пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» ИРЛ

ИРЛ до 25

Первый и второй вопросы предназначены для устного ответа и сформулированы по материалам лекционных и семинарских занятий. Например: «Литературное движение 1840-х годов. Полемика "московского" и "петербургского" направлений».

Экзаменационные вопросы №№ 1 и 2.

 

1. Литературное движение 1840-х годов. Полемика «московского» и «петербургского» направлений.

Кардинальные перемены в сфере литературы. Профессионализация: в 30е-40е годы литератор уже включён в систему профессиональных отношений. В эпоху романтизма это не поощрялось, т.к. автор был близок к своему герою. Первые профессионалы – Пушкин и Белинский.
Переход от поэзии к прозе, от романтизма (внутренний мир выдающейся личности) к реализму (соотношение индивидуального и социального в человеке).
Центром литературного процесса стал толстый журнал. Первый – «Библиотека для чтения» (издатель Смирдин, редактор Сенковский). Одновременно это и литературный клуб, т.к. в одном журнале часто публиковалось и произведение, и критика на него. Критика – уже не о красоте стиля, а об актуальности, о социальных проблемах, злободневности. В основном журналы и критика – в Петербурге, т.к. это столица.
Полемика Москвы и Петербурга. Наиболее чётко показана в статье Гоголя “О движении журнальной литератур в 1834 и 1835 году”.
Гоголь отмечает, что за последние два года (1834-35) журнальная деятельность не являла собой практически ничего, стоящего внимания. Он отмечает монополию «Библиотеки для чтения» в сфере толстых журналов, однако критикует деятельность редактора Сенковского. Гоголь обвинет его в отсутствии программы журнала, противоречивости публикуемых критических статей, отсутствии вкуса, бесцеремонном вольном редактировании печатаемых в журнале произведений, а также в любовании собой и собственными произведениями, на самом деле являющимися подражаниями французским романам. «Северная пчела» названа Гоголем “корзиной, в которую сбрасывал всякой всё, что ему хотелось”, а «Сын отечества» – изданием незаметным во всех отношениях. Своего рода оппозиция «Библиотеке для чтения» была представлена петербургскими же «Литературными прибавленими к Инвалиду» и московским «Телескопом», а также появившимся позже «Московским наблюдателем». Однако эта оппозиция продержалась недолго, поскольку ни одно из названных изданий не имело чёткой программы и плана действий. Гоголь отмечает, что критика московских журналов гораздо более разумна, нежеи статьи в петербургских изданиях, но в целом осуждает публицистику 1834-35 гг. за пренебрежение к собственному мнению, литературное невежество, отсутствия вкуса и интереса к предмету критики и мелочное щегольство. По мнению Гоголя, ни одно действительно важное событие в мировой и русской литературе критикой того времени не отмечено, а действительно достойные литераторы (например, Жуковский, Вяземский, Крылов и т.д.) попросту не видят смысла принимать участия в журнальных склоках.

2. Московская и петербургская журналистика 1840-х годов: основные издания, их литературное направление, издатели и редакторы.

Москва: “Москвитянин” (1841-56 гг.), издатель - М.П. Погодин, редактор – С.П. Шевырёв. Консервативный, славянофильский журнал, ратующий за упрочнение традиционных ценностей, за то, чтобы не идти на поводу у публики. “Молодая редакция”, в которую входил Островский.
(“Телескоп” и “Московский наблюдатель” уже закрылись).
Петербург:
1) “Отечественные записки” Краевского (до 1884 г.), западнический и прогрессивный, старается идти в ногу со временем, именно Краевский переманивает в Петербург Белинского, “открывает” Лермонтова; Некрасов – не только поэт, но и издатель, автор лит.проектов.
2) “Библиотека для чтения” (издатель Смирдин, редактор Сенковский) – попытка следовать интересам читателя, самый первый толстый журнал (с 1834 г.); Сенковский сам правит авторов, убирает главы из переводов.
3) «Современник» - 3 этапа: 1836 г. – Пушкин, журнал выходит 4 раза в год; после смерти Пушкина редактором стал Плетнёв, его товарищ и издатель, при нём журнал уже не бл популярен; с декабря 1846 года Некрасов и Панаев уходят из журнала Краевского и выкупают «Современник», редакторы – Никитенко, Белинский. Именно здесь в 1847 году дебютируют многие русские писатели первого порядка (Тургенев, Достоевский и пр.).
4) «Северная пчела» Ф. Булгарина, имевшего дурную репутацию доносчика. Попытка соединить назидательность (изображение положительного примера для устранения социальных проблем) и развлекательность. Напр., после публикации очерка А.П. Башутского «Водовоз» о несчастном герое, умирающем от тяжёлого труда, Булгарин пишет очерк «Водонос» о счастливом, довольном жизнью герое.

 

3. Кружок Н.В. Станкевича: место и время существования, состав, философские основы, особенности культурного поведения участников.

Литературно-философское объединение, сложившееся вокруг Н.В. Станкевича в конце 1831. До 1834 в кружок входили студенты Московского университета Я.М. Неверов (будущий деятель народного просвещения), С.М. Строев (впоследствии историк), поэты В.И. Красов, И.П. Клюшников, А.А. Беер (будущий известный академик-славист), филолог и историк О.М. Бодянский, с 1832 — К.С. Аксаков. В «послеуниверситетский», наиболее активный период в деятельности кружка Станкевича участвовали В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, П.Я. Петров (впоследствии учёный-востоковед), В.П. Боткин, М.Н. Катков, Ю.М. Самарин; близок к Кружку был Т.Н. Грановский. Объединённые интересом к философии, истории и литературе (мировой и отечественной), неприятием крепостничества и самодержавия, кружковцы, собираясь в доме Станкевича, занимались главным образом изучением трудов Ф. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля и немало способствовали распространению в России идей классической немецкой философии, гуманистического просветительства, а также развитию русской, и в частности московской, журналистики 1830-х гг. («Телескоп», «Московский наблюдатель»). В связи с отъездом Станкевича за границу кружок к 1839 распался.

 

4. Альманах «Физиология Петербурга»: история создания, состав авторов, концепция (статьи В.Г. Белинского)

 

Издавался в 1845 г. Некрасовым

Альманах – это предшественник толстого журнала. Выходил примерно раз в год. Менее коммерческий, чем журнал.

Символика названия. Физиология – наука о функционировании живого организма.

Концепция человека в натуральной школе противоположна концепции человека в романтизме. Человек есть сумма внешних воздействий. Типичный герой, не исключительный, Не индивидуальное, а социальное, групповое.

 

Первая часть альманаха состоит из двух вступительных статей В.Г. Белинского («Вступление» и «Петербург и Москва» и очерков, имеющих в своем названии прилагательное “петербургский”:

“Петербургский дворник” В.И. Луганского (Даля)

”Петербургские шарманщики” Д.В.Григоровича

”Петербургская сторона” Е.П. Гребенки

”Петербургские углы” Н.А. Некрасова.

 

Вторая часть состояла из 5 статей:

Александринский театр, соч. театрала...(В.Г.Белинского)

Омнибус (А.Я.Кульчицкого)

Петербургская литература (В.Г.Белинского)

Лотерейный бал (Д.В.Григоровича)

Петербургский фельетонист (И.И.Панаева)

 

Задачей альманаха, как писал Некрасов, было «раскрыть все тайны нашей общественной жизни, все пружины радостных и печальных сцен нашего домашнего быта [...], ход и направление нашего гражданского и нравственного образования».

 

5. Характеристика очерков, составивших первую часть альманаха «Физиология Петербурга»: жанровые особенности, стиль.


В “Петербургском дворнике” выведен один из центральных типов литературы нового периода – маленький человек, представленный читателю характерной городской фигурой, встречавшейся на каждом шагу. Изображая дворника, Луганский схватывает социальный тип «живьем», соблюдая тем самым основной принцип физиологического очерка. Тон очерка сурово правдив: в нем нет никаких сентиментальных нот, упрощенного  сочувствия униженному человеку. Наоборот, Григорий у Луганского – существо не только бедное, но одновременно и корыстолюбивое. События очерка показаны объективно, отсутствует образ рассказчика.


Затем следовал очерк «Петербургские шарманщики» Д.В.Григоровича. Здесь значителен чисто этнографический элемент, пространные рассуждения, откуда и как в Петербурге оказываются шарманщики – итальянцы, шарманщики – немцы. Автор воссоздает живой фон выступлений шарманщиков, толпы зевак, жителей подвалов и чердаков, разных сословных кругов Петербурга. Есть особенная черта в очерке Григоровича: чувствительный сентиментальный налет в духе популярных тогда диккенсовских приемов описания городских трущоб.


Следующий очерк – «Петербургская сторона», написанный Е.П. Гребенкой. Показаны самые отдаленные кварталы северной столицы, где живут отставные чиновники – люди, потерпевшие крушение в жизни, люди, над которыми постоянно висит угроза гибели. Автор заставляет читателя задуматься над смыслом окружающей его жизни, муками городской бедноты. Здесь явно подхвачен открытый публицистический прием Пушкина – обращение к читателю – “Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином только от побоев, и то не всегда ( ссылаюсь на совесть моих читателей) ”. Подобные   обращения к читателю становятся неотъемлемой принадлежностью «физиологического очерка”.


Подытоживал первую часть альманаха очерк Некрасова «Петербургские углы» ( часть незавершенного романа «Жизнь и похождения Тихона Тростникова”, 1843-1848). Очерк рисует тот момент в мытарствах героя, когда он переживает крушение своих надежд и попадает в ночлежку, на самое «дно» общества. Этот очерк выделяется в альманахе. На “дне” все отвратительно: и дерущиеся грязные бабы, и учитель, отставленный за пьянство, и крепостной мужик на оброке. Каждый рассказывает свою историю. А между тем каждый из них – человек с душой, страстью, сердцем, склонностями.

 

Самый крупный из авторов – Григорович. Потом Некрасов его обгонит. Гребенку сейчас никто не знает.


Если всмотреться в структуру альманаха, то можно увидеть, что есть некоторая иерархия в расположении 4-х очерков на бытовые темы по степени нарастания в них социального мотива.

 

Жанровые особенности:

А) низкий герой

Б) всезнание рассказчика

В) обобщенный рассказ («На дворе погода какая-то средняя…»)

Г) отсутствие фабульного интереса (мы не ждем, что же потом произойдет)

Д) сочувствие герою

 

6. «Натуральная школа»: история возникновения понятия, время расцвета и заката. «Натуральная школа» и романтизм.

«Промежуточное», «полуторное» поколение писателей (Бенедиктов, Кукольник, Павлов, Соллогуб и пр.). Между пушкинским поколением и литературой 1847 года (Тургенев, Достоевский и пр.).
Оценка Гоголя. 2 образа. Один, созданный Белинским, характеризует его как представителя «отрицательного» направления, т.е. критического, ищущего недостатки, пороки и обличающего их, привлекающего внимание к проблемам с целью их решения. Второй, созданный Булгариным («Северная плеча»), рисует гоголя как проповедника правды, пророка и пр. Сам Гоголь был ближе к позиции Булгарина (см. «Выбранные места из переписки с друзьями»), что крайне шокировало Белинского.
Все 40е годы – попытка изменить жизнь разными способами.
«Натуральная школа». Первые физиологические очерки – альманах «Физиология Петербурга», чёткий, продуманный и концептуальный. Человек представлен как сумма внешних воздействий. В романтизме – иначе, на первом плане – личность, уникальный герой, уникальные обстоятельства.
Особенности физиологического очерка: а) низкий герой; б) всезнание рассказчика; в) обобщённый рассказ; г) отсутствие фабульного интереса; д) сочувствие герою (желание понять, что это за герой).
Булгарин вводил понятие натуральной школы как отрицательное, с упрёком.
Белинский его переосмыслил, придал положительное значение, а Булгарина и его окружение с упрёком же назвал «риторической школой», навязывающей ходульные положительные примеры.


 

7. Проза и публицистика И.И. Панаева в контексте литературного движения 1840-х годов. Роман «Родственники».

Панаев имел репутацию фельетониста (не имел убеждений): 

1.) краткий

2.) ироничный

3.) злободневный

Панаев – состоятельный петербуржец, в роду были писатели. Дебютирует в сер. 30х гг. Публикует серию очерков. Принимает участие в покупке «Современника» с Некрасовым и Белинским.

1841 – очерк «Петербургский фельетонист» (в сокращенном виде войдет в «Физиологию Петербурга»)

1847 – в «Современнике» выходит роман «Родственники» (сквозной мотив приезда городского юноши в деревню и увлечения им местной девушки)

Любовный был кружка Станкевича повлиял на Панаева, но он туда не входил. В отличие от Тургенева, Панаев сопоставляет и фельетонизирует и затхлый быт родственников, и аристократический столичный мир (упрощает, делает плоскостным). Тургенев же старается показать, что правота есть у обеих сторон.

 

8. Критика и беллетристика А.В. Дружинина в литературном контексте 1840-1850-х годов.

1847 – дебютирует в «Современнике» («Полинька Сакс»). Решающим становится мотив отдачи жены сопернику. Главный герой (Сакс) с виду сухой прагматик, но это не так. На самом деле он романтик. 3 системы взглядов:

1.) эпоха просвещения

2.) мир принадлежит разуму

3.) человека можно сформировать и воспитать

Становится хорошим и известным критиком. Один из первых стал систематически писать о зарубежной лит-ре.

Когда он публикуется в «Современнике», в журнале происходит раскол (1856): радикальные и умеренные критики конфликтуют + отмена цензуры и конец «мрачного семилетия». Большинство критиков уходят из «Современника» в «Библ. для чтения».

Существуют 3 школы критики:

1.) историческая (Писарев, Добролюбов, Чернышевский). Чем ближе к истории, тем произведение лучше.

2.) школа чистого искусства (Дружинин, Боткин, Анненков) Искусство ради искусства. Чем актуальнее, тем хуже.

3.) органическая критика Аполлона Григорьева

2 самых важных критика, это Чернышевский и Дружинин. Чернышевский публикует критическую статью «Очерки гоголевского периода русской литературы», в ответ Дружинин тоже публикует критическую статью «Критика гоголевского периода и наше к ней отношение». Чернышевский выступает за продолжение традиций гоголевской школы (дисгармония), а Дружинин призывает вернуться к дороге Пушкина (гармония).

 

9. Повесть А.В. Дружинина «Полинька Сакс» и традиции русской и европейской литературы.

Повесть «Полинька Сакс» опубликована в журнале «Современник №12» в 1847 год. Повесть написана в письмах – жанр эпистолярного романа. Прототипом повести считают роман Жоржа Санда «Жак», который переведён и опубликован в 1844 году в журнале «Отечественные записки».

Дружинин преодолевает натуральную школу, показывая, что проблемы не решаются, а громоздятся одна на другую . Константин Сакс – пытается перевоспитать свою жену, Полиньку, чтоб она не читала неправильные книги, не слушала неправильную музыку, а Полинька в свою очередь на это мало реагирует и считает, что её муж – сухарь. Супруги переписываются со своими друзьями, выговаривая им то, что не могут высказать друг другу. Сакс считает свою жену воплощением невинности и неопытности и хочет сделать из неё умную, воспитанную девушку. Он не рационалист, а романтик. Анна Красинская засылает своего брата, князя Галицкого, чтобы тот отбил у Сакса жену. Князю это удаётся, Сакс сам вручает жену в руки соперника.  Но он не даст Галицкому спокойно жить, пока не убедится, что Полинька с ним счастлива. Белинский в этом видит преодоление романтизма.  Полинька в конце концов понимает, что любит только Сакса, но не желает что-либо менять. Взрослея, она осознаёт, что влюбилась в нового Сакса.

Эпоха Просвещения традиции:

  • роман в форме переписки. Написана "Новая Элоизма" Руссо  и "Страдания юного Вертера" Гёте.
  • на фоне картины немецкой действительности отражены драматические личные переживания героя, закончившиеся его самоубийством.
  • Карамзин в эпоху сентиментализма писал в форме письма.
  • Роман-воспитания это тоже европейская форма. Русские эту традицию воспринимают: обыкновенная история тоже роман воспитания.

10. Проза Д.В. Григоровича 1840-1850-х годов и поэтика «натуральной школы». Повести «Антон-Горемыка».

Первые литературные опыты Григоровича рассказы напечатанные в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“», были ещё очень слабы в художественном отношении. Около 1841 г. он познакомился с Некрасовым. 

В альманахе «Первое апреля»:  Григоровича, Достоевского и Некрасова «Как опасно предаваться честолюбивым снам» и Григорович «Штука полотна» 1846

В «Физиологии Петербурга» был напечатан физиологический очерк «Петербургские шарманщики» 1845

Писал небольшие очерки в «Литературной газете» и театральные фельетоны в «Северной пчеле».

В сущности, мало и плохо зная быт крестьянства, под влиянием кружка Бекетовых, в неполные 23 он берётся за большую повесть, и в конце 1846 г. была напечатана (в «Отечественных Записках») «Деревня», сразу давшая Григоровичу литературное имя, а в 1847 году в «Современнике» — знаменитый «Антон Горемыка».

в конце 40-х годов  был популярнее Тургенева

петербургский житель, вполне обеспечен, носитель европейской культуры

Григорович вместе с Тургеневым воспринимается как автор который переносит принципы натуральной школы из города в деревню

11. основные этапы творческого пути Ф. М. Достоевского. 1840-1860 годы.

 

1821 г. – родился 30 октября (11 ноября) в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных. Детство прошло на Новой Божедомке. 



1837 г. – смерть матери Марии Федоровны.



1838–1843 гг. – учеба в Петербургском военно-инженерном училище. 



1839 г. – скоропостижная смерть отца Михаила Андреевича. 



1843–1844 гг. – служба в чертежной инженерного корпуса при Санкт-Петербургской инженерной команде.



1844 г. – выход в отставку, начало литературной деятельности.



1846 г. – роман "Бедные люди". Необычайный успех. Положительный отзыв Некрасова и Белинского. В романе впервые возникают образы, темы и проблемы, которые пройдут через все творчество писателя (образ Петербурга, образ "маленького" человека, тема психологической двойственности человеческой личности. Эта тема продолжается в произведениях 40-х годов: "Двойник", "Господин Прохарчин" (1846), "Белые ночи" (1848), "Неточка Незванова" (1846–1849).



1847 г. – становится участником кружка М.В.Петрашевского.



1848 г. – чтение на одной из "пятниц" Петрашевского запрещенного, ходившего в списках "Письма Белинского к Гоголю".



1849 г. – вместе с другими членами кружка арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Восемь месяцев следствия и приговор военного суда – смертная казнь.


22 декабря 1849 г. – ожидание на Семеновском плацу приведения приговора в исполнение. Замена смертной казни 4-летней каторгой.


25 декабря 1849 г. – путь в кандалах в Сибирь. Встреча в Тобольске с женами декабристов. 

1850–1854 гг. – годы каторги в Омском остроге. 



1854–1859 гг. – служба рядовым в Семипалатинске. 



1859 г. – отставка и возвращение в Петербург. Возобновление литературной деятельности. Повести "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели".



1861–1865 гг. – издание вместе с братом журнала "Время" (1861–1863), а после его запрещения – журнала "Эпоха" (1864–1865). 



1860–1880 гг. – создание крупнейших произведений: 
"Преступление и наказание" (1866) 
"Идиот" (1868) 
"Бесы" (1871–1872)
"Подросток" (1875)
"Братья Карамазовы" (1879–1880).

 

12. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» и «натуральная школа» в русской литературе середины 1840-х годов.

 

Роман был начат в 1844 году и закончен в 1845 году. Написан по типу эпистолярного романа. Напечатан в «Петербургском сборнике».

 

Ажиотаж, начавшийся уже во время первого чтения рукописи романа, со временем только усиливался. Осенью 1845, ещё до публикации, «о „Бедных людях“ говорит уже пол-Петербурга», «Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное». Тогда Достоевский знакомится сВладимиром ОдоевскимВладимиром Соллогубом и Иваном Тургеневым.

После выхода «Петербургского сборника» Булгарин, чтобы унизить новое литературное направление, впервые использует термин «натуральная школа»[9]. «Бедные люди» были восприняты как программное для этой школы произведение, поэтому надолго стали предметом острой полемики её идеологов, последователей и противников.

Первые отзывы были крайне полярными. Реакционные критики из осмеиваемой в самом романе «Северной пчелы» и «Иллюстрации» говорили о том, что роман лишён формы и содержания.

Но многие признавали выдающийся талант автора и знаковость произведения. Особенно важный момент (не столько для всей натуральной школы, сколько именно для автора) сам Достоевский выделяет в письме брату от 1 февраля 1846 года, в котором рассказывает о том, как приняли публикацию его романа. Среди прочего есть такие строки:

«Во мне находят новую, оригинальную струю (Белинский и прочие), состоящую в том, что я действую анализом, а не синтезисом, то есть иду в глубину, и разбирая по атомам, отыскиваю целое, Гоголь же берет прямо целое…»

 

В своем романе Достоевский следует принципам «натуральной» школы:
он изображает низкого человека, типичного представителя своего социального класса; все действие происходит в городском пространстве; нет фабульного развития сюжета; в романе подробно описаны детали, быт; главный герой не является индивидуальностью; мир и действительность описаны без преувеличения, так как есть на самом деле;

 

Вообще, «Бедные люди» первый роман, написанный в рамках «натуральной школы». До этого были всего лишь очерки («Физиология Петербурга»).

 

13. Место повести Ф.М. Достоевского «Двойник» раннем творчестве писателя (1946-1849).

Достоевский назвал свою повесть "Двойник" "петербургской поэмой", а замысел ее возник в то время, когда писатель закончил работу над романом "Бедные люди", продолжив традицию изображения "маленького человека". В этом произведении Достоевский также блестяще разработал тему двойничества - человеческого "я" и его отражения, тени. Авантюрный сюжет, балансирующий на грани реальности и фантастики, мастерски созданные образы сделали "Двойника" предвестником будущих романов Достоевского. Здесь он обнаружил редкий талант проникать в самую глубину человеческой души, что позволило Бердяеву (русский философ) назвать писателя "единственным, небывалым в мире творческим явлением".

 

14. Повесть «Записки из Мертвого Дома» и формирование литературной позиции Ф.М. Достоевского в начале 1860-х гг.

Записки из Мёртвого дома — произведение, состоящее из одноимённой повести в двух частях, а также нескольких рассказов; создано в 1860-1861 годах. Создано под впечатлением от заключения в Омском остроге. Повесть носит документальный характер и знакомит читателя с бытом заключённых преступников в Сибири второй половины XIX века. Произведение создавалось с 1860 по 1862 года, первые главы были опубликованы в журнале «Время».

Повествование ведётся от лица главного героя, Александра Петровича Горянчикова, дворянина, оказавшегося на каторге сроком на 10 лет за убийство жены. Убив жену из ревности, Александр Петрович сам признался в убийстве, а отбыв каторгу, оборвал все связи с родственниками и остался на поселении в сибирском городе К., ведя замкнутый образ жизни и зарабатывая на жизнь репетиторством. Одним из немногих его развлечений остаётся чтение и литературные зарисовки о каторге. Собственно «заживо Мёртвым домом», давшим название повести, автор называет острог, где каторжане отбывают заключение, а свои записи — «Сцены из мёртвого дома».

Повесть не имеет целостного сюжета и предстаёт перед читателями в виде небольших зарисовок, впрочем, выстроенных в хронологическом порядке. В главах повести встречаются личные впечатления автора, истории из жизни других каторжан, психологические зарисовки и глубокие философские размышления.

Подробно описываются быт и нравы заключённых, отношения каторжан друг к другу, вере и преступлениям. Из повести можно узнать, на какие работы привлекались каторжане, как зарабатывали деньги, как проносили в острог вино, о чём мечтали, как развлекались, как относились к начальству и работе. Что было запрещено, что разрешено, на что начальство смотрело сквозь пальцы, как происходило наказание каторжан. Рассматривается национальный состав каторжан, их отношения к заключению, к заключённым других национальностей и сословий.

 

15. Повесть Ф.М. Достоевского «Записки из подполья»: структура повествования и парадоксы композиции.

 

"Записки из подполья" - произведение, открывшее, новый этап в творчестве Достоевского. В центре повести характерный образ "идеолога", мыслителя, носителя хотя и странной, "парадоксальной", но в то же время теоретически замкнутой системы взглядов. Hе будучи единомышленником своего "антигероя", Достоевский придал его рассуждениям такую силу доказательности, какой впоследствии отличались монологи главных героев его больших романов - Раскольникова, Ипполита Терентьева, Кириллова, Шатова, Ставрогина, Дмитрия и Ивана Карамазовых. Принцип построения повести, основанный на контрастах, Достоевский пытался объяснить в письме к брату от 13 апреля 1864 г.: "Ты понимаешь, что такое переход в музыке, - писал он. - Точно так и тут. В 1-й главе, по-видимому, болтовня, но вдруг эта болтовня в последних 2-х главах разрешается неожиданной катастрофой". Hовая художественная структура "Записок из подполья" была столь необычна, что даже искушенные в вопросах литературы современники не сразу поняли ее суть. и пытались отождествлять идеологию "подпольного" человека с мировосприятием автора. В процессе работы над повестью Достоевский осознал трудность стоящей перед ним задачи. Проблема "лишних людей", на смену которым шли новые герои-деятели, активно обсуждалась в русской публицистике на рубеже 1860-х годов. Проявлял к ней интерес и Достоевский. Задумав произведение, в центре которого должен был стоять "исповедующийся" "лишний человек", Достоевский не мог не учесть опыта своих предшественников, создавших классические образцы этого типа, а также суждения критиков, объяснивших историческую сущность" закономерность появления "лишних людей".Достоевский опирается на европейскую традицию, которая помогает показать нечто новое в русской жизни (Руссо «Исповедь»), также опора на текст Пушкина «Скупой рыцарь», на слова Альберта, который полагает себя крысой, живущей в подполье. 

 

Достоевский создает текст, в котором у героя нет имени. Подпольный человек оказывается "человекам 19–го столетия ", "порядочным человеком, который может говорить только о себе ", "сознательным человеком "вообще. Он осмеливается излагать свои мысли от имени "всякого умного человека "и, наконец, просто человека.

Следовательно, парадоксы подпольного человека — не причуды какого‑то полу–сумасшедшего чудака, а новое откровение человека о человеке. Сознание озлобленно^ мыши, защемленной в подполье, оказывается человеческим сознанием вообще. Парадокс «подпольного человека» также заключается в том, что он, по мнению Н. Михновец, «сближает эстетические и этические понятия. Он допускает подмену одной логики другой». Поэтому мы видим: «в те самые минуты, в которые я наиболее способен был сознавать все тонкости «всего прекрасного и высокого», … мне случалось уже не сознавать, а делать … неприглядные деяния». Парадоксалист признается: «чем больше я сознавал о добре и о всем этом «прекрасном и высоком», тем глубже я и опускался в мою тину и тем способнее был совершенно завязнуть в ней».

16. Образ Подпольного человека в одноименной повести Ф.М. Достоевского.

В образе подпольного человека - собирательный, это тип людей. Подпольный человек замкнут, озлоблен, он намеренно порвал связь с внешним миром, не может реализовать себя, где не видит живой жизни, а ощущает лишь ее фальшь, глупость, растление. Он поступает вопреки тому, что от него ожидают люди.  Он не хочет мириться с общепринятыми правилами. По его мнению  человек должен свободно отдаваться своим желаниям и капризам, а не подчинять себя выгоде или математическому расчету. Все это заставляет “подпольщика” уйти в себя, озлобляет, раздражает его, обостряет тщеславие и гордость. Душа подпольного человека исковеркана, надломлена его же противоречивым существованием (рассказал девушке Лизе в борделе весь ужас ее положения, а потом сказал, что пошутил).

 

17. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: испытание идеи или испытание личности?

Занимаясь разгадкой тайны человека, Достоевский выступает против попытки объяснить характер человека, его мысли и чувства, его поступки через «среду». Для Достоевского невозможно объяснить преступление обстоятельствами, бедностью. Характер человека определяет его самосознание. Идея- зерно характера человека.

Герой романа «Преступление и наказание»- тоже человек с идеей, совершивший преступление. Мысль об убийстве вынашивалась Раскольниковым в то время, когда он был «задавлен бедностью», болезненно остро ощущая безвыходность и унизительность своего положения, мучился сознанием собственного бессилия облегчить свою судьбу и судьбу матери и сестры. Раскольников не простой убийца из бедности. Раскольников – мыслитель. Убийство старухи он замыслил как жизненную проверку на частном случае своей теории. Кто же тогда Раскольников? Отрицательный герой? Вовсе нет. Он поистине отличается высокой человечностью, он болеет страданиями человечества. Получается как бы чудовищное противоречие: Раскольников хочет защитить «униженных и оскорбленных» от Лужиных и Свидригайловых, но теория, которую он исповедует, сближает его с этими преступниками. Ведь с их точки зрения, человеку тоже «всё дозволено».

Но почему же такой гуманный по природе человек, не принадлежащий к породе кровопроливцев, пытается уничтожить идею человечности. Дело в том, что эта теория пришла в результате мучительного осмысления окружавшей его действительности. Стремления Раскольникова глубоко человечны: ведь он хочет избавить людей от невыносимых страданий, он бунтует против несправедливости, но этот бунт носит индивидуалистический характер. Достоевский делает вывод, что теория Раскольникова, который пожелал «Наполеоном сделаться» и, став властелином судьбы, осчастливить «человеческий муравейник »,- эта теория могла возникнуть только в обществе, живущим по закону: «или всех грызи, или лежи в грязи».

 

18. Основные этапы творческого пути А.Н. Островского: московский период.

 

Александр Николаевич Островский родился в Москве, в Замоскворечье. Отец писателя был чиновником, дед — священником. Мать Островского происходила из бедного духовенства; она рано умерла. Будущего драматурга воспитывала мачеха, которая принадлежала к дворянскому роду и даже имела титул баронессы. Она стремилась дать детям хорошее домашнее образование.

В 1840 году Островский окончил Первую московскую гимназию, в 1840–1843 годах учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время преподавали такие талантливые ученые-историки, как Т. Грановский, М. Погодин. Еще учась

в гимназии, Островский увлекся литературным творчеством. Не окончив университета, будущий писатель поступил на службу. До 1851 года он служил в судах, что способствовало его знакомству с жизнью различных слоев русского общества. С 1851 года

Островский занимался исключительно драматургией и общественной деятельностью, связанной с театром.

Назовем основные этапытворческого пути художника.

1847–1851 годы — ранний период творчества драматурга. Островский был связан с «натуральной школой», испытал ее влияние. Одно из первых его произведений, получивших известность, — пьеса «Банкрот» (1849), названная впоследствии «Свои люди — сочтемся!» Уже в этом произведении проявились некоторые новаторские черты драматургии Островского. Так, социальные проблемы раскрываются в его произведениях преимущественно через семейно-бытовой конфликт. Кроме того, напряженная интрига сочетается с широкими картинами быта и нравов; большое значение в сценическом действии приобретает так называемый «фон».

1852–1854 годы — «москвитянинский» период. В это время Островский сотрудничал с редакцией журнала «Москвитянин» (отсюда название периода), который издавали литераторы, близкие по своим воззрениям к славянофилам (М. Погодин, Аполлон Григорьев). Наиболее известное произведение Островского этого периода — «Бедность не порок (1853).

В москвитянинский период усилился интерес драматурга к народной жизни и к фольклору. Его живо интересовали народные песни. С особым вниманием он изучал допетровские формы русского быта, отраженные в книге «Домострой». Именно в народной жизни Островский стремился найти свой идеал. Находясь под влиянием последователей славянофилов, писатель идеализировал патриархальный быт купцов и мещан, противопоставляя егожизни дворянства, устроенной на европейский лад.

Для «москвитянских» пьес характерен известный утопизм в разрешении конфликтов между поколениями (в комедии «Бедность не порок», 1854, счастливая случайность расстраивает навязываемый отцом-самодуром и ненавистный для дочери брак, устраивает брак богатой невесты — Любови Гордеевны — с бедным приказчиком Митей). Но эта черта «москвитянинской» драматургии Островского не отменяет высокого реалистического качества произведений этого круга. Сложным, диалектически соединяющим противоположные, казалось бы, качества оказывается образ Любима Торцова, спившегося брата купца-самодура Гордея Торцова в написанной значительно позднее пьесе «Горячее сердце» (1868). Одновременно Любим — провозвестник истины, носитель народной морали. Он заставляет прозреть Гордея, лишившегося трезвого взгляда на жизнь из-за собственного тщеславия, увлечения ложными ценностями.

В 1855 Александр Островский, не удовлетворенный своим положением в «Москвитянине» (постоянные конфликты и мизерные гонорары), покинул журнал и сблизился с редакцией петербургского «Современника» (Н. А. Некрасов считал Островского «бесспорно первым драматическим писателем»). В 1859 вышло первое собрание сочинений драматурга, принесшее ему и славу, и человеческую радость. 

1855–1860 годы — этап сближения Островского с редакцией журнала «Современник». Противоречия общественной жизни в предреформенную эпоху привели драматурга к разочарованию в патриархальной России. Влияние революционно-демократической идеологии на Островского сказалось в том, что он вновь обращается к острым социальным конфликтам, изображает противоречивую сущность эпохи конца 1850-х годов.

Центральное произведение этого периода — «Гроза» (1859).

1860–1886 годы — пореформенный период. Драматург отражает в своем творчестве процессы, связанные с разрушением традиционных устоев российской жизни, падением нравственных ценностей, усилением власти денег над человеком. Наиболее известные произведения этого периода — комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (1870), «Лес» (1871). Особое место в творчестве Островского занимает пьеса «Снегурочка»  (1873). Среди острых социальных драм последнего периода творчества писателя следует отметить «Бесприданницу» (1879)

19. Что объединяет пьесы А.Н. Островского «москвитянинского периода»?

Московский период творчества Островского – 1847 – 1856 гг. Материал для пьес набирает, разбирая мелкие бытовые дела (получил юридическое образование в Московском университете). Входил в кружок «молодой редакции» журнала «Москвитянин» (Островский, Писемский, Потехин, Л. Мей, Пров Садовский, А. Григорьев, Б. Алмазов, Е. Эдельсон и др.). Открытый литературный кружок, никак не формализованный. Среди членов этого кружка была распространена вера в настоящее, т.к. они считали, что нужно действовать здесь и сейчас, а прошлого уже не вернуть. Основными представителями «русскости» считали купцов – отсюда понятие «купеческой нормы», важное для понимание ранних пьес Островского.

Островский подмечает важнейший процесс индустриализации, выдвинувший купечество на первый план и вызвавший угасание дворянства, ситуацию, когда купцам не хватает статуса, а дворянам – благ. Купцы – подвижное сословие, обладающее чётким кругом убеждений и идеалов. Статус измеряется капиталом и количеством лет без банкротства. К тому же, у купцов нет дробной логики получения чина (всего 2 гильдии). Купеческая норма – в честном преумножении капитала, причём богатство не тратится на роскошь, жизнь купца проста, у него и членов его семьи чёткие роли и обязанности. Бедным для купца быть стыдно. Купечество совмещает в себе динамику и статистику (богатеют, но жизнь их не меняется).

3 пьесы «московского периода»: «Не в свои сани не садись» (1853) – не в свои сословные сани, которые повезут тебя не по тому пути. Эта пьеса более схематична, чем остальные.

«Бедность не порок» (1854) – ситуация развивается вопреки «купеческой норме», но в итоге всё возвращается на круги своя.

«Не так живи, как хочется» (1855) – нарушение нормы героем перечёркивает всю его жизнь.

Где мы сами в нас? Этим вопросом задавалась вся русская литература XIX в. В пьесах Островского купец подлинным в себе считает своё купечество.

 

20. В чем значение пьесы А.Н. Островского «Бедность – не порок» для формирования творческой позиции драматурга в 1850-е годы?

Эта пьеса в московском творчестве Островского – центральная.
Смысл пьесы невероятно глубок. В центре – два брата Торцовых, Гордей и Любим («говорящие» имена). По идее, идеальным купцом в пьесе должен быть Гордей, Любим же – бездельником, и от того купцом обедневшим. Но у Островского, вопреки «купеческой норме», оказывается наоборот. Например, Митя – мещанин, он беднее, но положительнее купца Гордея Торцова, который разорил брата и стремится к роскоши, что противоречит «норме». Митя же может стать отличным купцом.
Любим Торцов «норму» понимает гораздо лучше своего богатого брата, поскольку решение Гордея выдать дочь за Африкана Коршунова как раз «норме» противоречит, а уж решение выдать её за «первого встречного» - тем более. Но «первым встречным» оказывается Митя, и всё в итоге встаёт на свои места.
Островский сохраняет ощущение традиции в момент смены одного другим. Норма – не время, её всё равно нужно сознательно выбрать. В данной пьесе нет «чёрного» и «белого», одно перетекает в другое. Подобной диалектики не было до этого в творчестве драматурга. Именно эти новые черты после разовьются в 1850-х годов уже в «петербургский» период творчества Островского.

 

 

21. Сущность и значение оценок Ап. Григорьевым пьес А.Н. Островского.

Ап. Григорьев – представитель органического направления критики (и история, и эстетика всего лишь теории. Жизнь шире, чем теория, не поддается ей). Он первый открыл Островского.

Главные особенности Островского по Григорьеву:

1.) новизна быта (открывает ранее не описаные стороны жизни),

2.) новизна отношения к быту (спокойное, поэтическое)

3.) новизна манеры изображения (стиля)

4.) новизна языка

 

22. Драматургия А.Н. Островского второй половины 1850-х - 1860-х гг.

Тематический диапазон пьес Островского расширился, в поле его зрения оказались представители других сословий и общественных групп. В комедии «Доходное место» (1857) он впервые обратился к одной из излюбленных тем русских комедиографов — сатирическому изображению чиновничества, а в комедии «Воспитанница» (1858) открыл для себя помещичий быт. В обоих произведениях легко просматриваются параллели с «купеческими» пьесами. Так, герой «Доходного места» Жадов, обличитель продажности чиновников, типологически близок к правдоискателю Любиму Торцову, а персонажи «Воспитанницы» — помещица-самодурка Уланбекова и ее жертва, воспитанница Надя, — напоминают персонажей ранних пьес Островского и написанной годом позже трагедии «Гроза»: Кабаниху и Катерину.

Подводя итоги первого десятилетия творчества Островского, А.А.Григорьев, споривший с добролюбовской трактовкой Островского как обличителя самодуров и « темного царства», писал: « Имя для этого писателя, для такого большого, несмотря на его недостатки, писателя — не сатирик, а народный поэт. Слово для разгадки его деятельности не «самодурство», а «народность». Только это слово может быть ключом к пониманию его произведений. Всякое другое — как более или менее узкое, более или менее теоретическое, произвольное — стесняет круг его творчества».

«Гроза» (1859), последовавшая за тремя обличительными комедиями, стала вершиной драматургии Островского предреформенного периода. Вновь обратившись к изображению купечества, писатель создал первую и единственную в своем творчестве социально-бытовую трагедию.



Творчество Островского 1860-х-1880-х гг. исключительно многообразно, хотя в его мировоззрении и эстетических взглядах не было столь же резких колебаний, как до 1861 г. Драматургия Островского поражает шекспировской широтой проблематики и классическим совершенством художественных форм. Можно отметить две основные тенденции, отчетливо проявившиеся в его пьесах: усиление трагического звучания традиционных для писателя комедийных сюжетов и рост психологической содержательности конфликтов и характеров. Отнюдь не случайной была и насыщенность, начиная с «Грозы», бытовых и нравоописательных пьес Островского философско-психологическими символами. Драматург остро ощутил недостаточность сценического «бытового» реализма. Не нарушая естественных законов сцены, сохраняя дистанцию между актерами и зрителями — основу основ классического театра, в своих лучших пьесах он приблизился к философско-трагедийному звучанию романов, созданных в 1860-е-1870-е гг. его современниками Достоевским и Толстым, к мудрости и органической силе художника, образцом которой для него был Шекспир.

 

 23. Основные этапы творческого пути И.С. Тургенева: 1840-1860-е годы.

В 30е гг состоял в кружке Станкевича. Особо важен в этот период был любовный быт кружка.

Традиционно, тургеневские герои проходят испытание любовью (героиня сильная, герой слабый). Обычно герой не преодолевает этого испытания.

Тургенев был чутким, восприимчивым к тому, что происходило в лит-ре. Пишет стихи, драму, поэмы, повести, романы («Рудин» 56 г., «Дворянское гнездо» 50 г.*, «Накануне» 60 г., «Отцы и дети» 62 г., «Дым» 67 г., «Новь» 77 г.), очерки, критические статьи.

Периоды его творчества совпадают с периодами развития русской лит-ры (романтизм -> натуральная школа ->реализм -> «мрачное семилетие»). Периоды:

1.) 43-47 гг. – Тургенев не был популярен («Андрей Колосов»)

2.) 47-52 гг. – цикл «Записки охотника»

3.) 52-56 гг. – обращение к написанию романов

 

*1859 г. – «Дворянское гнездо» (противостояние уверенных и неуверенных людей, а не западников и славянофилов. Симпатии автора на стороне неведения. Дворянская усадьба – дом, где живут поколения. Проблема героя времени решается в плоскости характера).

 

24. «Записки охотника» И.С. Тургенева: замысел, история создания и публикации, оценки в литературной критике, единство цикла, отношение к натуральной школе.

 

Тургенев поместил в «Петербургском сборнике» произведение «Помещик», которое было определено Белинским как «физиологический очерк помещичьего быта». Так Тургенев вошел в то течение русской литературы 40-х годов, которое получило название «натуральной школы».

От «Помещика», написанного в стихотворной форме, Тургенев скоро переходит к художественной прозе, к рассказам-очеркам из крестьянского быта, полагая, что этот жанр в большей степени отвечает его новым творческим задачам. Это были «Записки охотника».

Первый рассказ из «Записок охотника» - «Хорь и Калиныч» - был напечатан в журнале «Современник» в 1847 году. Затем в том же журнале в течение пяти лет появилось еще 20 рассказов. В 1852 году «Записки охотника» вышли отдельным изданием; в это собрание, кроме напечатанных ранее 21 рассказа, был добавлен еще один – «Два помещика».

В 70-х годах Тургенев напечатал в журналах три новых рассказа: «Конец Чертопханова», «Стучит» и «Живые мощи». Они были включены в издание «Записок охотника» 1880 года и с тех пор входят во все последующие издания, состоящие теперь из 25 рассказов. в условиях полицейских преследований и цензурного террора он создал «Записки охотника» - эту глубоко правдивую картину крепостных России. Великое произведение Тургенева возникло в накалившейся атмосфере борьбы с реакцией и крепостничеством. Отсюда – тот пафос свободолюбия и гуманности, которым овеяны образы этих рассказов.   

 

Появление "Записок охотника" в печати было встречено в русской критике разноречивыми оценками. Критики правого лагеря отнеслись к тургеневским очеркам и рассказам с безусловным отрицанием. Ф. В. Булгарин еще до появления "Записок" отдельной книгой напал на язык отдельных рассказов, усмотрев в нем "венец красноречия натуральной школы", с которой вел ожесточенную борьбу (Сев Пчела, 1847, No 109, с. 435). Изображения "сельской жизни" в "картинах" Тургенева он квалифицировал как "грязь" и "безграмотность" (там же, No 257, с. 1027). С. П. Шевырев критиковал рассказы "Записок" как произведение, будто бы, антигуманистическое и нехудожественное. Отвергая демократическое истолкование принципа гуманности, лежавшее в основе деятельности писателей "натуральной школы", Шевырев противопоставлял этому истолкованию всепрощающее христианское чувство. "Любовь,-- рассуждал этот критик,-- налагает на нас обязанность любить ближнего в каждом человеке, каков бы он ни был. Гуманность же сортирует людей,-- и к большинству их питает даже ненависть, а из ненависти не может выйти ничего изящного, ничего глубокомысленного, ничего возбуждающего..." Тургенева-прозаика Шевырев квалифицировал как "кописта, который не имеет поэтического призвания" (Москв, 1848, No 1, отд. "Критика", с. 54 и 41).

   Славянофильская и близкая к ней критика с сочувствием отнеслась к тем рассказам цикла, в которых, без достаточных оснований, увидела апологию народного (крестьянского) смирения и покорности. Так, критик журнала "Северное обозрение" доказывал, что в рассказе "Смерть" Тургенев -- "прекрасный живописец русского мира" -- "верно и тонко воспроизвел одну из самых замечательных черт нашего народа -- наш}7 преданность воле бога..." {Сев Обозр, 1848, т. II, отд. "Критика и библиография", с. 55). Обличительные произведения цикла, напротив того, подвергались в славянофильской и родственной ей печати осуждению. Почвенническая критика в лице Аполлона Григорьева усматривала в "Записках охотника" только выражение "поэтических стремлений" их автора и, стало быть, отказывала произведению в подлинно реалистическом изображении действительности (Рус Сл, 1859, Ж 5, отд. "Критика", с. 18).

   Представители либерального лагеря и эстетическая критика 40--50-х годов высоко оценивали художественные достоинства "Записок охотника". "Какой артист Тургенев,-- восклицал В. П. Боткин в письме к П. В. Анненкову.-- Я читал их с таким же наслаждением, с каким, бывало, рассматривал золотые работы Челлини" (Анненков и его друзья, с. 553). Рецензент "Отечественных записок" писал, что форма, избранная Тургеневым, "дает ему свободу, как и автору "Мертвых душ", исходить вдоль и поперек пространное русское царство и на пути знакомиться с различными лицами и явлениями известной сферы жизни" (Отеч Зап, 1848, No 1, отд. V, с. 22). Но критика этого лагеря была равнодушна или даже враждебна ко многому из того, что составляло общественную силу произведения,-- к реализму "Записок охотника", к объективному значению содержащейся в них социальной критики и утверждению значения народного начала.

   Не было недостатка и в субъективных интерпретациях произведения. П. В. Анненков ставил, например, в заслугу автору "Записок" соблюдение "уважения ко всем свои лицам", видел в художественном методе "Записок" черты не существующего в них объективизма ("Заметки о русской литературе прошлого года".-- Совр, 1849, Л" 1, отд. "Русская литература", с. 19). Позднее, в статье о романе "Дворянское гнездо", Анненков находил, что "Записки охотника" похожи "на изящные, щеголеватые лодочки, неоценимые для прогулок, для полусерьезных и полушутливых бесед, но мало пригодные к большому, долгому и серьезному плаванию за богатствами русского духа и русской поэзии" (PB, 1859, No 8, с. 510).

 

 «Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Каждый в отдельности очерк или рассказ - это самостоятельное художественно законченное произведение. Но в то же время «записки» составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью. Поэтическая цельность «Записок охотника» достигается посредством введения образа рассказчика и постановки во всех очерках и рассказах общей проблемы.

 

Нетрудно сформулировать типические черты натуральной школы: они заключались в реализме, в социальности, в критике существующей действительности. Но эти объединяющие «натуралистов» особенности не могут нам полностью охарактеризовать натуральную школу.

В натуральной школе 40-х гг., как и в идейно питавшем ее западничестве, существовало два составных течения — либеральное и революционное. Объединяющей эти течения чертой было их отрицательное отношение к крепостнической системе, задерживающей развитие производительных сил страны и подъем культуры. Отрицание феодализма диктовалось здесь однако различными соображениями.

Реформистский фланг беллетристов «натуральной школы» в первую очередь был представлен Тургеневым, Григоровичем и Гончаровым  Все трое отражали уже в своей ранней деятельности интересы тех групп дворянства, которые понимали неизбежность капитализации страны, которые приспособляли эту капитализацию к интересам помещичьего землевладения. Этой идеологией было вызвано к жизни все раннее творчество этих писателей, полное язвительных насмешек над дворянской «обывательщиной», над пошлой средой захолустных помещичьих усадеб (поэма Тургенева «Помещик», 1846), развенчания романтизма при сочувствии буржуазной деловитости и предпринимательству (противопоставление этих начал было дано в романе Гончарова «Обыкновенная история», 1847), симпатий к угнетенному крепостным правом крестьянству («Деревня», 1846, и «Антон Горемыка», 1847, Григоровича, «Записки охотника» Тургенева, 1847—1852)


18.06.2015; 00:26
хиты: 442
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь