Периодизация
1. литературный язык древнерусской народности или Киевского государства (XI–XIII вв.),
2. литературный язык великорусской народности или Московского государства (XIV–XVII вв.),
3. литературный язык периода формирования русской нации (XVII – первая четверть XIХ в.),
4. современный русский литературный язык.
Литературный язык — одна из форм национальной культуры,
поэтому изучение становления литературного языка невозможно без
учета изменений в общественно-экономической жизни России, вне
связи с историей науки, искусства, литературы, историей
общественной мысли в нашей стране.
Само понятие «литературный язык» исторически изменчиво.
До сих пор шла речь о современном литературном языке, его стилях,
соотношении с живой разговорной речью, языком художественной
литературы. Однако русский литературный язык прошел сложный
путь развития от своего зарождения и становления до наших дней,
поэтому необходимо его изучение в историческом аспекте.
К вопросу о периодизации обращались исследователи с начала
XIX в. (Н. М. Карамзин, А. X. Востоков, И. П. Тимковский, М. А.
Максимович, И. И. Срезневский).
А. А. Шахматов в «Очерке основных моментов развития
русского литературного языка до XIX в.» и ряде других работ
рассматривает три периода в истории книжного литературного языка:
XI—XIV вв.— древнейший, XIV—XVII вв.— переходный и XVII—
XIX вв.— новый (завершение процесса русификации
церковнославянского языка, сближение книжного литературного языка и
«наречия города Москвы»).
В наше время единой, принятой всеми лингвистами
периодизации истории русского литературного языка нет, но все
исследователи в построении периодизации учитывают социально-исторические
и культурно-общественные условия развития языка.
В основе периодизации истории русского литературного языка
Л. П. Якубинского, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, Б. А. Ларина,
24
А. И. Горшкова, Ю. С. Сорокина1 и других лингвистов лежат
наблюдения над нормами русского литературного языка, его отношением
к старой .литературно-языковой традиции, к общенародному языку и
диалектам, учет общественных функций и сфер применения русского
литературного языка.
В связи с этим большинство лингвистов выделяет четыре
периода в истории русского литературного языка: литературный
язык древнерусской народности, или литературный язык Киевского
государства (XI—XIII вв.), литературный язык великорусской
народности, или литературный язык Московского государства
(XIV—XVII вв.), литературный язык периода формирования русской
нации (XVII — первая четверть XIX в.), современный русский
литературный язык.
В. В. Виноградов на основании принципиальных различий
литературных языков в донациональную и национальную эпоху считал
необходимым разграничивать два периода (I—XI—XVII в.:
русский литературный язык донациональной эпохи; 2—XVII — первая
четверть XIX в.: формирование русского литературного
национального языка), что нашло отражение в большинстве современных
учебных пособий по истории русского литературного языка с
сохранением периодизации, предложенной выше, внутри каждого из двух
основных периодов.
Возникновение древнерусского литературного языка
В результате объединения многочисленных племен в Х–XI вв. сформировалась древнерусская (древневосточнославянская) народность. Киев – «мать городов русских», древнейший центр этногенеза славян, центр восточнославянской культуры.
Киев был городом со смешанным населением, в нем сложился общий язык – койне, игравший роль разговорного государственного языка. Киевский диалект оказывал выравнивающее влияние на другие диалекты, часто сам вмещал в себя их особенности. Например, в договоре Олега с греками 911 г. в Радзивилловском списке слово парусы (южное, греческого происхождения), а в Ипатьевском и Троицком пърѣ (из финского purja, употр. на севере, в новгородских землях). Одновременно употребляются южное вѣверица и северноевѣкша, вѣкшица. В койне вырабатывалась хозяйственная, военная, юридическая терминология и фразеология, некоторые формулы и синтаксические конструкции, которые затем отразились в памятниках письменности.
Существовали устные формы литературной обработки языка – традиции «устного народного поэтического языка, существовавшего задолго до возникновения письменности в творениях народных певцов» [Якубинский Л.П. О языке «Слова о полку Игореве»].