пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Объект и предмет политологии.

 Политическая наука — наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.

Итак, предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д.

Предметом политологии являются закономерности функционирования и развития самого объекта, т.е. политики, закономерности поведения людей в сфере политики. Это касается закономерностей развития политической сферы жизни общества в целом, политической системы, политических процессов, политической власти и механизмов её осуществления, форм и методов её функционирования и использования, изучения политических теорий и доктрин, политического сознания, интересов и поведения субъектов политики.

Объектом политологии, как это вытекает из самой этимологии слова, является политическая сфера жизни общества, политика в целом. 

​2.  Методы политологии.

Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:

Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:

На основе вышесказанного можно выделить третью группу — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:

  1. Социологическая — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме — тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.
  2. Бихевиоралистская — пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Конституирующие начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования; 2) доминирующие мотивы поведения людей — психологические, они могут иметь и индивидуальную природу; 3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.
  3. Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.
  4. Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющимися в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.
  5. Системная, применительно к политике, была впервые разработана в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.
  6. Антропологический подход — противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).
  7. Психологический подход — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учёт его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд.
  8. Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).
  9. Критико-диалектический подход широко применялся в советском марксизме. Анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются им и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему также леволиберальная и социалистическая мысль.
  10. Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания — сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.). Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

3. Политические взгляды Платона.

В своих воззрениях на государство Платон исходил  из  того  ,что  существует

идеальное государство,идеальный  образец  и  его  многократные  повторения--

искажения в реальном мире вещей.

По мнению Платона,высказанному им в трактате  “Государство”,главной  основой

идеального государства является  справедливость.Она  состоит  в  том  ,чтобы

каждому гражданину было  отведено  особое  занятие,наиболее  соответствующее

его  натуре,т.е.  справедливость  есть  соответствие  реальной  вещи   своей

идее,ведь   государство   тогда   является   идеальным   (отвечающим    идее

государства),когда  каждый  гражданин  действует   в   согласии   со   своей

собственной сущностью.

А поскольку  между  людьми  существуют  индивидуальные

различия,Платон  предлагает  деление  общества  на   сословия:   философов--

правителей, воинов--стражей и  ремесленников--производителей.  Эти  сословия

Платон  отождествляет  с  тремя  началами  в  человеческой  душе,а   именно:

разумным,яростным и вожделяющим. В  подкрепление  своего  аристократического

идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том,  как  бог  примешал  в

души людей частицы металлов: в души тех  из  них,  что  способны  править  и

потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помошников--  серебра,а

в души земледельцев и ремесленников--железа и  меди.  Если  же  у  последних

родится ребенок с примесью благородных металлов, то  его  перевод  в  высшие

разряды возможен только по инициативе правителей.

Для Платона идеальный строй--тот,где каждый  гражданин  тождествен  в  своих

интересах  общественному  целому,не   представляет   собой   еще   личности,

претендующей на индивидуальнуу самоценность и полную автономию в  поступках.

4. Политические взгляды Аристотеля.

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).
Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней.
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является

«арифметическое равенство», сферой применения этого принципа — область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т. д.

Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).
Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).

5.Политические идеи Макиавелли.

Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели.

В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

Макиавелли называет политику «опытной наукой» которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.

Автор идеи о всеобщей воинской обязанности — в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии.

Макиавелли презирал плебс, городские низы и церковный клир Ватикана. Симпатизировал прослойке зажиточных и активных горожан. Разрабатывая каноны политического поведения личности, он идеализировал и ставил в пример этику и законы дохристианского Рима. Он с сожалением писал о подвигах античных героев и критиковал те силы, которые, по его мнению, манипулировали Святым писанием и использовали в своих целях, что доказывает следующее выражение его идеи: «Именно из-за такого рода воспитания и столь ложного истолкования нашей религии на свете не осталось такого же количества республик, какое было в древности, и следствием сего является то, что в народе не заметно теперь такой же любви к свободе, какая была в то время». Под «тем временем» имеется в виду античность.

По мнению Макиавелли, максимально жизнеспособными государствами в истории цивилизованного мира были те республики, граждане которых обладали наибольшей степенью свободы, самостоятельно определяя свою дальнейшую судьбу. Он считал независимость, мощь и величие государства тем идеалом, к которому можно идти любыми путями, не задумываясь о моральной подоплёке деятельности и о гражданских правах. Макиавелли был автором термина «государственный интерес», который оправдывал претензии государства на право действовать вне закона, который оно призвано гарантировать, в случаях, если это соответствует «высшим государственным интересам». Правитель своей целью ставит успех и процветание государства, мораль и добро при этом отходят на другой план. 

6. Политические идеи эпохи Просвещения.

Шарль Луи Монтескье - Монтескье стал родоначальником современной политико-правовой теории, отразившей интересы не только утверждающейся буржуазии, идейное наследие этого мыслителя стало важной частью мировой сокровищницы юридической науки.

Важнейшим вкладом Монтескье в политико-правовую теорию явилась его идея о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную и детально разработанная теория законов. 

Политическая свобода ускоряет прогресс экономики, промышленности и торговли, что, в свою очередь, укрепляет и обогащает общество. Политическая стабильность достигается за счет четкого разделения властей, что лучше гарантирует законность, дальнейшее развитие политических свобод и утверждает право основным регулятором взаимоотношений “человек – общество –государство”. Монтескье решительно выступал за всеобщее равенство людей, за всеобщее избирательное право.

Монтескье связывал идеи политической свободы с принципом гражданской свободы человека (“безопасность граждан”). Под свободой понимается “право делать все, что дозволено законом”.

 

Важной частью учения Монтескье о законах являются его суждения о различных типах законов. Люди, отмечает он, управляются различными законами: естественным правом, божественным правом (правом религии), церковным (каноническим) правом, международным правом (вселенским гражданским правом, по которому каждый народ есть гражданин вселенной), общим гражданским правом, относящимся ко всем обществам, частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество, правом завоевания, гражданским правом отдельных обществ, семейным правом.

Специальное внимание Монтескье уделяет способам составления законов, законодательной технике. Плодотворной явилась для политической теории идея устранения крайностей имущественного неравенства в обществе, о долге государства обеспечить каждому гражданину средства к жизни.

Жан-Жак Руссо - Основные принципы его концепции – это демократизм, гуманизм, антимонархизм, коллективизм. Руссо исходил из гипотезы о естественном состоянии человечества, в котором все были равны и которое он, в отличие от Гоббса, называл “золотым веком человечества”, где господствовали свобода, равенство, общественная собственность. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. 

Наиболее подробно Руссо развивает идею народного суверенитета (что отражало интересы плебейско-демократических сил Франции), из которой выводит принцип постоянного народного контроля за государственными организациями через демократический “трибунал”. Согласно принципу народного суверенитета, революции против тиранов не являются злом, а закономерны и справедливы.

Руссо выдвинул идею прямого народоправления в демократической республике, где четко разделены законодательная и исполнительная власти государства. Идеалами такой республики, высшим благом человека, как подчеркивал Руссо в работе “Об общественном договоре”, являются принципы свободы, равенства, демократии и соблюдения общественного договора.

Теория разделения властей находит свое дальнейшее развитие в учении Руссо. Он подчеркивает, что “всякое свободное действие имеет две причины, которые сообща производят его: одна из них – моральная, другая – физическая. Первая – это воля, определяющая акт, вторая - сила, его исполняющая”. У политического организма те же движители, в нем также различают силу и волю: эту последнюю под названием законодательной власти, первую – под названием власти исполнительной.

Законодательную власть Руссо характеризует как “сердце государства”. “Не законами живо Государство, а законодательной властью. Закон, принятый вчера, не имеет обязательной силы сегодня, но молчание подразумевает молчаливое согласие, и считается, что суверен непрестанно подтверждает законы, если он их не отменяет”.

Руссо принадлежит гипотеза о важнейшей роли частной собственности в процессе возникновения общественного неравенства, государства и права. Отсюда он выводит тезис о справедливости требований и даже активной борьбы против неравного распределения собственности.

Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующую государственно-правовую теорию и социально-политическую практику.

7. Политические учения в России 18 – 19 века.

М.М. Сперанский обосновывал необходимость разделения законодательной, исполнительной и судебной власти с целью обеспечения политической свободы в России. Подчеркивая взаимосвязь политической и гражданской свободы, он говорил о важности ликвидации крепостничества в России как необходимом условии утверждения свободы. Понимая свободу как закон, равно на всех

действующий и всеобъемлющий, автор отмечал необходимость утверждения в России конституционного правового государства. В целях координации разделенных властей Сперанский выдвинул идею создания Государственного совета.

 

Николай Михайлович Карамзин (1766 — 1826) ≪О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях≫. В ней автор, выступая с консервативно-охранительных позиций, доказывает губительность для России реформаторских преобразований, настаивает на необходимости сохранения и укрепления самодержавной власти, коей Россия была обязана спасением и величием. Идеалом раннего

Н.М. Карамзина было республиканское правление, обозначавшее свободу и безопасность для всех граждан. Однако утверждение республики связано с высоким нравственным развитием общества. Для России наиболее приемлемой формой правления, согласно Карамзину, является самодержавная монархия. В духе консерватизма историк доказывает, что самодержавие укоренилось в русском народе, который всегда чувствовал необходимость повиновения.

Никита Михайлович Муравьев (1796-1843) — декабрист и политический мыслитель. Автор трех известных проектов российской Конституции. Опираясь на европейские идеи и американский опыт того времени, Муравьев обосновывает необходимость отмены крепостного

права в России и провозглашения для всех ее жителей равных прав и свобод, среди которых указывал на свободу слова и передвижения, свободу совести и свободу заниматься любым делом. Политической основой реализации проекта переустройства России он определял конститу-

ционную монархию. Разрабатывал механизм утверждения в России принципа разделения властей. Согласно конституции Муравьева, законодательная власть должна принадлежать Народному вече, исполнительная — правительству во главе с монархом, судебная власть осуще-

ствляется системой судов. Автор достаточно убедительно доказывал необходимость федеративного устройства России.

Павел Иванович Пестель (1793-1826) — известный декабрист и политический писатель. Работа: ≪Русская правда≫. Опираясь на европейские идеи естественных прав человека и договорного происхождения государства, он резко критиковал крепостничество и абсолютную монархию как изжившую себя форму правления в России. Исходил из того

что народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства. Его позитивная программа предполагала безвозмездное наделение

всех крестьян землей, утверждение республиканского правления на основе избирательного права, предоставляемого лицам мужского пола. Пестель рассматривал возможность федеративного устройства России, исходя из того, что в России множество племен и народов, религий и все это невозможно учесть, управляя из одного центра. Однако его модель государства по сути выглядит унитарным устройством.

 

8. Политическая теория марксизма, современная оценка.

Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.

 

10. Политические теории в Европе начала 20 века.

Вебер Макс -  Он писал, что политика представляет собой процесс распределения государственной власти между различными группами, политических же лидеров он понимал как обладателей этой власти. Вебер не считал, что политик должен разделять «истинную христианскую этику», отождествляемую им с этикой Нагорной проповеди. Вебер считал, что политика — не место для праведников, и что политик должен соответствовать этике убеждений и этике ответственности, то есть быть верным своим идеалам и отвечать за свои действия. Политическая деятельность, писал социолог, требует от человека страсти к своему занятию и способности дистанцироваться от объекта своего управления.

Вебер выделил три идеальных типа политической власти:

1.     харизматический, характерный для семейных и религиозных властных институтов;

2.     традиционный, свойственный патриархальным обществам и феодализму;

3.     рационально-легальный, присущий современному государству и бюрократии.

Данный подход позволял классифицировать любой исторический образец властных отношений. Вебер считал харизматический тип власти нестабильным и подверженным трансформации в более структурированную форму. Традиционный тип властвования может быть преодолён при успешном противодействии лидеру в рамках «традиционной революции». Согласно Веберу, на некоторой стадии развития общество неизбежно обращается к рационально-легальному типу, одним из преимуществ которых является использование института государственной службы. Таким образом, эволюция власти в представлении Вебера является частью общей социальной эволюции. Теория рационализации Вебера также предполагает неизбежность эволюции властных отношений.

11. Власть и политика.

Термин ≪политика≫, как и большинство других терминов социального и политического дискурса, используется для выражения нескольких понятий. Во-первых, под ≪политикой≫ понимается одна из сфер общественной жизни (наряду с экономической, духовной, социальной, семейной и др.), связанная с деятельностью государства, управлением общественными делами и использованием публичной власти. В этом контексте политика представляет собой всю совокупность определенных видов деятельности, отношений и событий, к которым применимо прилагательное ≪полити-

ческий≫. Во-вторых, термин применяется для обозначения стратегии, по-

литического курса, определенной линии деятельности.

Понятие власти. Среди многочисленных определений власти наиболее распространенным остается определение Р. Даля, данное им еще в 1957 г.: ≪А имеет власть над Б в той степени, в которой А может заставить Б делать то, что Б в ином случае не стал бы делать≫. В этом и других близких к нему определениях власти подчеркивается ряд моментов, позволяющих выявить специфику власти как социального явления, ее

отличительные признаки.

Власть и политику иногда отожде­ствляют, считая их нераздельными и

взаимообусловленными. Действи­тельно, власть является центральным началом

политики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за

власть, за овладение ею и ее удержание — про­блема политическая, независимо

от того, решается она пу­тем выборов, назначений, захвата. Как правило,

власть не самоцель для социальных сил, стремящихся реализовать свои цели.

Однако, придя к власти, эти силы начинают формировать конкретные структуры

власти самых разных масштабов — от правительства, президента, парламента до

региональных и местных структур. Новые правители, осу­ществляя свои интересы

и цели, сами вырабатывают и проводят в жизнь собственную политику, которая

стано­вится средством этой власти. Иными словами, политика оказывается

причиной власти, а власть — причиной по­литики. Можно сказать, что политика и

власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью.

Вопрос этот имеет не только теоретическое, но и прак­тическое значение. В

конкретных политических ситуациях за всеми вопросами политики, так или иначе,

стоят вопро­сы власти, ее сохранения и удержания. Так, перед выбо­рами власть

зачастую проводит популистскую политику заигрывания с народом, пустых

обещаний; демонстриру­ет отеческую заботу о бедных, больных, благо, в нашем

отечестве их немало. Заинтересованные в сохранении дан­ной власти иностранные

государства шлют своих визите­ров самого высокого уровня с обещанием

кредитов, с де­монстрацией поддержки существующего режима и т.д. Само

завоевание и удержание власти уже есть политика со всеми ее атрибутами —

постановкой задач, выбором целей, средств, методов борьбы и т.д.

    

12. Легитимная власть и ее типы

Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Кроме того, легитимность — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности.

 

Легитимная власть — это способность оказывать влияние на поведение посредством принятия подчиняющимся мысли, что группа имеет законное (легитимное) право требовать от своих членов определенного поведения. В этом случае не требуется ни кнут, ни пряник. Индивид, не задумываясь, подчиняется требованиям группы, поскольку признает ее право решать такие вопросы.

 

М. Вебер выделил три типа легитимности власти: 

1) рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;

2) традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;

3) харизматический, основанный на веру в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя и его власти. В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебесцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разделения властей.

 

13.Объекты и субъекты политики.

в политологии рефлективные понятия, обозначающие взаимодействие в политике и показывающее вектор её направленности. Объект в политике - та часть политической реальности, системы, которая включена и на которую направлена деятельность субъекта в политике. Объектом в политике могут выступать политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, включенные в политический процесс. Политическая субъективность вообще есть свойство больших социальных групп, лишь вторично и условно (в рамках связи с социальными группами) присущее их институтам (политическим организациям) и членам, осуществляющим важные политические роли (идеологам, лидерам и т. п.) Субъект в политике - источник целенаправленной, предметной политической деятельности на объект. К субъектам в политике относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты, этносы, конфессиональные и демографические группы и т. д., имеющие и реализующие таким образом свой социально-политический интерес. Субъект и объект в политике - рефлективные (взаимозаменяемые) величины: один и тот же институт или социальная группа могут быть одновременно и субъектом и объектом, и могут меняться местами; но и - взаимозависимые понятия: объект оказывает такое же влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм и матрицу политической деятельности, ограничивая пространство активного субъекта, который, в свою очередь, тоже изменяет объект. В обществе и субъекты и объекты - люди - носители социально-политических качеств.

 

14.Личность как субъект политики.

 

Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития, это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения человеком социального опыта.

В системе политических отношений личность является носителем определенных политических качеств и представляет собой элемент политической системы.

Личность как субъект политики — это индивид, принимающий активное и осознанное участие в политической деятельности и оказывающий определенное влияние на политический процесс.

Можно выделить следующие варианты участия (неучастия) личности в политике:

§  активное деятельное участие, когда политика является для личности профессией, призванием или смыслом жизни;

§  ситуационное участие, когда индивид участвует в политике, решая свои личные или групповые проблемы, либо выполняя свой гражданский долг, например принимая участие в выборах или выражая позицию соей социальной группы на политическом митинге;

§  мотивированное неучастие, как протест против проводимой политики;

§  мобилизационное участие, когда индивида принуждают принимать участие в тех или иных общественно-политических мероприятиях или событиях. Такое участие является наиболее характерным для тоталитарных и авторитарных режимов власти;

§  отстранение от любых политических событий, нежелание участвовать в политическом процессе, обусловленное личной аполитичностью и пассивностью.

Степень вовлеченности личности в политику зависит от ряда субъективных и объективных факторов, в том числе от:

§  уровня политической культуры, гражданского самосознания и индивидуальной социальной активности личности;

§  степени ущемленности личных и групповых интересов и желания их защитить;

§  объективно сложившихся условий и предпосылок, стимулирующих социально-политические изменения в обществе;

§  возникшей в обществе (регионе) социально-политической и экономической ситуации;

§  обладания различного вида капиталом (экономическим, политическим, символическим и др.), позволяющим личности опираться на поддержку определенных социальных групп.

§   

15. Концепция прав человека.

Понятие «права человека» связаны с появлением идей естественного права – все люди равны от рождения и имеют одинаково обусловленные природой права.

Права человека это неотъемлемые свойства самого человека. Если государство игнорирует естественные права человека, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное)

Основные права и свободы человека классифицируются:

1. Гражданские (личные) – представляют собой совокупность полномочий которые отражают естественно-правовые начала , обеспечивающие индивидуальность личности во взаимоотношении с государством и обществом. Право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Экономические права – это полномочия, отражающие экономический аспект естественных прав человека и обеспечение хозяйственность и автономность индивидов. Право на владение, пользование и распоряжении своим имуществом.

3. Политические права – определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Право на гражданство, право указывать свою национальную принадлежность.

4. Социальные права – отражают уровень материального развития общества и способность обеспечивать достойный уровень жизни. Право на труд.

 

18. Нации и этнические группы как субъекты политики.

В истории известны три формы общности людей: родоплеменная, свойственная первобытнообщинному строю, народность, возникшая в эпоху рабовладения и феодализма, и нация, формирующаяся в период становления капитализма. Нация –  это определенная стадия зрелости того или иного этноса, соответствующая формированию гражданского  общества. Все эти социально-исторические общнос­ти называют еще этническими группами.

Нация историческая форма социальной общности, которая характеризуется суммой некоторых материальных и духовных при­знаков.

Национальное сознание имеет два уровня: обыденное сознание, изучаемое этнопсихологией, и теоретическое сознание.

Нация –  это объективное общественное явление, объективная связь, принадлежность определенного индивида к той или иной этнической общности. А национальность –  это субъективное отноше­ние, юридическая принадлежность индивида к определенной нации.

Ведущим этногенетическим признаком нации является общность экономической жизни, на основе которой формируются и закрепля­ются остальные признаки, а также –  единый национальный ин­терес, который воплощается в национальном государстве. Государ­ство –  важный признак нации, однако сама по себе государствен­ная форма организации общества не предполагает нации (например, античные государства).

Нации и другие этнические группы являются важными субъектами политики. Отношения между ними в рамках одного государства называются национальными. Они носят политический характер, поскольку связаны с институ­том власти.

19. Социально-классовые общности и их роль в политике.

20. Политические элиты.

Категорией ≪политическая элита≫ обозначают тех, кто принимает непосредственное участие в принятии политических решений; это — граждане, получившие высокие общественные оценки их деятельности, включенные во властные структуры, а также наиболее влиятельные в политическом аспекте, обладающие популярностью, авторитетом, престижем, как правило, властолюбивые личности, интеллектуально превосходящие массы. Важным при определении элитарных слоев является также то, как

они идентифицируют себя с господствующими или претендующими на господство идеологиями, программами и доктринами, какие выдвигают стратегии развития страны и определяют многообразные варианты их осуществления, как относятся к народу и учитывают интересы различных социальных общностей, наций, классов.

Властвующая элита, по определению Миллса, ≪состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают им возможности возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия...

В правящей элите можно выделить:

1) высшую, 2) среднюю, 3) функциональную. В первую входят те, кто принимают ключевые, общегосударственные решения. Во вторую — руководители из региональной элиты. В третью — находящиеся в резерве на руководящие должности, профессиональные работники политических организаций и государственных органов.

21. Политическое лидерство. Типы лидеров.

Политическое лидерство, опирающееся на широкую социальную основу — это одна из целей деятельности каждого входящего в элитарные группы, их основная забота, важнейший критерий в выявлении ценности любого в элитарной иерархии.

С одной стороны, политические лидеры выполняют функцию интеграции деятельности масс в сфере политики; они объединяют, направляют политические действия своих последователей и соратников, играя роль своеобразных инструментов их консолидации. С другой стороны, важная роль сторонников, последователей состоит в том, что они концентрируются вокруг политических лидеров, как бы выбирая их в соответствии со своими представлениями об идеальных политиках, вождях, лидерах, руководителях в конкретной исторической обстановке. Последние ≪превращаются≫ в орудие формальных или неформальных объединений этих сторонников. Именно поэтому все политические лидеры характеризуются как ≪избранные≫ по политическим предпочтениям.

Политическое лидерство, подчеркивал Блондель, — это ≪власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям≫1. Оно воздействует на большиемассы людей, ставящие перед собой масштабные цели и испытывающие к тому же постоянное противодействие со стороны оппозиционных сил.

Политический лидер — это и центр власти, и ≪мозг≫, и ≪визитная карточка≫ тех сил, которые его выдвигают на элитарные лидирующие позиции и обеспечивают ему постоянную, длительную поддержку. Он - политический менеджер, управляющий, руководитель своих последователей и сторонников.

Типологически политическое лидерство подразделяется на рационально-легальное, осуществляемое на основе соблюдения законов, общепринятых норм и процедур (например, президент Ширак, канцлер Шредер и др.); харизматическоеЛ которое базируется на большой популярности, любви, обожании лидеров со стороны всех, кто оказывает им политическую поддержку, зачастую даже без обоснования (президенты Рузвельт, Кеннеди и др.); на традиционное, всегда связанное с верой в священность определенных традиций, обычаев и верований, защищаемых и самим лидером, и элитой, и массами (духовные лидеры Хомейни, Ганди и др.); авторитарное, преувеличивающее с помощью элитарной группировки (клики, хунты) авторитет лидера и распространяющее в обществе насильственные формы осуществления власти (генерал Пиночет и др.); диктаторское политическое лидерство, попирающее законы, культивирующее культ личности, массовые репрессии и идеологическое оболванивание (≪вожди народа≫ Гитлер, Сталин и др.).

Политических лидеров также делят на прогрессивных, способствующих развитию и процветанию общества, и реакционных^ виновных в

развале государственных и общественных структур; на реформаторов,

содействующих социальным изменениям, и консерваторов, препятствующих всему новому; на независимых, самостоятельно решающих все стратегические и тактические управленческие задачи, и марионеточных, зависящих от воздействия как зарубежных государств, так и ближайшего окружения.

 

 

22. Политические системы и её функции.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Политическая система осуществляет следующие функции:

§  конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;

§  адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;

§  мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.

§  охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;

§  внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;

§  консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;

§  распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

 

23. Типология политических систем.

По способу принятия властных решений можно выделить демократические и авторитарные политические системы.

Другой признак деления политических систем - пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений. Поданному критерию выделяют либеральные и тоталитарные политические режимы.

По социально-экономической основе их делят на следующие виды.

Тоталитарно-распределительные. В их основе лежит огосударствленная экономика и государственное распределение материальных благ. Политический режим в такой системе — тоталитарный.

Либерально-демократические. Их основа — рыночная экономика, они характеризуются демократическим политическим режимом.

Конвергенционные и мобилизационные. В их основе — сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком. Подобным системам обычно соответствует режим различной степени авторитарности.

 

24. Понятие политического режима.

Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

 

25. Типология политических режимов.

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы ( это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».); основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода(Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.). При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.( Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.)

26. Истоки тоталитарных режимов и их характеристика.

Стремление к полному контролю над обществом было свойственно многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Маурья в Индии (321—185 гг. до н. э.), династия Цинь в Китае (221—206 гг. до н. э.), правление Чака над зулу (1816—1828) и др. Следует особо выделить легизм в Цинь, который являлся полноценной идеологией и имел философско-теоретическое обоснование необходимости тотального контроля. При этом легизм был официальной идеологией Цинь более 150 лет, вплоть до её падения в ходе народного восстания.

Однако приведённые выше тирании в целом оставались в русле традиции и не пользовались массовой народной поддержкой. Практическое осуществление абсолютного контроля государства над всей общественной жизнью и производством стало возможным только в XX веке благодаря экономическому развитию, распространению телекоммуникационных технологий и появлению эффективных методов манипуляции обществом (в первую очередь, пропаганды). Эти технологии способны обеспечить гарантированную массовую поддержку руководства страны, в особенности если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах.

27. Особенности авторитарного режима.

Основные признаки авторитарного режима:

1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентнойборьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».

28. Основные характеристики демократического режима.

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

§  выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;

§  разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

§  гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

§  равноправие - все имеют равные гражданские и политические

§  права и свободы, а также гарантии их зашиты;

§  плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

§  согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

 

29. Сущность государства и его функции.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых

  • хозяйственная
  •  стабилизационная
  • Координационная
  • социальная

 Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

30. Типы и формы государства.

При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация).  В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и другие.

В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Элементы формы государства:

— форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);

— форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, фе-

деративные и конфедеративные);

— политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

31.Гражданское общество и его структура.

Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

 Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения. Они составляют как бы первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют уже второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. 

32. Гражданское общество и правовое государство.

Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское общество и государство – не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др. Гражданское общество – это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т. е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство – лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.

33. Партия как политический институт: генезис и функции.

в результате исторического формирования партия за­явила о себе как специализированная, организационно упорядо­ченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти.

Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к го­сударству и одновременно получают от него обращения за под­держкой в решении тех или иных политических вопросов. Таким образом партия развивает как прямые, так и обратные связи на­рода и государства.

От всех других политических институтов, в том числе и групп интересов, партию отличают свойственные ей функции и харак­терные способы их осуществления, определенная внутренняя организация и структура, наличие политической программы дей­ствий, та или иная идеологическая система ориентаций, а также ряд других, менее значимых признаков.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

§  выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

§  разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

§  создание возможностей для политической социализации личности;

§  подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

§  организация избирательных кампаний и участие в них;

§  борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

 

Другие функции.

1. Теоретическая функция:

§  анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества;

§  выявление интересов разных социальных групп общества;

§  разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества;

2. Идеологическая функция:

§  распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;

§  пропаганда своих целей и политики;

§  привлечение граждан на сторону и в ряды партии;

3. Политическая функция:

§  борьба за власть;

§  участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь);

§  выполнение предвыборных программ

4. Организаторская функция:

§  реализация программных установок и решений;

§  проведение избирательных кампаний;

§  подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.

 

34. Партийные системы современности.

Устойчивые связи и отношения пар­тий различного типа друг с другом, а также с государством и иными инсти­тутами власти образуют партийные системы. Взаимодействуя друг с другом и с государством, партии так или иначе влияют на при­нятие решений, выявляя тем самым свое место в политической жизни.

Собственно партийные системы принято классифицировать прежде всего по качественным аспектам партийно-государствен­ных (межпартийных и проч.) отношений, а также по их количе­ственному составу. Так, в зависимости от числа партий выделяют однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых раз­личают деспотические и демократические разновидности, много-партибные (конкурентные, состязательные) — с одной доминант­ной партией, двухпартийные (бипартийные) и мультипартийные. Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином госу­дарстве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя числен­ность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений.

Таким образом, типологизация партийных систем по качест­венным характеристикам их деятельности предпочтительней. В этом контексте, учитывая характер правления, можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных сис­темах, а учитывая доминирующие в государстве ценности, — о системах социалистических и буржуазных и т.д.

35. Общественные организации и движения.

 Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общественные организации и движения решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство. Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов.
   Общественная организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы).
   Согласно этим признакам, к общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей, композиторов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.). С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, международные общественные организации.
   Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий. Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.
   Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозные движения и многие другие.
   По отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные; по способам и методам действий – на насильственные и ненасильственные.
   Общественные движения могут формироваться на различной социальной основе. Некоторые из них, например, антивоенное, экологическое, национально-освободительное движения, носят межклассовый (внеклассовый) характер. Другие имеют ярко выраженный социально-классовый характер – рабочие, крестьянские, буржуазные движения, а также движения интеллигенции, фермеров, мелких собственников. Общественные движения могут группироваться и по половозрастным признакам – молодежное, детское, женское движение, движение пенсионеров и др. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, писателей и т.п.

36. Политическое поведение и его виды.

Политическое поведение — это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида.

Понятие политического поведения помогает при анализе политической деятельности уяснить ее механизм, структуру, способ достижения целей. Оно позволяет разнообразные проявления политической деятельности свести к системе отдельных действий, элементов.

Специфика политического поведения определяется самой природой политики — установлением политических отношений между субъектами не только с совместимыми, но и с противоположными интересами, суждениями и направлением активности.

В ходе развития любого политического процесса возникает ощутимая потребность в закреплении черт, норм, регуляторов политического поведения в принципах политической организации, в придании духовным ориентирам политического действия институциональной формы (например, разработка четких процедур выборов, или принятия решений, или замещения должностей в государственном аппарате и т.п.)

Очевидно, что в политике, как и во всякой другой сфере, люди ведут себя по-разному. В зависимости от политического поведения участники политики подразделяются на следующие категории:

— лидеры, возглавляющие политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей;

— активисты — посредники между лидерами и последователями. Они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс;

— последователи. Их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организациях, они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко, что и стимулирует их участие в политической деятельности;

— лидеры мнения, не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создают “поля” эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг тех или иных проблем, делают их объектом всеобщего внимания; к ним обращаются за советом, но не за директивой для действия.

Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым.Индивидуальное политическое поведение — это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике).Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведенияявляются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а еще больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам. 

37. Электоральное поведение и избирательное право.

Электоральное поведение - это изменение в численности и удельном

весе голосов, отданных партиям и кандидатам на выборах, по сравнению с

предшествующими выборами, а также изменение в численности и удель-

ном весе (по отношению к зарегистрированным избирателям) абсентеи-

стов (избирателей, не принявших участие в голосовании) и опустивших

незаполненные или неправильно заполненные, а значит, недействитель-

ные бюллетени. В этом смысле говорят о поведении корпуса избирателей

и отдельных его групп, например молодежи (на избирательном участке, в

избирательном округе, городе и т.п.). Поведение электората изучается на

основании электоральной статистики.

Избирательное право активное (активное избирательное право) -

право граждан Российской Федерации избирать в органы государствен-

ной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) -

право граждан Российской Федерации быть избранными в органы госу-

дарственной власти и органы местного самоуправления.

38.Основные типы избирательных систем.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

§  теоретический (избирательное право);

§  практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

§  мажоритарную -  в условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

§  Пропорциональную - Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1/4мест).

§  Смешанную - Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

 

39. Политическая культура и её функции.

Политическая культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества, включающая в себя те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Вот почему на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политаческого строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

40.Типология политических культур.

Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:

1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) ифрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

3) в зависимости от отношения к, власти: господствующая и контркультура;

4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом);

6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;

8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;

9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);

10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

41. Политическая социализация.

Результативное вхождение человека в мир политики не может быть только спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, но требует постепенного освоение личностью или социальной группой норм, видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике. Такой процесс называется политической социализацией и осуществляется следующими основными путями: “во-первых, непосредственно, путем обучения (подражания) устойчивым образцам и принятым реакциям в рамках общей социализации личности; во-вторых, путем накопления, а затем сознательного сопоставления личного и общественного опыта, что позволяет сгладить, “усреднить” различия индивидуального восприятия; в-третьих, с помощью идеологических импульсов, поступающих извне и действующих в одних случаях в интересах политической системы, а в других — вразрез с ними” 

Политическая социализация осуществляется через исторический опыт. Именно через него проходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством передачи исторического опыта служат традиции — устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Действие традиции находит выражение в определенных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах.

Политическая социализация обеспечивает целесообразное сочетание тех элементов политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики.

Социализация — процесс избирательный, в ходе него идет освоение норм, ценностей, ориентации, способов участия в осуществлении власти, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии, жизненному опыту участников политического процесса.

42. Сущность и функции политической идеологии.

Идеология (от гр. idea — понятие + logos — слово) самым тесным образом взаимосвязана с политикой и играет исключительно важную роль в политической жизни общества. Нельзя понять деятельность и поведение любого субъекта политики (социальной группы, партии, личности и т.д.), если не знать, какой системой взглядов он руководствуется. Идеология сформировалась как инструмент выражения и защиты интересов различных социальных групп и классов. Следует подчеркнуть, что идеология представляет собой естественное по происхождению и сложное по содержанию общественное явление. 

Политическая идеология обладает определенной спецификой. Она непосредственно связана с общественным и индивидуальным сознанием, жизнедеятельностью и интересами классов, наций, партий, государств и ориентирована на власть. 

Итак, политическая идеология — это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают интересы определенных социальных общностей и политических групп, выражают их притязания на власть. 

Основные назначения идеологии — выражать в обобщенной форме идейно-ценностные основы общественного устройства, давать соответствующие ориентиры социально-политического поведения и действия. 

Можно выделить следующие основные функции политической идеологии, т. е. необходимые изменения в сознании граждан, осуществляемые посредством идеологии:

1) ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;

2) мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;

3) интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.

43. Либерализм. Консерватизм.

Консерватизм - политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, траке, семье, собственности.

Ключевым в понимание консерватизма как политической идеологии является установка на защиту традиционных устоев общественной жизни. Возникнув в конце XVIII века в качестве негативной реакции европейской аристократии на Великую Французскую революцию и ее идеи, консерватизм сегодня ассоциируется с теми в политике, кто в наибольшей степени подпадает под понятие «правые». Кто прославляет унаследованные от прошлого моральные установки и нормы, противодействует радикальным реформам, выступает за сохранение сложившегося порядка вещей.

В то же время было бы неверным отождествлять консерватизм с реакционностью. Реакционер — этот тот, кто стремится вернуть прошлое, тогда как консерватор заинтересован в сохранении настоящего, не исключая возможности изменений того, что созрело для изменения. В этой связи необходимо осмыслить следующую формулу консерватизма: «Одной рукой изменять то, что должно, другой сохранять то, что можно».

Сорвеменные разновидности консерватизма:

§  традиционализм;

§  либертаризм;

§  неоконсерватизм.

Либерализм — совокупность идейно-политических течений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Выясняя существо и основные принципы либерализма, следует иметь в виду, что, как и консерватизм, либерализм исторически также связан с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII веков. Но уже в качестве их идеологического обоснования и системы ценностей нового, класса — торгово-промышленной буржуазии, который шел на смену феодальной аристократии. Это обстоятельство предопределило основную идею либерализма — идею осуществления свободы личности, которая (т.е. эта свобода) представляется как универсальная, всеобщая ценность и самоценное непреходящее благо.

 

44. Сущность и основные характеристики политического процесса.

Политический процесс — это событийная сторона политической жизни, т.е. возникновение и последовательность политических событий. Политический процесс раскрывает все многообразие, сложность и противоречивость политической жизни. Благодаря его изучению мы можем видеть, как в реальных поступках людей воплощаются институализированные политические отношения и культурные модели и ценности, акте противоречивые возникают коллизии, когда индивиды пытаются реализовать свои потребности, установки, ценностные ориентации. Можно сказать, что политический процесс это последовательность событий, в которых усилиями людей воспроизводятся и создаются политические структуры, а также реализуются и изменяются политические устремления и установки индивидов и социальных групп. Именно в ходе политического процесса происходит соединение внутреннего субъективного мира отдельного человека и объективного мира политики, созданного многими людьми.

Остановимся подробнее на некоторых основных особенностях политического процесса. Прежде всего отметим, что политический процесс обладает пространственно-временной обусловленностью. Любое событие разворачивается в определенное время и в определенном месте физического пространства. Это может быть здание парламента, площадь, телестудия, помещение, где намечено провести съезд партии и т.д. Место накладывает определенные ограничения на действия людей, вовлеченных в то или иное событие. На площади может собраться больше людей, чем в помещении, трансляция из телестудии дает возможность еще больше расширить круг лиц, вовлеченных в событие. Участники события могут сконцентрироваться в одном месте, а могут быть рассеяны в большом территориальном пространстве, и тогда каждый из них может инициировать новую цепь взаимосвязанных событий.

Фактор времени постоянно напоминает еще и о том, что политический процесс необратим. Если в стране начался конфликт, то нельзя вернуться к доконфликтной ситуации, к так  называемому «нулевому» варианту. Если даже глава исполнительной власти и в силах отменить свое распоряжение, то этим актом он все равно не в состоянии вернуться к той ситуации, которая сложилась в момент подписания отмененного документа. Как говорил Гераклит, нельзя дважды войти в одну и ту же воду.

Второй особенностью политического процесса является его конкретность. Он всегда складывается из событий, создаваемых не абстрактными личностями, а реально живущими индивидами, непохожими друг на друга, отличающимися своими  взглядами, ценностными ориентациями и установками. Поэтому каждое политическое событие по-своему уникально. Митинги, проводимые оппозицией под одними и теми же лозунгами в разных городах, будут отличаться составом и численностью участников, выступлениями ораторов и освещением в прессе. Заседания совета министров даже при одном и том же составе участников будут отличаться не только повесткой дня, но и эмоциональным накалом выступающих, формулируемыми решениями и т.д.

Третьей особенностью политического процесса является его сложность, многоуровневость и многообразие. В обществе одновременно происходит множество различных политических событий, и чтобы упорядочить наше знание о них, выделим уровни и виды политического процесса.

 

45. Политические действия.

Политическое действие - это поддающееся наблюдению, открытое поведение, демонстрируемое в рамках политической системы индивидом или социальной группой. Политическое действие может представлять собой незапланированное, спонтанное поведение, или же оно может быть частью последовательного процесса принятия и реализации решений.
   Политическое действие можно охарактеризовать с учетом различных критериев. Так, различается позитивное политическое действие, заключающееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное, состоящее в том, чтобы «прекратить что-то делать».
   Политическое действие можно характеризовать как рациональное, означающее, что его агент имеет четкое представление о целях, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, устанавливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, если она не приводит к желаемым результатам; иррациональное, означающее, что его агент не имеет четкого представления о конечной цели, применяет на практике неадекватные окружающей обстановке формы и методы политических действий.
   Политическое действие можно рассматривать как инерционное, которое воспроизводит принятые нормы поведения, существующую политическую систему, сохраняет ее; творческое, которое вносит в политику перемены, новые моменты, динамику.
   Политическое действие может быть организованным или стихийным. Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претворять в жизнь свои планы. Однако в любом политическом действии может быть и доля стихийности, случайности, несогласованности.
   Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. В результате политических действий политические системы изменяются как быстро, так и медленно.
   Основными видами политических действий являются революция( коренное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы) и реформа ( постепенность общественных изменений, преобразований, нововведений, переустройства какой-либо стороны общественной жизни, не подрывая основ власти правящего класса, общественного строя и его социальнополитической структуры). 

46. Политический конфликт и его функции.

Политический конфликт — это столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики, причинами которого являются несовместимые политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью.

Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе. 

Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности. 

Под функцией, конфликта понимаются определенные в тех или иных временных рамках последствия или направленность его воздействия на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности. О позитивном или негативном значении конфликтов можно говорить лишь в конкретных случаях и в достаточно условном смысле. Конфликты полифункциональны: 
- выполняют стабилизирующую роль и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества; 
- способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери; 
- стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур; 
-обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти. 

47. Методы разрешения политических конфликтов.

a) предупредить возникновение конфликта, либо воспрепятствовать его разрастанию и распространению;
б) вывести скрытые, неявные, латентные конфликты в открытую форму с целью уменьшения опасности внезапного развития неконтролируемых процессов;
в) локализовать социально-психологическое возбуждение, вызываемое политическим конфликтом, не допустить его распространения на другие сферы общества;
г) учесть многочисленные внутренние и внешние факторы: степень открытости политической системы, уровень сплоченности конфликтующих групп, их силу, характер вовлеченности населения в конфликт, эмоциональные аспекты поведения лидеров и их сторонников, а также культурно-исторические, социально-экономические, этно-национальные и другие особенности общества. 

 

48. Национальный интерес.

Национальные интересы — объективно значимые цели и задачи национального государства как целого.

Национальные интересы, равно как и потребности, делятся на внутренние и внешние. При этом они неравнозначны и объединяют три взаимосвязанных блока:

§  фундаментальные интересы, идентичные для любой страны, так как определяют необходимость «выживания» нации. К внутренним относят стабильность и развитие. Их баланс делает страну устойчивой и целостной. Внешние интересы включают в себя: территориальную целостность; политический суверенитет, т.е. независимость; сохранение господствующего политико-экономического режима (конституционного строя); процветание;

§  национальные ценности — национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны;

§  текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны.

 

49. Проблема безопасности в современных условиях.

50. Современные концепции демократии.

Прямые, или плебисцитарные (от лат. plebiscitum - реше­ние народа), демократии исходят из того, что сам народ дол­жен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.

Представительные, или репрезентативные (от фр. герresentation - представительство), демократии, напротив, ис­ходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти. При таком подходе де­мократия понимается как компетентное и ответственное пе­ред народом представительное управление. 

Партиципационная (англ. participation – участие) форма демократии или, иными словами,демократия учас­тия. Позитивный смысл партиципации состоит в обеспечении всесторонней демократизации общества, пря­мого участия народных масс в управлении социальными процессами, в создании предпосылок для социальной эман­сипации и самореализации личности.

51. Перспективы формирования правового государства в России.


хиты: 429
рейтинг:+2
Общественные науки
политология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь