пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» ИРЛ

ИРЛ лекции

1847 году – Гоголь выпускает «Выбранные места из переписки с друзьями».

 

Тургенев и Григорович в 1840-е годы и поэтика «натуральной школы».

Альманах – физиология Петербурга (тема семинара № 2) – вышел в 1845 году, с него начинается история новой русской литературы.

Физиология – отсылает к контексту тогдашнего времени.

А) Физиология города

Б) Наука; взрыв научных и технических достижений; профессии технические стали популярны. Самые важные изобретения – фотография (дагеротипия – человек на изображении сразу получается как в реальной жизни) и железные дороги.

Культ техники, индустриализации, прогресса.

Типы товаров, профессий, людей, понятий обобщающих – попытки описать физиологию города.

В) Физиологический очерк – основной жанр альманаха «Физиология Петербурга»

1. Отсутствие живого интереса

2. Сложное время изображение

Основной метод альманаха – обобщение.

3. Изображение человека; это открытие троицы, человек является суммой внешних воздействий (все в нас обусловлено какими-то внешними процессами, факторами).

4. «Натуральная школа» - придумывает Булгарин в 1846 году. Белинский «Натуральное – есть брезгливое». Булгаринское и Белинское (натуральный – есть естественный).

Значение «натуральной школы» означало, что время романтизма позади, это пережитки прошлого. Появляется другая концепция человека, если для романтика главное в человеке незавершенность человека, его порыв, уникальность в своем роде, данный изнутри и т.д., то физиология Петербурга эту ситуацию переворачивает: теперь подданные – обычные люди, где важно подчеркнуть готовность, пластику, мотивированность обществом и обстоятельствами.

«НШ» едва появившись, пошла на спад.

«НШ» - 1845 – 1848 года.

От романтизма к реализму.

Литература впадает в крайности:

  1. Только метафизика, нет быта, нет индивидуальности, нет попытки описать уникальную последовательность событий.

А.П. Башутский – в 1841 году сочинил очерк «Водовоз». Никитенко – цензор, добившийся публикации «Мертвых душ», редактор «Современника», человек, употребляющий слово «реализм». Ковелин – основатель западной школы, западник.

А. Кроненберг – профессор.

П.В. Анинков – фундаментальный критик

Минаев – автор каламбуров.

Не только поэтика НШ преодолевалась, но и формат альманаха преодолевался.

Возникает «Современник» как регулярный проект Некрасова и Панаева.

 

Тургенев – 1818-1883 года – годы жизни. Человек типичный для образа русского писателя, человек усадебный и столичный. Он перебирается из Москвы в Петербург, учится на словестном отделении, затем переходит в Петербургский университет, в 1839 году уезжает учиться в Германии. Его мать была против того, чтобы он стал литератором. Тургенев – человек, долгое время не определявшийся с родом деятельности. Тургенев был образованным человеком, говорил на латыни.

  1. Тургенев как посредник:

А) Между западниками и славянофилами; дружен с братьями Аксаковыми и с Анинковым. Тургенев воспринимается как русский автор, знающий всю русскую жизнь и быт. Он живет за границей.

Б) Между Россией и Европой: русской и европейской литературой. Тургенев в дружеских отношениях с ведущими европейскими литераторами. Многие произведения Тургенева выходили в переводе раньше, чем они выходили в публикации в России. Доверяя Тургеневу, доверяли оценке других авторов.

В) Между 30-ми и 50-ми годами русской литературы (Семинар № 1). Люди 30-х годов – люди-романтики, предающие большое значение метафизике.

Прямухино – усадьба семьи Бакуниных. Бакунин – анархист, у него 4 сестры. Вокруг деревни Бакунина кипят страсти, вокруг них вьются юноши. Любовь воспринимается не как отношение одного человека к другому, а как что-то метафорическое. Любая эмоция – проекция чего-то метафорического.

Тургенев транслировал образ жизни в литературу.

1.Конфликт Гончарова и Тургенева, Гончаров обвиняет его в том, что Тургенев публикует все, что выжил из романа «Обрыв», подслушав и украв ее.

2. Тургенев попал в катастрофу на теплоходе «Николай Первый».

Романы Тургенева:

  1. 1856 – «Рудин»
  2. 1859  - «Дворянское гнездо»
  3. 1860 – «Накануне»
  4. 1862 – «Отцы и Дети»
  5. 1867 – «Дым»
  6. 1877 – «Новь»

Периодизация творчества Тургенева: путь Тургенева повторяет путь развития русской литературы, он перепробовал многие жанры в 1840-е года, ища свою манеру в литературу; ранний Тургенев – поэт. Он пишет поэмы, а 1843 году он дебютирует с поэмой «Параша».

1844 год – «Андрей Колосов» воспроизводит кружок Станкевича.

«Записки охотника» - цикл очерка, соответствующий «НШ», Тургенев пишет их, когда уже становится популярен, преодолевает «НШ».

Это преодоление заключается в:

Том, что рассказывает про простых людей, а не про город. Здесь у него деревенская жизнь.

Романтический флер уходит.
Тургенев открывает то, что чем будет славен. Первый его роман – в 1856 году.

 

Лекция 15.03. 2012

 

Почему «натуральная школа» сошла на «нет»?

  1. Жесткая цензура
  2. Смерть Белинского (1948 г.).
  3. Герцен (Искандер) уезжает за границу.
  4. Исчерпание тем.

Периоды творчества И.С. Тургенева:

  1. Романтический, пишет стихи.
  2. Очерки, 1946 г. – «Записки охотника».

1952 г. – издание «Записок охотника».

  1. Тургенев не оригинален, так как берет модель повествования, которая была разработана до него. Сергей Тимофеевич Аксаков – написал сказку «Аленький цветочек». Тургенев также берет многие признаки «натуральной школы» на материал русской деревни, как Григорович.
  2. Тургенев описывает то, что сам знает хорошо.
  3. Тургенев осознает преимущество сериальности. Цикл «Записки охотника» постоянно пополняются до 1951 г. В 1951 г. цикл вызвал негодование.
  4. «Записки охотника» понравились разным людям. Белинский считал, что Тургенев поднимает важные общественные проблемы, например, очерки «Бурмистр» и «Контора». Повести говорят о социальных проблемах. Славянофилам нравилось поэтическая описательность, описательность жизни русского народа, крестьянского быта.
  5. Единство повестей основано на случайности событий. Фигура рассказчика, который ходит по лесам губернии. Но речь идет не об охоте, главное происходит помимо основных событий. Охотник видит боковым зрением.
  6. Тургенев обнаруживает, что начинает повторяться. Он называет свою манеру «старой манерой». Это ему подсказывают его собеседники, в частности Анненков.

1952 г. – Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя. За это он попадает в тюрьму. В этом же году он пишет «Му-му».

Дмитрий Васильевич Григорович (1822-99).

В те годы Григорович являлся человеком, пишущем о том же, что и Тургенев. Григорович – сын малороссийского помещика и французской дамы. Он совмещает в себе и физика, и лирика. Он с 1936 по 1940 г. учится в инженерном училище. Позднее учится в Академии наук.

Григорович тесно общался с Достоевским. Он вводит его в литературу, так как знает критиков. Они некоторое время живут вместе. Достоевский дает Григоровичу совет про шарманщика, про повесть Григоровича «Петербургские шарманщики». Достоевский сказал, что там не доставало психологизма.

1946 г. –повесть «Деревня».

1947 г. – «Антон-горемыка».

Но Григорович не стал успешным. Он пытается изображать то, чего не знает. Успех Григоровича кратковременный. Никитенко говорит, что Григорович пытается смешать повесть и физиологический очерк. По мнению Никитенко, это проигрышная попытка. Григорович вводит сюжеты повести. Тургенев писал на грани жанров. Тургенев оставляет тайну, а Григорович пытается дать все плоско.

1853 г. - «Рыбаки». После этого романа Григорович окончательно теряет успех.

Ф.М. Достоевский (1821-81).

Он родился в Москве, но работал в Петербурге.

  1. Ранний Достоевский 1946-49 гг.

1946 г. – роман «Бедные люди». Роман опубликован в книге «Петербургский сборник». Издан Некрасов.

1949-58 г. – Достоевский осужден, 4 года каторги в Омском остроге, 6 лет поселения.

Достоевский осужден за участие в кружке Петрашевского. Фактически они не представляли угрозы.

Достоевский возвращается почвенником.

Повесть «Двойник» выходит после «Бедных людей», «Слабое сердце», «Хозяйка», «Белые ночи».

Популярность Достоевского падает в течение этого времени. Белинский в нем разочарован. Белинский не правильно его понял, он причислил его к представителям «натуральной школы».  Но Достоевский с самого начала превосходит эти каноны. Белинский увидел только поверхностный слой.

В характере Макара Девушкина много исключительных черт, не типичных для угнетенного чиновника. Он наделен самосознанием. Достоевский отличается этим от Гоголя.

Слово «бедность» имеет несколько смыслов в романе:

  1. Бедный, не имеющий денег.
  2. Бедный, несчастный.
  3. Бедный по природе, это является его коренной чертой. Это абсолютно не соответствует канонам «натуральной школы». Он не хочет стать богатым. Ему очень важно казаться бедным и благородным. Такая бедность неискоренимы.

Макар Девушкин любит не Вареньку, а свою любовь к ней.

Анна Федоровна – это некая дама, которая упоминается в письмах. Письма не литературные, герои не объясняют некоторых моментов. Анна Федоровна – сводня. Вареньке не остается  выбора, кроме как выйти за Быкова. Макар Девушкин пользуется этим, зная, что Варенька не владеет ситуацией.

С точки зрения «натуральной школы», этот роман о сводничестве.

Достоевский не видит канонов «натуральной школы».

Кто виноват в обыкновенной истории? (Иван Гончаров и Александр Герцен).

Герцен и Гончаров родились в 1812 году. Герцен умер 1869 г, а Гончаров в 1891 г. Герцен и Гончаров во время жизни часто сопоставлялись.

Статья Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года». Именно в ней Белинский ставит рядом Герцена и Гончарова. Он сопоставляет роман Герцена «Кто виноват?» (1947 г.), и «Обыкновенная история» (1947 г.). По мнению Белинского, Герцен – поэт мысли, а Гончаров пишет, не задумываясь, что значит написанное.

Герцен – сын сенатора Яковлева и немки Гааг. Он в 1829 г. поступает в Московский университет на физмат. Заканчивает университет кандидатом. С этого времени он преследуется властями. Герцен несколько раз был в ссылке.

Жизнь Герцена делиться на три периода:

  1. До «натуральной школы»
  2. «Натуральная школа»
  3. После «натуральной школы»

1840 г. – «Записки одного молодого человека», повесть. Дебют Герцена.

1846 г. – «Доктор Крупов», «Сорока-воровка».

За границей Герцен  перестает быть беллетристом. Он издает «Колокол» и «Полярная звезда». Герцен сторонник западничества. Герцен в эпоху революций в Европе 1748-49 гг. меняется. «Былое и думы» - произведение, имеющее определенный собственный жанр.

 

 

Как крупные русские писатели преодолевают узкие рамки «натуральной школы»? 22.03.

 

1.Герцен – публицист

Красота – целесообразность без цели.

«Записки одного молодого человека». Где молодой человек очень занят собой. - 1841 (в этом же году «Герой нашего времени» Лермонтова)

В молодом человеке – важность суждений, внимание к одной личности, права личности.

В 1846 году – публикация «Капризы и раздумье» - статья Герцена, где он обращается к понятию эгоизма (считает его общим, гнусной любовью или благородное чувство).

1846 – «Сорока-воровка», «Доктор Крупов» Герцена.

1845 год – первая часть романа «Кто виноват?», полностью вышел в 1847 году.

С.И. Крупов – врач.

Чехов – понятие патологии условно («Тиф», «Черный монах» «Палата № 6»)

 

Ф. Кафка – еврей, писавший на немецком и шведском. Душевная болезнь – есть то же самое, что физическое. В человеке есть особенности, могущее быть принятыми за патологию и норму.

Герцев имел репутацию, причисляющего его к революционерам- демократам, в советское время.  

Признаки, рассматриваемые Герценом:

  1. Границы рационализма
  2. Границы просвещения реальности

 

В 1847 году Герцен покидает Россию.

Тамиздат – то, что издается за рубежом, ввозится в империю, и это читают все.

Творчество Герцена за границей:

Герцен остается издателем, политиком (партии появляются с 1905 года) и литератором, но больше не пишет.

Герцен в Европе сталкивается на практике с теми идеалами, которых ему не хватало в России. Он знакомится с двумя литераторами.

1948-1949 год – революция в Европе.

«Былое думы» Герцен – «Семейная драма» - воспринимается как впондан «Полиньки Сакс».

Роман «Кто виноват?» состоит из двух частей. Вступительная посылка переворачивается, мы пытаемся проследовать к авторскому маршруту. Две части романа построены по разным принципам: в первом есть голос рассказчика, он говорит о том, что склонен выстраивать биографии людей, которых он встречает на пути. В первой части романа преобладание рассказ того, что когда-то было. Первая часть – цепь физиологических очерков.

Круциферский – человек, не знающий, что делать с полученными знаниями, он закончил университет, не богат.

В. Бельтов – швейцарец.

 

Вторая часть романа – здесь время пошло, рассказчик больше отходит в сторону, дает волю героям.

Отличие Герцена от идей «натуральной школы»:

  1. Рассмотрение нравственного мира
  2. Стирание границы между нормой и патологией

 

Гончаров.

Белинский пишет о романе Гончарова противоречиво, потому что:

А)Гончаров – лишь поэт и художник, больше ничего.

Б)Роман «Обыкновенная история» - страшный удар по идеологизму и романтизму.

В)Белинский додумывает, что может дописать за Гончарова эпилог и т.д.

 

Адуев Александр и Петр Адуев – племянник (идеологист, в конце ставший прогматиком) и дядя (прогматик, в конце ставший романтиком).

 

12-41 год – годы жизни Гончарова, родился в городе ныне Ульяновск, в семье купца. Он отправляется в Москву.

С 22 по 30 год проводит в училище в Москве, потом он учится в Московском университете на словестном факультете.

В 32 году Гончаров – переводчик с французского в журнале «Телескоп».

После университета Гончаров попадает чиновником в Петербурге. Гончаров служит, по время отпуска уезжает куда-то и пытается что-то писать.

1847 год – «Обыкновенная история»

1859 год - «Обломов»

1869 год – «Обрыв»

Психотип Гончарова – его сопоставляли с его героем Обломовым. Он был лишен страстей, не заинтересован как будто-то в литературе. Его библиотека состояла только из тех книг, которые ему дарили. Он не был причастен к литературной «тусовки».

Но под маской инертной натуры фантазии и энергия Гончарова бьет ключом.

1852-1855 год – путешествие Гончарова вокруг Света: из России в Японию.

 

Эстетика Гончарова

Гончаров пишет о том, как его побудили подняться на палубу во время шторма. Гончаров – художник эпических форм, для него роман – итог событий, когда нечто приняло определенные формы.

1884 год – «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв». «Обломов» - роман об эпохе 50-х годов. «Обрыв» - об эпохе 60-х годов. Гончаров говорит, что он – антипод Тургенева.

В течение 10 лет (46-56) Гончаров был главным русским романистом. Тургенев тогда еще не пишет, Достоевский – на каторге, Толстой – тоже ничего не пишет.

В 60-ом году собирается суд, где выступают Анненков, Дружинин и Дудышкин.                  

 

 

Лекция 29.03.

 

  1. Выход в свет «Обыкновенной истории»

Гончаров пишет несколько повестей, понравившихся Майковым. Он пишет роман «Обыкновенная история» в стол, не собираясь его печатать. Роман случайно попадает Некрасову. Некрасов понимает, что Гончаров – человек, соответствующий понятиям «натуральной школы». Роман оказался самым важным в 1847 году.

  1. Гончаров в течение 10 лет был романистом №1 (1847-56гг.), до выхода романа «Рудин».

1949 год – выход главы «Сон Обломова», выходит за 10 лет до самого романа.

«Обыкновенная история»:

1.Кольцевая композиция. Несколько примеров, доказывающих какие-то теории.

2. «Обыкновенная история» - роман воспитания, прослеживает жизнь Александра Адуева.

3. Повествователь уступает инициативу событиям.

 

Александр Адуев скорее всего заканчивает Казанский университет.

 

Роман «Обыкновенная история» представления процесса развития органического. Его повествование построено по пушкинскому методу. Петербург развил героя.

Цикл очерков Гончарова «Фригат «Палада» - написаны на борту корабля, путевые очерки. Е.В. Путятин, генерал, у которого Гончаров был секретарем.

1.Эстетическая декларация Гончарова (Гончаров поклонник эстетики в литературе)

2. По дороге в Японию Гончаров встретился с культурными народами – англичанами и с дикими народами. Он описывает оба народа, он усматривает плюсы и минусы в каждой цивилизации. У англичан есть комфорт и ощущение гнетущей цивилизации, у варваров же масса недостатков, но есть молодые силы и близость к природе.

Белинский видит, что прагматизм опасен.

 

Александр Дружинин и Иван Панаев в 40-е годы.

В чем они выходят за рамки «натуральной школы»?

 

Панаев и Дружин не очень знаменитые сегодня писатели.

Панаев (1812-1862 гг.) – литературный предприниматель, состоятельный житель Петербурга, имеет наибольший литературный опыт, больший чем у Белинского.

А.Я. Брянская – жена Панаева, до него бывшая также с Достоевским, Некрасовым.

У Панаева особый дар и жанр – фельетон (жанр, пришедший из Франции). Их он публикует под псевдонимом «Новый поэт».

Фельетон отличается тремя чертами:

- Краткий

- Злободневный

- Ироничный

Это газетный жанр, которы            й может быть на любую тему.

Ирония – когда говорится одно, а подразумевается другое.

У романтиков ирония не предполагает снижения,  у них – отсутствие шкалы оценки, есть что-то еще.

1835 год – «Спальня светской женщины из жизни поэта в обществе» -фельетон Панаева.

1841 год – «Анагр»

1842 год – «Актеон»

1847 год - роман «Родственники» - фельетон. Произведение, которое сопоставляется с романом И.С. Тургенева «Рудин».

Романтизм 30-х годов в конце 50-х превращается в репродуктивное явление.

Изображение некоего московского кружка – общая тема «Родственников» и «Рудина».

 

«Родственники»:

  1. Две шкалы для понимания родственности.
  2. Родственные отношения – это лязги, споры и т.д. Пошлость – пошлостью. В ценре произведения раздор между Ардальон братом и сестрой Олимпиадой. У них племянник – Сергей, уехавший за границу и вернувшийся обратно. Он приезжает и привозит своего приятеля. Наташа (прототип Татьяны) и Петруша (читает Байрона, цитирует и т.д., изображен иронически, начинался философии и пытается применить ее на жизнь) – дети Олимпиады.

Рудин же гибнет в конце на баррикадах. Кто-то видит его смерть и говорит, что это какой-то поляк (т.е. его смерть как бы бессмысленна). У Рудина правильные идеи, но действия – нет. Григорий Алексеевич привык задумываться о том, правильная ли его любовь. Он отказывается от Наташи.

 

А.В. Дружинин (1824 – 1864гг.)

Повесть Дружина «Полинька Сакс» в отличие от Панаева не разрешает загадки, а громоздит их одна на другую. Непроницаемость тайны жизнь все больше ощутима в конце повести.

«Уступка жены сопернику» (как у Герцена (он пытался уступить жену), также у Чернышевского «Что делать», Леонтьева «Исповедь мужа»).

Прототипом повести «Полинька Сакс» является роман Ж. Занда «Жак». Роман «Жак» вышел в русском переводе в 1846 году в «Отечественных записках».   

Дружинин – представитель эстетический критики (направление, резвившиеся в 50-е годы, Боткин, Анненков и Дружинин – три главных представителей этой критики), герой литературе в качестве критики. Его главным соперником в 50-е хода был Чернышевский.
В «Современник» придут в середине 50-х Чернышевский и Добролюбов, журнал станет радикальным.

«Мрачное семилетие» - период литературы межу 1848 – 1856 годами, придуманный Пыпиным, братом Чернышевского.

После этого наступает перестройка, гласность, литература расцветает.  Время, когда выходит «Рудин», «Дворянское гнездо», «Обломов» и т.д.

Стали задумываться, с какого момента начинается русская литература. Где русская литература остановилась: с 1836 года или 1856?

1856 год – цикл статей Чернышевского «История русской литературы гоголевского периода», где он утверждает, что нужно вернуться к 1846 году, нужно продолжить отрицательное развитие литературы, вернуться к социальной критике и т.д.

Дружин публикует статьи «Критика гоголевского периода русской литературы и наше к ней отношение», он называет весь период 49-х годов заблуждением, что нужно вернуться к пушкинской гармонии, поэтическому взгляду на мир.

Чернышевский как и Добролюбов и Писарев принадлежал к исторической школе, их задача – приблизить к реальность, с точки зрения эстетике – чем злободневнее литература – тем хуже, если задача литературы служить событиям, то она умрет и ничего не значит.

Вождь Чернышевской позиции – Некрасов, Дружинина – Фет.

 

 

Лекция 05.04. 2012

«Полинька Сакс» - 1848 год. «Рассказ Алексея Дмитрича», «Лола Монтес».

В 1850 году – уходит из «Современника». Пишет в «Библиотеке для чтения» (Смердин, Сметковский). Это был главный оппонент «Современника», отсюда и полемика с Чернышевским.

«Полинька Сакс»

Борьба романтизма и прагматизма. Присутствует система, отсылающая к 18 веку и французскому просвещению (Руссо, Дидро). Лозунг: «Возможность изменить человека, воспитать, рационально повлиять».

В повести нет натуральной школы. Сакс – романтик, Полинька схожа с Татьяной из «Онегина».

 

Московская литература начала 1850-ых годов.

Драматургия и театр Островского и «молодая редакция» журнала «Москвитянин»

Пункты:

- Мы перебираемся из Петербурга в Москву

- Из натуральной школы перемещаемся в эпоху мрачного семилетия

- Переходит от прозы к драматургии

 

Мрачное семилетие – 2 апреля 1849 года – «Батурлинский» комитет – 5 человек во главе с Батурлиным. Цензура над цензурой (Лемке – автор истории цензуры).

 

Театр – самое демократичное искусство, он становится массовым искусством.

Рождается русский оригинальный репертуар. Преобладает переводной репертуар (пьесы Шиллера, водевилей, русских драматургов (Гоголь, Грибоедов, Озеров и т.д.).

В Москве лидером драматургии становится Островский.

А в Петербурге – Тургенев. Пьесы его «Холостяк»(49г.), «Где тонко, там и рвется» (51г.), «Месяц в деревне» (55г.)

Эпоха художественного театра – 1898 год.

Театр Островского создавался на фоне отсутствия регулярного репертуара русских пьес.

Другие драматурги, действующие вокруг Островского в то время:

  • Алексей Фелофелактович Писемский (1821-1881гг.) – «Горкая судьбина» - знаменитая его пьеса.
  • Алексей Потехин

 

А.Н. Островский

1823 – 1886 года

Начало его карьеры происходит в 1847 году, когда он публикует произведение «Записки замоскворецкого жителя», это не драма, а очерк, близкий физиологическим очеркам.

«Колумб Замоскворечья» – прозвище Островского.

Островский учится в Московском университет на юридическом отделении. Поступил туда в 1842 году, через год уходит из университета, потому что увлекся театром. Он служит в Московском совестном суде и в Коммерческом суде (1843 – 1845 гг.), именно тут он набирается материала для своих будущих пьесы: в них фигурирует соперничество, семейная проблематика, негодования и т.д.

Островский проснулся знаменитым в 1825 году.

 

Журнал «Москвитянин» - его издатель Погодин. Он удивлялся успеху «Современника», считал ложным рекламировать себя, свой журнал он задумал как картину нравственности и правильности. Журнал влачит страшное существование, потому что Погодин скуп, он бывший дворовый человек, потому не подкован, у него спиваются сотрудники и т.д.

В 1845 году редактором стал И.В. Киреевский (есть брат).

В 1847 году – Погодин приглашает Островского возглавить журнал, передавая ему отдел критики. Островский приводит за собой группы людей, которую принято назвать «молодой редакцией». Погодин и Швырев представляли «старую редакцию». В журнале существует сразу 2 редакции, но последнее слово за Погодиным: тексты «молодой редакции» правятся старыми редакторами.

В 19 веке появляется понятие «направление журнала».

Появляется пародия на Некрасова, написанная Борисом Алмазовым, который подписывался псевдонимом.

Кто входил в «молодую редакцию»: Островский, Писемский, Григорьев, Евгений Эдельсон, Т.И. Филипов, П.М. Садовский и Алмазов.

Кружок, куда ходят все: актеры, студенты  т.д., в его центре Островский, Григорьев, они собираются в трактире «Британия» и в кофейне Печкина. Они собирались, пили вино, говорили о России и думали, что все изменится.

Принято считать, что направление мысли этих людей близко славянофилам, но это не совсем правда, потому что существует несколько типов, близких славянофильству, но на самом деле отличающихся от него.

Отличия от славянофильства:

  1. Идеал славянофилом – в прошлом, идеал молодых редакторов – новый.
  2. Славянофилы – теоретики, редакторы – практики.
  3. Идеальное место, где сохраняются русские традиции для славянофилов – деревня, для москвитянинцев – провинциальный город, любой город, кроме Петербурга.
  4. Основное сословие для славянофилов – податное сословия, для редакторов – купцы.

Киреевский, Винитивитов и т.д. – общество любомудров.

 

 

Купеческая норма

 

В XIX веке существовало 6 сословий: дворяне, духовное сословие, мещане, купцы, податные люди, казаки.

Купеческое сословие имеет три гильдии; чтобы повыситься в гильдии нужно:

- Продолжительность жизни без банкротства

- Объем капитала

В XIX веке купцы становятся богаче дворян.

Островский показывает в произведениях купцов консервативного сословия. Купец богатеет не для чего.

Капитал растет, а со мной ничего не происходит.

Купеческая норма – главный ориентир ранних пьес Островского.

Почему же Островский в 1856 году переезжает в Петербург?

 

 

Лекция 12. 04. 2012 год

В пьесах Островского сталкивается дворянство и купеческая жиз6нь.

В начале 1850-х у Островского свой личный критик – А. Григорьев (1822 – 1864гг). Он поэт, студент Московского университета, друг Фета.

Григорьев публикует несколько статей Островского, Григорьев также входит в круг «молодой редакции» в «Москвитянине».

Григорьев вводит противопоставление терминов механический и органический. Механический – сделанный из определенных вещей, органическое – природное, выросшее само.

Григорьев противопоставляет термины «миросозерцания» и «мировоззрения».

Григорьев говорит, что органическая критика единственно верная. Ее вкрапления не принадлежат никакой теории. Он говорит, что теория мало, что объясняет.

Добролюбов – исторический критик.

Он должен понять:

- Какая социальная ситуация

- Какой уклад прав. Всегда прав новый, так как он всегда ведет к прогрессу.

Необходимо посмотреть, что отстаивает поэт – новое или старое.

Эстетическая критика неверна, потому что в произведение всегда есть что-то больше, чем эстетическая сторона.

Григорьев описывает:

  1. Органику реальности. У каждого мира есть своя органика, есть разные органические начала, оба показаны очень органично.
  2. Органика, отношение писателя к тому, что видит в мире. Этот взгляд должен быть спокоен, автор не должен писать ради прогресса.
  3. Структура самого произведения
  4. Органика в критике. Критик также судит о произведении.

Григорьев создает теорию о том, что теории нет, в этом затрудненность его восприятия. Очень сложный язык, который говорит, что никакой  сложности нет.

Островский с точки зрения Григорьева:

  1. «О комедиях Островского и их значение в литературе» - «Москвитянин» 1855 г. Новые слова Островского: «Новость быта, абсолютно новый быт, внешняя природа русской жизни; объективно спокойное, органическое (в отличие от «натуральной школы»), новость манеры изображения, различные органические начала, новость языка».

1856 год – заканчивается Московский Островский и начинается Петербургский.

Три пьесы Островского:

1853г. – «Не в свои сани не садись»

Семья Русаковых, есть дочь Дуня, у которой выбор между 2-я женихами. Виктор (победитель) и купец Бородкин. Вопреки воли родителей дочь выбирает Виктора.  

1854г. – «Бедность не порок»

С точки зрения купечества бедность – порок. Бедность – признак греха, труд – главная добродетель. Мы видим на протяжение пьесы, как порочная бедность становится выше богатств.

Макс Вебер – «Протестантская этика и дух капитализма».

1855г. – «Не так живи, как хочется»

Петр ввозит Дашу без благословения родителей, т.е. норма разрушена, не вернуться к праведной жизни. Все несчастны, едка не совершается смертельный грех.

1855 год – Некрасов настойчиво зовет Островского в Петербург.

 

Ф.И. Тютчев

Тютчев – поэт, который символизирует жизнь. Тютчев – поэт мысли.

1803 – 1873 год – годы жизни Тютчева, младше Пушкина на 4 года.

  1. Тютчев становится поэтом поздно.
  2. Тютчев – не поэт по призванию и профессии. Писать стихи для него – внутренняя тайная способность. Тютчев живет в Баварии, годами не говоря на русском языке. Тютчев не использует русский язык, как способ общения, только как поэтический язык.

Самое знаменитое стихотворение Тютчева – «Silentium».

Истрия первых публикаций Тютчева:

У него три дебюта:

  1. Печатается в альманах конца 10-начала 20-х годов. Печатается под псевдонимов. ФДМ Тютчев.
  2. В 1836 году в «Современнике» Пушкин публикует две подборки, присланные из Германии. Это есть подлинный Тютчев.
  3. В 1850 году Некрасов в 4-ом номере публикует статью «Русские второстепенные поэты» в «Современнике». Он говорит, что стало слишком много стихов, так как пишет Пушкин, писать больше нельзя.
  4. В 1854 году Некрасов издает сборник стихов Тютчева.

 

 

 

 

Поэзия:

Принципы прочтения стихотворения:

1.Прочтение без углубления

2.Визуализация

3.Наусное чтение

4.Попытка сопоставить впечатление и научное прочтение.

 

 

 

 

 

Лекция 19.04. 2012 год

Тютчев мыслит стихами.

Тютчев не поэт с его точки зрения, он не принадлежит к литературным кружкам, не входит в круг общения каких-то журналов. Он не является профессиональным литератором в эпоху профессиональной литературы.

Тютчев думает стихами таким образом таким образом, что смыслы его поэзии имеет коммутативную энергию (накопление смыслов). Тютчев создает целостный комплекс стихов; его стихотворное наследие едино.

Пупмянский.

Что же представляет собой универсальная ситуация у Тютчева.

Идея о том, что человек рассматривается только  в союзе с природой – это идея Шеллинга, немецкого писателя и философа. Тютчев общается с Шеллингом, живет в Мюнхене. Тютчев создает философию взаимоотношений человека и природы.

 

Этапы углубления Тютчева в ситуацию «человек-природа»:

  1. Первоначальное единство человека и природы

Затем она распадается.

  1. Олицетворение
  2. Параллелизм: все, что существует в природе олицетворяется человеческой жизни.
  3. Слияние уничтожения: здесь Тютчев появляется.
  4. «Мыслящий тростник» по Паскалю: человек – то же, что и тростник, но только мыслящий.

Тютчев умер в 1873 году, а 1877 году умирает Некрасов, открывший Тютчева. Некрасов – живой пример исторической школы, а Фет, напротив, пытается быть подальше от реальности.

Диалог Соловьевы и Мерешковского: они ставят Тютчева в центр развития русской литературы. Они судят о поэзии Тютчева как о сверх поэзии, которая особенно строит русский космос, русское сознание. Соловьев подчеркивает, что поэзия Тютчева хороша тем, что она преодолевает зло и страх.

Декаданс – упадок, который ведет к вершине. Некрасов – поэт гармонии, а Мирешковский – поэт зла.

А) У каждого времени есть свой собственный эквивалент музыки и звучания.

Б) Тютчев видит привлекательное и гармоничное во зле, грехе и пороке.

Критики из «Современника»: Фет и Аксаков (зять Тютчева).

Фет в 1859 году говорит о поэзии Тютчева.

Три корпуса лирики Тютчева:

  1. Взятая от Шилленга
  2. Денисевская лирика в честь последней возлюбленной Тютчева
  3. Политические стихи Тютчева. Тютчев – славянофист, не славянофил.

 

Политика подсвечивается основной ситуации метафизической лирики.

 

Три дебюта Тютчева:

  1. Совсем молодой, в первые годы он печатался в альманахах под псевдонимом Ф.Т.
  2. 1836 год, когда князь Гагарин привозит работы Тютчева и Пушкин их публикует. Подлинный дебют Тютчева
  3. Статья Некрасова, в которой он говорит, что так, как Пушкин нельзя больше писать, что есть подходящий хороший поэт – Тютчев.

Фет противоположен Тютчеву во всем. Он конкретен. Его ассоциативность пропущена некоторыми звеньями.

А.А. Фет

 

                  

 

Лекция 26.04.2012 год

А.А. Фет – 1820-1892 гг.

Биографический контекст.

Фет был удален в Исляндию, начинается его мытарство. Его биографический код связан с попытками достигнуть уровня самосознания, он пытается дослужить до чинов, которые дают дворянство. Фет учится в МГУ с 1838 по 1844 год.

Аполлон Григорий – хороший друг Фета.

Фет идет в военную службу, его социальный статус много лет поколеблен, он не может жениться, у него нет средств.

Лично император жалует право носить фамилию Шиншин, но вся Россия уже знает настоящую фамилию Фета, т.ч. поздно.

Фет женится на сестре В.П. Бодкина, чтобы обрести социальное и политическое состояние. Семейная стабильность достигнута в 1857 году.

Тургенев в это же время покупает имение Воробьевка и становится хозяином, русским помещиком. Пишет консервативные статьи о том, отмена крепостного права принесла неудачи. Потом он становится публицистом неожиданно.

 

РЕПУТАЦИЯ ФЕТА В 50-Е ГОДЫ

Его стихи оторваны от реального и личного контекста. Он публикует статьи о хозяйстве, т.е. отстраняется от своего поэтической деятельности.

Репутация Фета противоречива, его поэзия переживает различные пародии.

Пародии на Фета:

  1. Д.Д. Минаев – поэт, публицист, известен каламбурами

1.Музыкальность – Фет пытается причислись поэзию к музыке.

2.Темнота – возникает, где и когда человек хочет рассказать о невыразимом. Она возникает из попыток рассказать словами о невыразимом.

3.Суггестимность

К.Р. Константин Романов – член царской семьи, пишет отзывы о Фете.

Многие стихотворения Фета не понятны, с этим боролся Тургенев. Фет отправлял Тургеневу свои стихотворении, чтобы тот посмотрел и сказал, что нужно сделать. Тургенев говорил, что стихи нужно сделать попроще.

А.Шопенгауэр

Основной труд его – «Мир как воля и представление».

Что есть воля?

Поэзия Фета как будто бы всегда в одних пространственных координатах. Это координаты культурного, прирученного мира, находящегося на фоне природе.

«Вечерние огни» - сборник – символ поэзии Фета.

1843 год – сборник «Пантеон» - дебют.

 

 

Лекция 03.05.2012 год

 

1821-1877 гг – годы жизни Некрасова. Он происходит из семьи небогатых дворян.

Некрасов в неполных 18 лет практически пешком приходит из Ярославля в Петербург, он уверен, что он будет великим писателем, у него с собой тетрадка стихов, которую он планирует показать публике и стать вторым Пушкиным.

Но ничего этого не получается, он обманывает отца и поступает в полк. Он ходит вольным слушателем в университет Петербургский, но потом жить не на что, отец не снабжает деньгами, и Некрасов становится героем альманахов: с 1841 года он пишет в «Отечественных записках» фельетоны и рецензии. Также пишет водевили (короткие пьесы) и прозу, довольно популярную, часть прозы он пишет с Панаевой, женой Панаева – «Мертвое озеро», «Три стороны Света» романы.

Другие произведения Некрасова: «Жизнь и похождение Тихона Тростникова», также «Петербургские углы» - очерк в «Физиологии Петербурга». В 40-м году публикует сборник стихов «Мечты и звуки».

В 1856 году выходи этапный сборник стихотворений Некрасова.

1861 году – под тем же названием выходят. В 63 и 64 годах переиздания, но уже в 4-х томах.

Первый сборник Некрасова не имеет никакого успеха. Пушкина из него не вышло, рецензии были, но они были нейтральны.

 

II.РЕПУТАЦИЯ Некрасова

  1. В Советское время Некрасов – официальный поэт, признан защитником народа и т.д. Это происходит после того, как часть архива Некрасова с помощью Анатолия Кони попадает Чуковскому, и возникает образ борца за новую литературу, которая поднимает народ.
  2. При жизни репутация Некрасова противоположна советской. Его упрекают в двуличии: он защищает народ от угнетателей, на самом деле богатеет (это правда, он оставляет ни с чем Белинского), он пьяница, проигрывает в карты (это слухи о нем в то время). Либо он труженик, сгоревший в своем труде, либо расчётливый коммерсант, думающий лишь о наживе.

Наиболее обдуманная характеристика Некрасова принадлежит Достоевскому, в 70-е годы нет более разных людей, чем Некрасов и Достоевский.

Некрасов сам создает свою греховность и порочность: он сам беспощаден к себе «Я за то глубоко презираю себя» пишет он в своей лирике.

 

Литературная карьера Некрасова

В 1845 году вместе с Панаевым создает литературу. В 1845 году создает «Физиологию Петербурга». Он решает перейти от альманаха к журналу, и в 1846 году они с Панаевым покупают права на «Современник». Некрасов строит русскую литературу, если Белинский – строитель мнения о русской литературы.

В 1834 - первый русский толстый журнал.

В 1848 году рождается новый русский толстый журнал.

Проект Булгарина – риторическая школа.

Некрасов является издателем на протяжении 20 лет до 1866 года, пока он будет закрыть. С 1866 года до конца своей жизни он работает в «Отечественных записках» редактором.

1845 год – «Отечественные записки», затем «Современник», потом снова возвращается к Раевскому в «Отечественные записки».

1871-72 год – поэма Некрасова «Русские женщины»

Поэма «Современники» и «Кому на Руси жит хорошо» .

 

  1. Некрасов открывает городской быт, это является его персональным открытием, он вводит в поэзию целый класс событий и жизни.
  2. Некрасов повествователен, в его стихотворения поддаются пересказу. Не всегда в стихотворениях есть событийность, но у Некрасова всегда есть сюжетная основа.
  3. Часто стихотворения Некрасова строятся диалогом: пример «Поэт и гражданин».
  4. Некрасов канонизирует сложные метры. Природа стиха меняется, стих становится говорным. Количество иктов между не иктами.
  5. Некрасов склонен к автологической речи, т.е. речи, обозначающей саму себя. Речь без метафор, не украшенная тропами. В ту эпоху у Некрасова нет конкурентов в данной особенности. До этого только у Пушкина было что-то подобное: «Я вас любил, любовь еще, быть может…».
  6. Некрасов всеми особенностями поэтики шокировал людей: его городские сцены казались далекими, его безыскусность, пересказываемость стихов – все это вызывало шок.
  7. Некрасов не создает изящную литературу, а, напротив, разлитературивает ее.

 

ТРИ ПЕРИОДА ЛИРИКИ НЕКРАСОВА

  1. Ранний Некрасов

Бегун романтизма, период сборника «Мечты и звуки»

  1. Период «Физиологии Петербурга»  «Натуральной школы»

Стихотворная форма не играет никакой роли. Некрасов знает, как писать, о чем писать (вокруг Петербург с угнетенными людьми). Он вносит в очерк элементы фельетона. Срединный период творчества Некрасова. Поэт сатирик, изображающий разные формы жизни.

  1. Подлинный Некрасов (сливается во 2-м периодом)

Великий русский поэт. Некрасова чтила высоко Ахматова. Он не знает, про что писать и как, потому что народ молчит и не внемлет, оказывается, что народоутопия ущербна, ему не нужна свобода. Некрасов поднимается на один шаг рефлексии и задается вопросом, что значит его собственное страдание по отношению к народу? Возникает Некрасов, который сомневается в основах своего творчества. С 1856 года начинается Некрасова, которого никто не понимает.

Мир Некрасова – расколот между природной целостностью и городской нецелостностью.

Элегия – грусть, не имеющая причины.

О фельетонисте Межевиче Панаев

 

ЛИТЕРАТУРА НА ГРАНИЦЕ 1856 ГОДА

События:

- Крымская война

- Ослабление цензуры

- Отмена Ватурлинского комитета (в него входят 5 чиновников во главе с Ватурлиным) 2 апреля: цензура над цензурой

- Эпоха перестройки и гласности

- Эпоха всеобщего подъема

- Широкие дискуссии по поводу крепостного права

- Эпоха коренных изменений в русской журналистике

 

В середине 1850-х годов из «Современника» уходят литераторы нерадикального образа мысли: Фет, Тургенев, Дружинин и т.д.; туда привлекают Чернышевского.

В 1856 году состоялась дискуссия межу Дружининым и Чернышевского: Чернышевский предлагал вернуться к 1848 году, году смерти Белинскому, и развивать литературу; а Дружинин предлагает вернуться к 1837 году смерти Пушкина.

М.Н. Катков выдвигается в этот период на первый план.

Краевский

Некрасов

Катков – журнал «Русский вестник», начинает издаваться в 1856 году. Катков опубликовал всю русскую литературу: Тургенев, Достоевский, Лесков, Толстой и т.д. Роль «Русского вестника»: Катков – консерватор, он резко выступает против поляков, он государственник. Ему платят самые высокие гонорары. Он поддерживает положительное направление в русской литературе, которое отстаивал Булгарин со своей риторической школой: нужно привлекать внимание к образцам поведения. Катков желает выступать против революционеров. В 1877 году Толстой ссорится с Катковым и изымает роман «Анна Каренина» из журнала.

«Млечный путь» - роман, где все по меркам Каткова была правильно.

Литература становится инструментом идеологии.

 

Лекция 10.05.2012 год

 Есть три варианта последовательности расположения глав в «Кому на Руси жить хорошо»:

  1. Обычная знакомая нам последовательность: Пролог, Последыш, Крестьянка, Пир на весь мир

2.Чуковский: 1.Пролог 2.Пир на весь мир 3.Последыш 4.Крестьянка

  1. Сакулин: 1.Пролог 2.Крестьянка 3.Последыш 4.Пир на весь мир

Гриша понимает то, что не было дано рассказчику, он находит то, что на самом деле не ищется.

 

  1. Д.И.Писарев: журнал «Русское слово», радикален чем Чернышевский, он против обличительной литературы, не надо указывать на недостатки, а нужно прямо говорить, как действовать, ибо литература – средство, способное показать, как быть. Писарев развинчивает культ Пушкина, говорит, что он ничему не может научить обществу. Впервые Пушкина пытаются сбросить с парохода современности.
  2. Иммигрант Герцен радикальнее Писарева и Чернышевского. Издает за рубежом «Колокол» и «Звезда» - газета и альманах, в которых издается все, что не издалось бы в России. Герцен считает, что функция литературы – художественно обобщить явления жизни и указать на ее недостатки. Две статья также были им написаны – «Очень опасно!!!» и «Лишние люди….»
  3. Литературная борьба в «Современнике». Момент ухода Тургенева в «Русский вестник» из «Современник». Роман «Накануне», в нем человек, который борется с турками. Статья Н.К. Леонтьева (его предлагает издать Тургенев), он ругает Тургенева. Некрасов отказывает.

Соотношение теории и практики, мысли и поступка – состояние литературы. Лишние люди – больше не удел, такие как Печорин больше не нужны. Теперь будь активен, предлагай что-то – вот проблема эпохи. Тургенев – художник с тремя стадиями развитиями: стихи, романтический, натуральная школа, потом роман. В его романах – проблема решительности, мысли и поступками, теории и практики – универсальная ситуация в романах Тургенева. Л.В. Кумпанский пишет об этом. В центре романа слабый мужчина или женщина (идейная, страстная и чуть холодноватая).

Общественные условия, критика, умонастроение свидетельствовали о том, что героем является деятель, как главный человек эпохи. Однако в литературе появился другой ответ на вопрос, кто является героем нашего времени. Литература взяла на себя прагматическую функцию – дать другой ответ, у нее герой – не деятель.

Три произведения:

Роман «Тысяча душ» Писаревского

Роман «Дворянское гнездо» Тургенева

Роман «Обломов» Гончарова

1856 – дебют Салтыкова-Щедрина «Губернские очерки» в «Русском вестнике»; Некрасов издает сборник стихотворений в этом году (Поэт и гражданин), Островский в 1856 году публикует пьесу «В….похмелье».

«Рудин» Тургенева + собрание сочинений Пушкина в 1856 году, под ред. Анненкова, т.е. Пушкин становится предметов изучения.

1857 год – «Юность» Толстого, пьеса Островского «Доходное место», Аненнков «О Станкевиче».

1858 год – «Ася» Тургенева, Писевсикий «Тысяча душ», «Альберт» Толстого
1859 год – «Обломов» и «Дворянское гнездо».

Майков, Полонский и т.д. – публикуются в это время.

 

Писарев -  у него жесткий подход к литературе, она должна давать правила поведения, в ином случае эта литература замутняет: с этой точки зрения Писемский ярко выражает свою мысль, Тургенев прогрессивен, но туманно выражает свою мысль, а Гончаров и туманно выражается и высказывает мысль.

 

А.Ф. Писемский

 

Он принадлежал к кругу авторов «молодой редакции», также Максимов, Эдельсон, Григорьев и т.д.

Писемский писатель, старающийся добраться во всем до деталей, описывающий быт. Он не устойчив в своих убеждениях.

1821 – 1881 год – годы жизни.

Вначале он член редакции «Москвитянина».

Затем Писемский перебирается в «Современник», там он переходи на другие позиции радикального направления. В 1857 году он уходит из «Современника» в «Библиотеку для чтения», публикует фельетоны под псевдонимом Никита Безрылов. В 1863 году – первый антинигилистический роман «Взбаламученное море» в «Русском вестнике» - роман консервативный, против Базарова. Во 2-ой половине 60-х печатается в «Отечественных записках» под Некрасовым. Его роман – энциклопедия. Его герой Яков, смотритель училищ, герой не меняется, а вокруг него вращается мир, он попадает в разные ситуации в городе, в каждой ситуации он как-то себя ведет, совмещая две крайности: хочет принести пользу, сделать что-то важное, но в то же время это человек беспринципный, способный бросить возлюбленную, жениться на деньгах и т.д., он человек, который смотрит на соседа и думает, какой это безнравственный человек. Его путь заканчивается в Москве. Тургенев начинает свою интерпретацию в той точке, где Писемский останавливается, потому что в его романе «Дворянское гнездо» в журнале «Современник». Проявить себя герои могут в отсутствии воздействий. Владимир Паншин – образцовый герой времени. Финал романа растолковывали по-разному: Лаврецкиий проиграл, не борется за свое счастье, ничего не делает, чтобы воспрепятствовать поражению. Распад дворянских гнезд

Второй вариант истолкования – не поражение, а победа. Х.Г. Госет. Человек, убежденный в реформах, который осуждает, видит только причинно-следственные положения. Лаврецкий победил. Две финальные сцены говорят нам, что Тургенев вкладывает больше, чем факт того, что Лаврецкий не способен внимать воздействиям. Лиза поступает нелогично, а посему дворянское гнездо продолжает существовать. Все романы Гончарова были задуманы в начале 40-х годов, в его романах всегда есть противопоставление усадьбы и города.  Гончаров развинчивает Тургенева, потому считает, что у него триология. Тургенев вступает в полемику. Каждый из романов по мнению Гончарова – обращение к отдельной эпохи, роман для него – это эпический жанр, статичный, сформированный. Роман нужно писать тогда, когда нечто сложилось. Тургенев же пытается застичь явление прямо в момент рождения.

  1. Две экспозиции: он публикует отрывок из начала «Обломова». Роман с двух точек. Линейное время – подвластно нашей воле.
  2. Социальное отсутствует, только природное, крепостные и помещики ничем не разделены, они все люди.
  3. Люди заняты первоначальными природными действия. В Обломовке никогда никто не умирает.

 

Лекция 17.05.2012 год

Последовательность романов Тургенева:

1.Бедные люди - 1846

2.Униженные и оскорбленные - 1861

3.Записки из подполя

4.Претупление и наказание

5.Игрок

6.Идиот

7.Бесы

8.Подросток

9.Братья Карамазовы - 1880

 

В начале романа «Обломов» подвергается сомнению три основные параметра романа:

- Характер

- Сюжет

- Язык

 

Обломов пытается делать только то, что соответствует его внутренней жизни. Он поступает активно, когда чувствует, что ему это интересно. Экзистенциализм – преобладание существования над сущностью.

 

Обломов и Штольц (на русский перевод. как гордый)

Штольц – антипод Обломова. Штольц – точная копия Обломова. Обломов – человек, который действует тогда, когда чувствует свою целостность в этом действии. А Штольц – это человек, чья активность столь же фундаментальна и не имеет предпосылок. Он тянется в Обломову, потому что у них одинаковая концепция действий.

0.Обломовщина как фундаментальное начало

1.

2.

3.Дача

4.Выгонная сторона: Обломов женат

Обломов возвращается к себе, ибо Выгонная стороны – проекция Обломовки. Нет никаких препятствий, по причине которых Ольга с Обломовым расстаются, просто Обломов – другой, и не может быть с Ольгой. Штольц в конце романа не тот, кем он был в начале, оказывается, что есть люди, которые не поддаются советам и уговорам (про Обломова).

 

Литература 1861-ого года

  1. Шестидесятничество

Границы «60-х годов» - 1856 -1861гг.

1956 год – съезд партии.

Общественный фонд этих годов:

В 19 веке (1861-65) – спад, крестьянские волнения из-за манифеста, 1862 год – Петербургские пожары (1-ый теракт в России)1863 год (ему 35 лет) – арест Чернышевского на всю жизнь, но он невинен; возникает «Земля и воля», 1866 год – Каракозов стреляет в императора. Начинается охота на императора.

Что происходит в литературе:

В центре внимания спор о новых людях. В центре три произведения: роман «Отцы и Дети» Тургенева 1862 год у Каткова в «Русском вестнике», «Что делать?» 1863 год в «Современнике» Чернышевского и в 1863 году «Записки из подполья» Достоевского в журнале «Время» (у них было два журнала – «Время» и «Эпоха»).

Статус литературы в это столетие:

Произошла профессионализация в 30-х годах, дальше в 40-х литература испытала два параллельных процесса: стала уже собственных рамок, потому что художник – работник, профессионал, с другой стороне она и расширила свои рамки, потому что стала писать о том, что и в газетах и т.д.

В 1856 году литература дает альтернативные ответы – «Герой нашего времени». Начиная с 1861 года, литература опережает жизнь. Эти три произведения – и есть новые люди: Базаров – прагматик и т.д., т.е. новые люди – в трех произведения. Новые люди – теоретики, сконструированные авторами, теперь литература ставит эксперименты, опережает жизнь.

Четвертая стадия: литература – лишь материал для каких-то политических построений.

«Отцы и дети» Тургенева

1.Позитивизм – движение философии 19 века, предполагающий культ позитивного познания, т.е. любое знание является таковым, если она проверено. Это знание опирается на опыт. Базаров – позитивист, позитивизм – переворот в сознании, из Европы и Германии импортировалась идеалистическая концепция Шеллинга и Канта.

2.Нигилизм – слово, придуманное раньше Тургенева, основано на корне слова «ничто»; нигилист – человек, философия которого основана на «ничто». «Ничто – это то же самое, что все».

Базаров эволюционирует сам. Он автор многих афоризмов. Как врач, он лечит общество. Для родителей смерть Базарова не прошла даром. В Базарове победила природа.

 

Лекция 24.05.2012 год

Для 114 группы – 18 июня в 15.45 в аудитории 390. Письменная контрольная работа на 45 минут в виде тестов.

Консультация по экзаменационным вопросам. 20 июня в среду в 12.00 114 группа.  

 

Роман о «Новых людях» - начало 60-х годов

Многие события в российской жизни происходят впервые на страницах книг.

1863 и 1964 года – литература – политическое средство.

 

Н.Г. Чернышевский

1828-1889гг

В 1863 году он удален навсегда из Петербурга, куда вернулся только перед смертью, его вина не доказана.

Роман Чернышевского «Что делать?» - Библия действия, ее читали вслух, на духовных семинарах и т.д., хотя он были изъят из журнала, в котором печатался.

В 20 веке Чернышевский был любимым писателем Ленина, возносился в то время; а в постсоветское время роман удален из школьной программы.

  1. Чернышевский – разночинец (группы людей разных сословия, для которых образование – социальный лист); Чернышевский из семьи священника. Считает себя чужим в дворянском обществе, стеснителен, знает иностранные языки, но плохи на них говорит.  
  2. Чернышевский – цифровой человек. Он позитивист, пытается все перевести в цифры, он любит все исчислять, переводить на язык цифр. «Дневник Чернышевского» - писался шифром из цифр, который потом был расшифрован, он был шедевром. Он записывает там свои расходы, сколько верст прошел по Петербурге, считает, сколько букв писал за день. Он – человек пишущий, для него правда – только то, что записано. В ссылке, есть сведения, он диктовал десятки романов, переводит томами с французского. Чернышевский назвал «диалектика души» прием Толстого, которым он описывает душу.
  3. Эстетика Чернышевского. Он учится в Петербургском университете. Его научный руководитель – А.В. Никитенко – редактор «Современника». Никитенко задает тему диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» Чернышевского, которая долго не разрешалась к защите. В 1855 году он все-таки защищает ее, но в то время он уже в «Современнике». В 1856 году состоялась полемика между Дружининым и Чернышевским, Чернышевский настаивает на возвращение к литературе после смерти Белинского, а Дружинин к смерти Пушкина. Чернышевский пытается решить главный вопрос для гуманитария: где прекрасное и эстетическое? Есть несколько вариантов ответа:

1.Прекрасное – объективное свойство предметов, прекрасное – материальное свойство (это белое, это красное и т.д.);

2. Характеристики нашего сознания, а не реальности; 

3.Чвойство искусства

Чернышевский воюет в Гегелем (создатель последней диалектической системы. По нему возникает равновесие идеи и образа или прообраза и образа. Когда образ совпадает с идеей – по Гегелю это и есть прекрасное. Если идея превышает образ возникает комическое; если перевешивает образ, то возникает трагическая ситуация, где человек больше чем миропорядок).

Чернышевский говорит, «что прекрасное – есть жизнь». Прекрасно то, что напоминает нам красоту: дерево цветущее – прекрасно, увядающее – нет и т.д. Антропологизм – сочетание объективных свойство материи и учет восприятия человек – ключевое слово для Чернышевского.  (Пример с крокодилом)

Три задачи у искусства:

1.Отразить реальность

2.Объяснить реальность

3.Прознести приговор реальности

 

Роман «Что делать?»:

1.Двойствиенность – ключевой принцип романа, всякая мысль имеет противомысль.

А) Автор, рассказчик – двойственен; с одной стороны – он немощен, у него нет таланта и т.д. Но с другой стороны он побуждает читатель понять, что он хочет сказать.

Б) Читатель проницательный – глупый читатель с одной стороны, примитивный и т.д., но с другой стороны, проницательный читатель – тот, кто может услышать, узнать о «новых людях» и т.д.

В) Евангелие. Это роман-проповедь. Хлебом единым жив человек. Проповедь ясная, но она антихристианская.

Г) Утопия и антиутопия: роман о том, как достигается счастье, но одновременно и роман о том, чего нет (утопия – место, которого нет). Если реализована утопия, там есть и антиутопия.

2.Литература и жизнь. В это время между ними – странные отношения, романтик жил, как писал и т.д.

1863 год весна – коммуны Веры Павловны сначала в книге, потом появляются в Петербурге. Им руководит Слепцов.

1864 год – роман Лескова «Некуда», в котором знаменская коммуна возвращается в жизнь, но со знаком минус. Сменяется несколько состояний литературы: романы о новых людях, потом антинигилистические романы: «Некуда» Чернышевского, «Взбаламученное море» Писемского и «Марево» Клюшников: в них есть преступники, безбожники, из-за которых в России столько проблем.

3.Новые люди и разумный эгоизм. Новые люди – как апостолы, теоретики, у них есть убеждения, согласно которым они живут. Автор говорит, что знает 8 особенных людей, они живут по особой выгоде и особым правилам. Среди них есть особенный человек Рахметов. Выгода здесь носит теоретический характер. Разметов всегда поступает наоборот в сравнении с очевидным, могу бы жить в богатстве, но предпочитает другое: он поступает вопреки тому, что ему бы послужило выгодой № 1. Так он поступает, чтобы отдать свое другим.

4.Разумный эгоизм. Это принцип этики, который противоположен религиозной концепции, по которой следует делать жертвы для других и т.д. А разумный эгоизм основан на позитивизме, если двое мужчин борются за женщину, если они новые люди, удалятся по разным углам и зададутся вопросом: «что для меня лучше?».  И когда они вновь сойдутся, их ответы будут одинаковы.

Роман «Что делать?» - инструкция, как жить.

 

«Записки из подполья»

 

  1. «Записки из подполья» - подпольный человек говорит, что по своей выгоде может жить только животное, а человек не может.
  1. Достоевский издает два журнала с братом «Время» и «Эпоха».
  2. Почвенничество – что-то на своей почве, необходимо что-то, что вырастает само по себе, свой рационализм, подобный Западу. «Леди Магбет» Лескова в «Эпохе» – кукиш Толстого.
  3. Начало «Записок» - в нем все времена, он говорит, что он злой, «Записки» - главное произведение Достоевского, которое расходится на все остальные произведения Достоевского. Подполье – метафора пространственное, человек, живущие в щели, а с другой стороны подполье – дыра в его собственной голове.
  4. Цитата «Слишком сознавать – настоящая полная болезнь». Слишком задумываться о себе – вредно. Задумываться – отчуждает от себя подлинность чувства. Это человек с абсолютным сознание, в котором кипят противоположные элементы, не дающие ему быть добрым. Во мне есть сразу все, я и добрый и злой – говорит человек из подполья. С таким человеком очень опасно, он может сделать все, что хочет.
  5. Ментальные принципы человека. Почему так получилось? Потому что он всегда поступает вопреки тому, как о нем могли подумать. Когда он меняется, он перестает быть подлинным там, где является самим собой. Вторая часть повести – некие иллюстрации. Самый знаменитый случай – с проституткой Лизой. Вторая иллюстрация – «Шинель» Гоголя. Подпольный человек наряжается, приобретает шинель, но только на один раз, чтобы стукнуться плечами с офицером. Подпольный человек замкнут в своем мире, обречен.
  6. Создаются два предельных образа: рационалистический и иррационный: т.е. Рахметов и человек из подполья. Хотя они равны, одно и тоже.

 

 

Лекция 31.05.2012 год

 

Толстой и Достоевский в 60-е года

Возникают антинигилистические романы: Писемский «Разболомученное море»; Лесков «Некуда», Клюшников «Марево».

Художественная дискуссия вокруг народных предметов.

Литература была маргинальна даже во времена Пушкина.

А. Стычка с властью. Взаимодействие властных проектов и творческих людей – это сложный и противоречивый процесс. Романы идут на убыль, литература утрачивает количество мощных писателей, в 60-е годы многие умирают, Гончаров молчит и т.д.

60-е годы – для Достоевского стержневого время.

Он возвращается, был сентименталист, почвенник, «Записки из мертвого дома» - переломный момент: несоответствие внутреннего и  внешнего человека, они не взаимодействуют.

Достоевский журналист, работает в контакте с современностью, на прямом с ней контакте, многие его произведения основана на реальных уголовных делах. 61 – Время 63 – Эпоха – журналы Достоевских.

В 70-е Достоевский участвует в редакции журнала «Гражданин», оттуда выделяется «Дневник писателя» - главное, что создал Достоевский, он велся от корки до корки одним человеком, пестрый: что-то случилось, Достоевский об этом пишет, уме Некрасов – Достоевский пишет. Есть переписка, публикующаяся там, критические статьи, посвященные произведениям.

Достоевский в середине 60-х впадает в двойную зависимость: Катков и издатель Стеловский (у него перед ним обязательства), Достоевский пишет за несколько недель «Игрок». У Достоевского появляются два замысла, связанные с 40-ми годами, когда он фиксирует человека, в котором есть много лишнего. Два разных замысла характеризуются у него: роман о положительно прекрасном человеке – «Князь Христос» и роман о великом (другая линия характеров) грешнике.

 

«Преступление и наказание».

1864 Записки из подполья

66 Преступление и наказание

68 Идиот

72 – Бесы

  1. Раскольников и подпольный человек.

Подпольный человек стремится к свободе, всегда поступает наоборот, лишь быть непредсказуемым, быт свободным.

Раскольников похож: он абсолютно добр, он никакой, и непонятно, что от него ожидать; но также он антипод подпольного человека, потому у подпольного человека нет никакой теории, нет концепции в отличие от Раскольникова. Подпольный человек распадается на определенные типы: 4 брата в «Братьях Карамазовых». Подпольный человек иронизирует над любой чертой характера. Для него может быть такого, чтобы характреа не было. Раскольников, напротив, предсказуем, все его поступки вращают вокруг ключевых мотивов: проверить теорию, идею и проверить себя относительно этой идеи.

  1. Роман назван «Преступление и наказание»,

но мы понимаем, что роман легко превращается в грех и воздаяние, и брезжит слово раскаяние – оно ключевое, «П и Н» - пара событий, пытающиеся улучшить человека, дать шанс раскаяться – это неправильно, такой мысли в произведении нет. Теория Раскольникова делится на два типа: тварь и право имеет. Человек, который право имеет, не должен испытывать раскаяния. Он должен сказать «Это я сделал». Смысл романа трактуется зачастую неправильно. Это роман-детектив, где мы знаем, кто убил. Два параллельных расследования, стремление Раскольникова – попытка стать Наполеоном, стать человеком, право имеющим.

Испытание личности – заканчивается на второй странице, он проигрывает, Раскольников идет делать пробу и т.д. Он боится наказания, не соответствует теории, потому что боится, его поступок не соотносим с теорией. Испытание характера на соответствии теории заканчивается на первой теории.

Испытание теории вообще – это не замена одной теорией другой, более правильной. Послание апостола Павла, оно представляет собой теорию: если я убиваю, потому что кто-то так сказал, то меня в этом поступке нет, я не виновен. Сама теория делает все поступки предсказуемыми.

I этап. Жизнь не закрыта теорией. Человек чувствует в себе свободу. Внешние поступки никакого значения не имеют, важно только внутреннее движение души: грешник Павел становится апостолом.

II этап. Мир закрыл теорией. Человек поступает по умыслу и замыслу. Если мысль опережает поступок, ничего поделать нельзя.

В результате общения с Соней, он понимает, что не соответствует теории, он понимает, что никакая теория не верна.

 

Роман «Бесы» написал вокруг Нечаевского дела – человека, благодаря которому был убит И.И. Иванов. В этом романе Достоевский говорит, что в провинциальном городе существует эта пятерка, уверенная в будущей революции. Здесь иррационализм сочетается с рационализмом. Здесь высмеиваются революционеры и ставен на первое место – христианские идеи = это плоское толкование романа. В этом романе говорится не то, что какие идеи верны, а какие-то нет, а то, что любая теория, доведенная до предела, переворачивается и становится себе противоположной. Бесы не имеют никакой мысли, не несут никаких бунтов, они выворачиваются сущность; этот роман – приме того, как бесовское начало выворачивают сущность, но не меняют ее.

 

Толстой Л.Н.

1828-1910 гг. Вместе с братьями и сестрой. Мать умерла. Из Ясной Поляны он уезжает в Казань, где поступает в университет. Он был очень сосредоточен на себе, делает только то, что ему нравилось и было интересно. И на юридическом нет успеха, он отчисляется. В конце 40-х 20-ний Толстой в просаке: у него нет ничего, у него ник чему не лежит душа, и он становится писателем. В 50-х годах он издает «Детство», «Отрочество», «Юношество», а потом три «Севастопольские рассказа».

  1. Кризисы.

Развитие Толстого  - то на вершине славы, то на дне упадка.

Толстой уходит из литературы, уезжает в Ясную поляну, пашет, создает школы для детей. В 1849 году он отправляется на Кавказ.

В 1859 году роман-предпосылка «Анны Карениной». Роман не популярен. В этот момент знамениты Обломов.

В 1869 году он испытывает арзамаский кризис.

Начинается эра Толстого-революционера – 1889 год. Вплодь до 10-ого года, когда Толстой уходит и умирает.

1863-69 год – «Война и мир».

Середина 60-х – «Анна Каренина».

Толстой не Петербургский писатель. Один раз он сошелся с кругом литераторов, но он московский человек.

  1. Главный ориентир Толстого – эпоха Просвещения и Ж.Ж. Руссо, как центр этой эпохи.

Отношении культуры и цивилизации – тема Толстого. Он идет мимо Натуральной школы и романтизма, он исходит из эпохи, когда их даже не было. Лейтмотив Толстого – мотив ухода от городской культуры, от культуры вообще к природе: попытка слиться с природой: Пьер Безухов, прокурор Головиным (Смерть Ивана Ильича).

  1. Главная книга Толстого.

Толстой не работает на грани современности, он не любит в отличие от Достоевского современность. У них с ним общие друзья, но считается, что они не виделись никогда. Толстой – для не важны природные ценности. Он говорит, что не назвал бы журнал «Современник».

 

  1. История создания книги Толстого.

Он задумывает написать о человеке - декабристе, который возвращается в столицу после ссылки. Толстой отодвигает прошлое романа. Нужно показать первые общества в России: союз спасения и благоденствия. Он отодвигает действие в прошлое: описывает события исторические: наполеоновский войны в 1805 году и т.д.

Его упрекают в том, что у него не так стоят войска и так далее. Но смысл его романа – не в исторической точности.

  1. Жанр

Толстой задумывает роман, но книга перестает им быть по мере создания. «Война и мир» - есть то, что и как хотел выразить автор». – Толстой говорит, что это просто книга, что выразилось, то и есть. Это вещь без жанровая. Это не роман, где есть начало, действие и конец, он выходит за пределы этого. Она нигде не заканчивается и нигде не начинается.

Н.Н. Страхов в 1869 году опубликовал пять статей, где произнес, что это роман-эпопея. Эпопея: «Илиада» Гомер, рома – эпос нового времени.

РОМАН НОВОГО ВРЕМЕНИ:

- Наличие субстанциальных (краеугольных) событий. Толстой сочетает и субстанциальные события (исторические, мировые) и подоплеку.

Мир как Вселенная. Как антипод войны. Как община.

- Характер. В эпосе у людей нет характера.  Мир эпический – закрытый мир, все заранее предсказано, но человек все равно идет, воюет, умирает. Характер в романе Нового времени иной. Наши чувства не спроецированы Богом, они принадлежат нам.

- Две экспозиции. Книга Толстого начинается в двух точках: Петербургская экспозиция – Салон Анны; и Московская экспозиция – именины двух Наташ. Салон: люди сведены к деталям. Дом Ростовых: нет никаких правил, все ведут себя естественно.

- «Неснятые противоречия» – С. Гончаров, он говорит, что книга Толстого – где на тезис находится антитезис. Все существует одновременно.

- Остранение – термин Шкловского – каляка с термина Гегеля – отстранение. Остранение – прием Толстого, когда он прекращает обычное, знакомое в странное. Ребенок – универсальный, он идеальный ребенок Руссо, он чист и мудр. Николай Ростов бросает пистолет перед французом, и думает, что почему они должны убивать друг друга – знакомое в странное.

 

Пьер и Андрей. Это главные герои, потому что более других даны изнутри. Их жизнь как и у Толстого: то воспаряют в небеса, то падают вниз: Аустерлицкое поле и Андрей который видит небо: остраненный взгляд (знакомое-странное). Андрей и Пьер предельно далеки от идеала Толстого: от Платон Каратаев. Они оба люди, никогда не способные приблизиться к природе. Ключевая сцена – когда Андрей получает ранение.

 

Эпилог.

Н.К. Михайловский написал статью о Толстове, где сказал, что Толстой-ходожник – гениален, а Тостой-мыслитель – не гениален. Он дает инструкцию, как читать роман. Но это неправильно. В эпилоге изображается новое семейство. В эпилоге философия истории разыгрывается в двух измерениях: чем выше человек возвышает по социальной лестнице, тем меньше может влиять на свою судьбу. Идеальный человек – находится в гармонии с природным целом – это первое измерение. 2-ое – есть несколько эпох жизни: 1. Боги 2. Наука, отменяющая древние верования, Богов.

Он в конце накрывает жизнь концепцией и превращает в жесткую схему, как в Петербурге, где люди подобны марионеткам. Толстой в отличие от Достоевского не стремится сформулировать новую теорию, а присвоить готовое, что все уже состоялось, но нужно понять, что это теперь мое, имеет все отношение ко мне. Сделать подлинно своим – сделать ясное, готовое, известное всем. Так поступает Анна Каренина, Головин и т.д. Это Толстовская логика.

 

В романе больше важна Петербургская концепция. 


18.06.2015; 00:30
хиты: 414
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь