображениями по всему миру. Местом большой концентрации петроглифов являются французские провинции Дордонь и Пиренеи. Если рассматривать Африку, то здесь известны такие объекты, как пещерный комплекс Лаас-Гааль в Сомалиленде, Тассилин-Адджер в Алжире, пещера Пловцов в Египете и многие другие.
Если обратить внимание на мировую карту распространенности пещер, то особенно много таких объектов в Европе, Африке, Австралии. Также можно встретить такие объекты и в Азии. Распространённость наскальных рисунков в Европе объясняется тем, что именно в этих местах были суровые холодные зимы, которые вынуждали людей прятаться в гроты, скалы и пещерные укрытия.