пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» ИРЛ

:)

Экзаменационные вопросы №№ 3 и 4. 1. К каким годам, по вашему мнению, относится определение «пушкинская эпоха русской литературы»? Что является объединяющим началом для этой эпохи (назовите стилевые течения особенности литературного процесса, обстоятельства общественной жизни России этого времени). Пушкинское - его друзья, коллеги, романтизм, элегическая школа. Жуковский, Батюшков, Боратынский, Одоевский, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь. После смерти Пушкина они либо сходят со сцены, либо отходят на второй план. В эпоху Пушкина - золотого века российской словесности - искусство и, прежде всего, литература приобрели в России небывалое значение. Литература, в сущности, оказалась универсальной формой общественного самосознания, она совмещала собственно эстетические идеи с задачами, обычно входившими в компетенцию иных форм, или сфер культуры. Такой синкретизм предполагал активную жизнетворческую роль: в последекабристские десятилетия литература очень часто моделировала психологию и поведение просвещенной части русского общества. Люди строили свою жизнь, ориентируясь на высокие книжные образцы, воплощая в своих поступках или переживаниях литературные ситуации, типы, идеалы. Поэтому они ставили искусство выше многих других ценностей. Но чем бы ни объяснялся повышенный интерес русского общества к искусству и его творцам, особенно к литературе - этому лику культуры, сам этот интерес очевиден, здесь необходимо считаться с хорошо подготовленной философско-эстетической почвой - романтической философией искусства, органически присущей русской культуре той эпохи. Именно немецкий романтизм является главным источником философско-эстетических идей, вошедших в сознание русских литераторов и соответственно преломившихся в нем. Поэтов пушкинской поры объединяет культ художественного мастерства, гармоническое совершенство формы, завершенность и изящество стиха, - то, что Пушкин назвал "необыкновенным чутьем изящного". Чувство меры, безукоризненность художественного вкуса, артистизм - качества, отличавшие поэзию Пушкина и его современников. В "пушкинской плеяде" были не просто спутники, светившие отраженным светом пушкинского гения, но звезды первой величины, шедшие своими особыми путями, что воплощено в тенденциях развития поэзии пушкинской поры. Линия романтической, субъективно-эмоциональной, психологической лирики представлена в первую очередь Жуковским и идущим вслед за ним Козловым. Завершается она философической лирикой Веневитинова и поэтов-"любомудров". На иной основе эта традиция сказалась в лирике Баратынского. Другое направление, хотя и испытывающее воздействие романтической эстетики, - это своего рода неоклассицизм, возникший из обращения к античности, продолжения лучших достижений классицизма. Гнедич, Батюшков, Дельвиг щедро отдавали дань античности и в то же время культивировали характерную для романтизма элегическую поэзию. К ним же примыкает со своими "Фракийскими элегиями" Тепляков. Третья группа - поэты гражданского направления, прежде всего поэты-декабристы, соединившие в своем творчестве просветительские, одические традиции XVIII века с романтизмом. Рылеев, Глинка, Кюхельбекер, Катенин, ранний Языков и А. Одоевский представляют эту гражданственную линию в поэзии. И наконец, последнее течение - поэты, в значительной мере разделявшие позиции гражданской поэзии и романтизма, но уже обратившиеся к трезвому, реалистическому изображению действительности. Это прежде всего сам Пушкин, а также Денис Давыдов, Вяземский, Баратынский, реалистические тенденции творчества которых проявляются весьма по-разному. 2. Какие важные события произошли в русской истории и русской литературе в 1840-е годы? Какие писатели дебютировали и получили известность в этом десятилетии? В 1840 годы появляется такое понятие, как «Натуральная школа». У очерка есть несколько особенностей: 1. Всезнание рассказчика 2. Простой герой 3. Обобщенный рассказ 4. Отсутствие фабульного интереса 5. Сочувствие к героям Составляется альманах «Физиологи Петербурга» (русский литературный Сборник, вышедший в Петербурге в 1845 под редакцией Н. А. Некрасова (2 книжки). Сборник составляли "физиологические" очерки, повести, статьи, отражавшие различные стороны петербургской жизни; среди авторов - В. Г. Белинский, В. И. Даль, Е. П. Гребенка, Д. В. Григорович, Некрасов, И. И. Панаев и др. "Физиология Петербурга" явилась своего рода манифестом натуральной школы.): 2 части: 1. Введение Петербург и Москва Петербургский дворник (Луганский (Даль)) 2. Петербургская сторона (Гребенка) Петербургские углы (Некрасов) Петербургский шарманщик (Григорович) К «натуральной школе» относятся: Достоевский, Тургенев, Панаев, Дружинин, Григорович, Герцен, Гончаров (все крупные авторы сначала увлекаются натуральной школой, но потом выходят за рамки, т.к. у них есть своя органика). Причины окончания натуральной школы: 1. 1848 год смерть Белинского 2. 1848 год революция в Европе (Франция), эпоха жестокой цензуры 3. 1848-1850 мрачное семилетие 4. отъезд заграницу Герцена В центре литературной жизни 1840-х годов лежит толстый журнал. Москва: «Москвитянин» 1841-1856 (Погодин, Шевырев) Санкт – Петербург: «Отечественные записки» до 1884 года (Краевский) «Библиотека для чтения» 1834 (Смирдин, Семковский) «Современник» Основан Пушкиным в 1836 году, знак профессионализации литературы, после его смерти Плетнев берет журнал в свои руки; Некрасов и Панаев (декабрь 1846) уходят от Краевского и выпускают право издавать журнал, Никитенко – редактор (1847-1866 существование журнала под этой редакцией). Проект «Современник» - причина появления НРЛ в 1847. Также важное место занимает Гоголь. 3. Приведите примеры эпизодов в повести В.А. Соллогуба «Тарантас», в которых, на ваш взгляд, имеются переклички с гоголевскими произведениями. Так же как в «Мёртвых душах» образ транспорта , тарантас и бричка. Мотив дороги и путешествия. «М.Д.» тоже можно воспринимать, как путевые впечатления. И там и там изображается помещичество не с самых лучших его сторон («Тарантас»- сплетни, роскошество помещиков губернаторов, бедность крестьян, как и М.Д,). Поиски выгоды способом обмана («Т.» когда Иван Васильевич покупает задорого китайский жемчуг, ханский халат- оказывается , что это гроша ломаного не стоит, так и в М.Д. все пытаются Чичикова обмануть с душами, взят с него побольше денег, Собакевич продаёт ему вместо мужика женщину, да и сам он по сути обманщик). Прогулки по Невскому ( «т»- жизнь в Петербурге и прогулки по невскому в воспоминании друга ивана Васильевича Фёдора(гуляла по Н. у него жена) ,тут повесть Гоголя «Невский проспект»). 4. Какие изменения в журнальной жизни отмечает Н.В. Гоголь в своей статье «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»? Как он их оценивает? Во-первых, Гоголь отмечает, что в то время журналистика находится в упадке. Появляется первый толстый журнал - «Библиотека для чтения» (1934г.). Появляется «Московский Наблюдатель» (1935г.). Издатель Библилотеки — А.Ф. Смирдин, редакор — О.И. Сенковский. Он же (редактор) был главным действующим лицом Библиотеки — выступал в роли критика, публиковал свои статьи и повести под именем Барона Брамбеуса. Гоголь отмечает некомпетентность Сенковского как критика — он осуждал произведения, не приводя достойных аргументов, а просто потому, что ему так вздумалось (назвал В.Скотта «шарлатаном»;поставил Кукольника в один ряд с Гете, а в следующей статье передумал). Его произедения выглядели как подражания французской литературе того времени, которую сам Сенковский нещадно ругал. Присланные статьи и повести сильно редактировали и публиковали в измененном виде. «Библиотека для чтения» пользовался большим успехом в городах и уездах благодаря своему объему и мысли ее распространялись очень быстро и широко. «Северная Пчела» (редактор - Греч) славилась тем, что исправно публиковала политические новости — отечественные и заграничные, но в литературе не имела определенного тона. Суть рецензий была — расхвалить книгу, а в конце оставить колкость по поводу языка и слога или издания. Журнал «Сын Отечества» (или «Северный Архив») был невидимкою. Была заявлена большая программа, но выходила тоненькая книжечка с медицинской статьей и, иногда, критической, но редко дельной. Деятельность редакторов (Булгарин и Греч) не была заметна, однако журнал существовал. Позитивно Гоголь оценивает газету «Литературные прибавления к Инвалиду».Там публиковались легкие повести, беседы деревенских помещиков о литературе. Редактор — Воейков, с неохлажденным вниманием не сводил глаз с журнального поля. В Москве издавался Телескоп, сначала показавшийся живым, но потом стал наполняться статьями без разбора и лишился литературного движения — издатели не прилагали стараний. Оппозицией к монополии Библилотеки для чтения стали Литературные прибавления к Инвалиду и Телескоп. В Литературных прибавлениях оппозиция заключалась в легких заметках журнальных промахов и, иногда, уданой остроте. Телескоп с Молвою действовали против Библилотеки для чтения, но слабо. В критических статьях шутили и язвили по поводу Брамбеуса, его подражания французским писателям, но не видели дела во всей ясности. Неаккуратность издания Телескопа тоже сильно вредила обороту его критических статей. В Москве несколько литераторов решили издавать журнал для писателей, притесняемых Библиотекой для чтения, где они могли бы публиковать свои произведения без редактирования и найти приют для собственного мнения. Получился «Московский наблюдатель». Успеха он не добился, так как редактор (Андросов) не был видным лицом, некому было рекламировать журнал. Было несколько хороших статей, стихи Языкова и Баратынского, но в основном статьи были скучны, потому что одна статья тянулась из номера в номер. Открылась гневной статей Шевырева о том, что многие литераторы работают исклюючительно ради денег, с упреком в сторону «Библитеки». Библиотека ответила , что Шевырев показал неблагородство духа и т. д. Затем, через несколько номеров, выпустили статью в ответ на стать Брамбеуса, в которой он называл себя законодателем новой школы в литературе и т. д. Однако пошутили по него вскольз и даже Библилотека вскоре перестала упоминать про Московского Наблюдателя. Были еще «Телеграф», который издавался, чтобы опровергнуть все мысли тогдашних старожилов, и «Московский вестник», цель которого было познакомить публику с лучшими писателями и произведениями Европы. Однако Гоголь не говорит, удалось им это или нет. Заканчивает он тем, что надеется на улучшения и видит к этому предпосылки. 5. Какие события (конкретные сцены) повести А.В. Дружинина «Полинька Сакс» кажутся вам наиболее важными? Почему? 6. Какие мотивы в повести А.В. Дружинина «Полинька Сакс» связаны с системой идей Эпохи Просвещения (18 веком), какие – с рационализмом и практицизмом 1840-1860-х годов? "Полинька Сакс" - 12 номер Современника за 47 год. Тут я просто накидываю цитат, сгруппированных по разным мотивам. 1. Ревность vs рассудочность: - рационалистическая идея Я догадался, что смысл романса ей непонятен и что вряд ли она слышала где-нибудь про историю Дездемоны. Оперу у нас еще только собираются ставить, Шекспира мы еще не читаем. Потому-то, когда она кончила, я посадил ее подле себя, шутя дал ей заметить ошибки в ее пении и, наконец, рассказал ей по-своему историю Отелло и его жены. Она выслушала меня с удовольствием и тут же назвала меня именем венециянского мавра. Было ли это подозрение в ревности или намек на мои рассказы, я решительно не знаю. Вариация мотивов романа Жорж Санд "Жак", в тч мотива добровольного уступания возлюбленной сопернику. -- Скажи же мне, что б ты сделал, если б я тебе изменила? -- Э! Кто нынче изменяет! -- Ну, если бы? -- Как бы изменила? Из прихоти? -- Из прихоти! Разве нельзя представить, что я влюбилась бы в кого-нибудь из твоих приятелей? -- Очень бы влюбилась? -- Да, на всю жизнь, навек, без ума и без памяти. Глаза его сверкнули так страшно, что я было струсила. -- На что же мне жена без ума и без памяти? Я бы поцеловал тебя и уехал куда-нибудь подальше. -- Ну, а ему-то что же? -- Он-то чем виноват? Я заплакала, как ребенок: такая холодность хоть кого взбесит. Комплекс романтических мотивов: молодой человек Галицкий, их любовь с Полинькой, и, наконец, то самое уступание жены сопернику. Это может истолковано и как испытание (мотив Просвещения) и как романтический поступок. Есть тут и рационализм непросвещенческий, а прагматический - я ее отдаю потому, что бесполезно любить того, кто любит другого. В сознании же Полиньки мы видим столкновение всех систем ценностей, ни одна из которых не перевешивает. Оба мотива - панаевский приезд молодого человека из-за границы и дружининское уступание женщины - укладываются в преодоление натуральной школы, тк тут не может быть речи о человеке как о сумме внешних воздействий. еще рассудочность: -- Напишите письмо и выставьте внизу первую букву вашего имени,-- говорил Сакс. -- Не хочу,-- отвечал Галицкий. -- Не подписывайте же письма вовсе -- только уезжайте отсюда. -- Не хочу,-- говорил Галицкий. Великодушный рыцарь покачал головою, отошел на пятнадцать шагов -- и прострелил ему голову. Тот и не пикнул. Мало этого. Ты думаешь, он бросился к убитому, плакал, рвал свои волосы? -- Сакс подошел к секундантам, которые хлопотали около мертвого тела, и холодно взглянул на обезображенное гневом и судорогами лицо Галицкого. -- Господа,-- тихо сказал он,-- не жалейте об этом молодом человеке. Верьте мне, из него бы вышел только бездушный изверг. 1) Воспитание: - просвещенческая идея Так, признаки эти согласовались с характером Полиньки... или нет, не с ее характером, а с следами воспитания, которое дали ей примерные родители ее... чтоб их нелегкая побрала! И еще родители не так виноваты, как общество, которое требованиями своими заставило обращать женщин в ребятишек. Я припомнил жизнь жены моей в девушках: она славилась своею невинностью, иначе наивностью, иначе... Я помню очень хорошо кучу приятелей, которые таяли от восторга при ее шалостях, при ее институтских bons mots! {остротах (франц.).} И глупая молодежь шептала: "Чудный ребенок! Что за ангел!", не думая того, что нам нужны женщины, а не ангелы. А вот Полинькины идеи перевоспитания мужа: Я бы не писала тебе всего этого, mon cher petit ange {мой дорогой ангелочек (франц.).}, если б я думала, что муж мой всегда таким останется, как теперь. Давно я стараюсь переменить его и раздумываю, как бы сделать его похожим на всех людей. Когда я выходила замуж, maman говорила мне: "Помни, Поля, что умная женщина может все сделать из своего мужа". И сам Костя не раз говорил: "Хорошенькая женщина может совсем переделать мужчину". -- Константин Александрыч,-- важно говорила она, пока муж, ничего не слушая, целовал ее кругленькую шейку: -- долго ли. тебе дурачиться, чудить, шуметь из пустяков?.. Ведь ты живешь в свете, друг мой... с людьми живешь, душенька... Вот тут Сакс критикует отца жены: И с какою гордостию старик отец отпустил мне в день свадьбы стереотипную эту фразу: "Берегите мою Полиньку,-- она такое дитя!" А вот он сам: -- Князь,-- сказал он,-- вы разом отняли у меня жену и дочь. Вы отняли жизнь мою. Не думайте, что ребенок этот даром вам достался: я не надеюсь на вас! Помните, что б вы ни делали, два глаза будут смотреть за вами, где бы вы ни были, я буду шаг за шагом следить за вами. Вы берете мое дитя -- не женщину. Горе же вам, если мое дитя не будет счастливо. Еще интересный момент: образ жены Писаренки. жена г. Писаренки желает меня видеть, и по этому случаю рассказал мне, сообразно своим понятиям, печальную историю этой женщины. Она, так же как и ты, воспитывалась в каком-то блестящем женском училище. Во всех науках была она постоянно первою, и способности ее так всех удивляли, что одна благодетельная душа давала ей на свой счет уроки итальянского языка -- чрезвычайно полезной науки для дочери инвалидного поручика. То была девушка с душою, с сильным характером, с аристократическим инстинктом, который так страшно возмущается от всего, что грязно и скудно. Можешь представить, каково было положение бедной девушки, когда, по окончании курса, из высоких зал пансиона перешла она в бедный уголок своих родителей. Места в наше время трудно достаются, и ей пришлось жить дома. Ты поверишь мне, что как ни крепилась бедная девушка, родительский дом скоро показался ей адом. А вся семья их была и честна и благородна. Отец, заслуженный, храбрый солдат, имел один только недостаток: он любил подгулять. Мать ее, добрая, тихая женщина, поминутно горевала, плакала и жаловалась на нужду. Полинька, Полинька! Ты не знаешь всего ужаса бедной, нечистой жизни, в духоте и тесноте, среди недостатка и горьких сетований. Твои родители не блестят нравственными достоинствами, зато они по крайней мере богаты. Будь и за то благодарна судьбе. Перейдем к бедной нашей девице. Не знаю, поймешь ли ты, Поля, отчего в энергических душах, особенно у женщин, мрачная сторона семейной жизни отзывается страшнее. Тихая девочка потосковала бы и привыкла,-- наша же героиня тосковала и ожесточилась: ожесточилась на судьбу, ожесточилась на свое семейство. Грязная эта жизнь, вечная нужда наполняли душу ее невыносимою горечью. Она страстно была предана своим родителям, но любила их порознь или вне дома. Когда старый отец возвращался домой в унизительном состоянии, когда жалобы и плач матери вызывали его на ссору и упреки, тогда бедная девушка уже не любила их. Сердце ее рвалось, она страдала и ужасалась самой себя; но в эти минуты она почти не видала своих родителей. Мудрено ли, что она кинулась на шею первому соблазнителю, ослепившему ее богатством и обещанием вывести ее из этого чистилища? Как водится между лучшими из знатных волокит, любовник передал ее, с приличным приданым, в супруги Писаренке, тогда еще мелкому чиновнику. Писаренко в те времена был еще хуже, чем теперь. То был мелкий, грязный взяточник, а сверх того и пьяница. Ты думаешь, что бедная девушка, о которой идет наша речь, возненавидела его? помышляла только, как бы его оставить? Ни то, ни другое. Для нее наступила пора примирения с жизнию, горького примирения, надо сказать правду. Она сделала для Писаренки то, чего прежде не в силах была сделать для отца. Она отучила его от невоздержности, привела в порядок хозяйство, возилась с мужем как с нравственно больным, одевала детей как куколок и сама воспитывала. Я думаю, любовь к детям и была причиною переворота в ее характере. Не понимаю, как не отклонила она мужа от излишней симпатии к казенным деньгам. Муж боится и уважает ее и делает все, что она захочет. Может быть, она не вникала в образ занятий своего мужа, может быть, остаток слепой ненависти к обществу, неминуемый след горестной юности, мешал ей противиться. Продолжаю мой рассказ. Сегодня утром Фиф привел ко мне бледную высокую женщину с двумя мальчиками лет по двенадцати. Это и была г-жа Писаренкова. Она низко мне поклонилась и робко, но внимательно оглядела меня. Я попросил Фифа поводить детей ее по саду и усадил ее в кресло. Ей понравилась моя внимательность к тому, чтобы дети не слушали неприятного разговора, она подошла ко мне и взяла мою руку обеими своими руками. На глазах ее видны были слезы. Я едва уговорил ее сесть на место, и она передала мне свою просьбу. Она просила не за мужа: ей была известна и вина его и мера наказания. Одно, что сокрушало ее еще более, была мысль об участи детей. Они были свидетелями тяжкого процесса, видели каждый день отца своего раздраженным и огорченным. А когда дело кончится, из каких средств дать им воспитание? Что из них может выйти? !Пантагрюэлизм Залешина тоже какой-то рационалистический. Но это лично мне так кажется, Баку не знаю. Счастие, любезный мой Сакс, чрезвычайно трудно сосредоточить в одном себе, несмотря на все расположение наше к эгоизму. Счастливый человек похож на газовый фонарь, потому что бросает вокруг себя светлый круг на известное пространство. Другими словами: счастие похоже на вкусное кушанье: его кладешь в рот, заботясь только о желудке, а между тем все члены крепнут, все тело толстеет и лезет врозь. Пусть мое хозяйство послужит подтверждением моего гастрономического афоризма. Главное мое поместье купил я у юноши, который прокутился дочиста и совершенно разорил мужиков. Он любил понтировать: мужички платились за проигрыш, не получая с выигрыша ни малой частички. Когда имение продали мне, я приехал сюда, зная, что еду не в Эльдорадо9, зато и решился ни о ком и ни о чем не заботиться. Не успел обойти я своих владений, как мне сделалось тошно. Вместо деревень торчали какие-то руины, которые, сам знаешь, в России не так красивы, как на берегах Рейна. Физиономии тощие, жалкие поминутно попадались мне навстречу, отвешивая низкие поклоны. Я потерял весь аппетит,-- что ты будешь делать? -- и долго обедал я прескверно. Чуть выйдешь из дому, те же руины, те же госпитальные физиономии. Прошло два года, и я уже гуляю везде, и гуляю и ем с удовольствием. Вместо развалин стоят хорошенькие домики, без которых никуда не годен русский пейзаж, а рожи-то мне попадаются! радость и веселие! Не поверишь, как скоро разжирел поджарый этот народ. Итак, теперь я совершенно доволен своею судьбою. Приятно, любезный друг, есть три раза в сутки, спать два раза и постоянно видеть вокруг себя жирные физиономии с лоснящимися носами, толстые животы с колеблющимися стопами. Не думаю, чтоб я скоро попал в ваш Петербург, где ни один год не обходится без гриппа, геморроя и тифуса. 8. Каким образом И.И. Панаев в романе%2


18.06.2015; 00:39
хиты: 209
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь