Тема любви в произведениях писателя нередко обретает трагическое звучание. Искренние и подлинные человеческие чувства приходят в столкновение с жестоким миром, как это происходит, например, в купринской "Олесе". Часто любящих людей разделяют сословные границы. Так, сюжет одного из самых поэтичных рассказов А. И. Куприна "Гранатовый браслет" составляет любовь мелкого чиновника к даме из высшего света, Вере Николаевне Шейной. Эта любовь становится единственным смыслом его жизни, наполняет его унылое и убогое существование поэзией и красотой мечты. Герой рассказа, Желтков, так же, как и Ромашов, не находит счастья, он тоже погибает. Желтков не может найти себе места в современном ему мире, где, по словам генерала Аносова, так редко встречается "такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". Мужчины того круга, к которому принадлежит Вера Николаевна, не только не способны на сильное и бескорыстное чувство, но не могут и поверить в него. Любовь для них - нечто непонятное, странное. Для мужа княгини Веры, добродушного и веселого князя Василия, предводителя дворянства, история с письмами - предмет насмешек, источник веселых застольных сюжетов. Для брата Веры, охваченного сословной спесью, в этом чудится нечто опасное, едва ли не уголовное преступление, во всяком случае, угроза чести семьи. Он явно сожалеет о тех временах, когда за такое "преступление" человека можно было "наказать розгами". Столкнувшись с жестоким миром, с тем, что его чувство не понято, унижено, а главное - с тем, что оно может стать источником страданий для любимой женщины, Желтков уходит из жизни, благословляя ее имя. Этим поступком купринский герой как бы ставит последнюю точку в споре о том, что же таится за его непонятными для многих поступками, - движущей силой его личности была истинная любовь. Голос этого человека мы слышим уже после трагической развязки. Он звучит в его предсмертном письме: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя твое". Его голос звучит и в музыке, которую, по его завещанию, слушает княгиня Вера: "Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки". Рассказ А. И. Куприна пронизан высокой поэзией, чувство любви возвышает героя, превращая этого маленького чиновника со смешной фамилией в значительную и трагическую личность.
Тема любви в творчестве А. И. Куприна - одна из наиболее значимых для писателя. Предмет его главного художественного интереса - не абстрактные философские идеи, не движение стран и народов, а человек, и именно в сфере человеческих чувств наиболее ярко раскрывает его писатель.
У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой «полесской колдунье» Олесе в отношениях с «добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем « и умной, расчетливой Шурочке – с «чистым и добрым Ромашовым» («Поединок»). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.
Писатель остро чувствововал потребность в «героических сюжетах» , в са-моотверженных , самокритичных героях .В результате под пером Александра Ивановича родились замечательнейшие произведения: «Гранатовый браслет» , «Олеся» , «Суламифь» и многие другие .
Рассказ «Олеся» был написан в 1898 году и вошёл в цикл полесских произведений . Помимо темы любви А.И Куприн затрагивает в рассказе не менее важную тему взаимодействия цивилизованного и природного миров .
С самых первых страниц произведения мы попадаем в глухую деревушку Волынской губернии , на окраину Полесья . Именно сюда судьба забросила Ивана Тимофеевича – грамотного , интеллигентного человека . Из его уст мы узнаём о диких нравах перебродских крестьян . Эти люди безграмотны , неотёсаны , необщительны . По всему видно , что они ещё не полностью избавились от привычек польского крепостничества .
Иван Тимофеевич страшно скучает в этом месте , где нескем поговорить , где совершенно нечем заняться . Вот почему так сильно взволновал его рассказ Ярмолы о старой ведьме . Молодой человек жаждет приключений , он хочет хотя бы на некоторое время отвлечься от повседневной рутины деревенской жизни .
Во время очередной охоты Иван Тимофеевич неожиданно натыкается на старую избушку , где и происходит его первая встреча с Олесей – внучкой местной колдуньи Мануйлихи . Олеся завораживает своей красотой . Не красотой светской дамы , а красотой дикой лани , живущей на лоне природы .
Но не только внешность этой девушки привлекает Ивана Тимофеевича .Молодой человек восхищён самоуверенностью , гордостью , дерзостью ,с которой держит себя Олеся . Именно поэтому он решается на повторный визит к Мануйлихе . Сама Олеся тоже заинтересована нежданным гостем . Выросшая в лесу , она мало общалась с людьми , привыкла относиться к ним с большой осторожностью .Но Иван Тимофеевич подкупает девушку своей непринуждённостью , добротой , интеллигентностью . Олеся очень рада , когда молодой гость приходит навестить её снова . Именно она ,гадая по руке, характеризует нам главного героя как человека «хотя и доброго , но только слабого” ,признаётся , что доброта его “ не сердечная”. Сердце у него “холодное , ленивое” , и тем , кто “будут его любить” , принесёт он , хотя и невольно , “много зла”.Таким образом , со слов юной гадалки , молодой человек предстаёт перед нами как эгоист , неспособный к глубоким душевным переживаниям . Но несмотря ни на что , Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг в друга и полностью отдаются этому чувству .
Любовь Олеси делает явной её чуткую деликатность , особенный врождённыё ум , наблюдательность и такт , её инстинктивные знания тайн жизни . Кроме того , её любовь открывает огромную силу страсти и самоотвержения , обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия . Олеся готова отказаться от своего чувства , стерпеть страдания и муки ради своего любимого и единственного . На фоне всех людей , окружающих главную героиню , её фигура выглядит возвышенно и делает блеклыми окружающих . Образы полесских крестьян становятся тусклыми , духовно порабощёнными , злобными ,безрассудно жестокими . В них нет ни широты ума , ни щедрости сердца .А Олеся готова на всё ради своей любви : пойти в церковь , вытерпеть издёвки местных жителей , найти в себе силы уйти , оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус ,как символ вечной любви и преданности .Для Куприна образ Олеси является идеалом возвышенной , исключительной личности .Эта девушка – открытая , самоотверженная , глубокая натура , смысл её жизни составляет любовь . Она поднимает её над уровнем обычных людей , она дарит ей счастье , но она же делает Олесю беззащитной и ведёт к гибели .
Проигрывает от соседства с Олесей и фигура Ивана Тимофеевича . Его любовь обыкновенна , порой даже похожа на увлечение .Молодой человек в глубине души понимает , что его возлюбленная никогда не сможет жить вне природы . Он не представляет Олесю в светском платье и всё же предлагает ей свою руку и сердце , подразумевая , что она будет жить с ним в городе . Иван Тимофеевич даже не допускает мысли о том ,чтобы ради сво- ей любви отказаться от положения в обществе и остаться жить вместе с Олесей в лесу . Он полностью смиряется с тем , что произошло и не собирается бороться за свою любовь , бросать вызов сложившейся ситуации .Я считаю , что если бы Иван Тимофеевич по-настоящему любил Олесю , то он обязательно бы разыскал её , попытался бы изменить свою жизнь , но он , к сожалению , так и не понял ,какая любовь прошла мимо него .
Тема взаимной и счастливой любви затрагивается А . И . Куприным и в рассказе “Суламифь” . Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника крепка как смерть , а сами любящие выше царей и цариц .
Но писатель убивает девушку , оставляя Соломона одного , потому что , по мнению Куприна , любовь-это миг , который освещает духовную ценность человеческой личности , пробуждает в ней всё самое лучшее .
В одном из известнейших произведений писателя “Гранатовый браслет” звучит тема безответной любви как великого дара ,который преображает человеческую душу . Княгиня Вера Шеина была строгой , независимой , любезной и “царственно спокойной “ женщиной , любившей своего мужа . Но идиллия в доме была разрушена после появления подарка с письмом от “Г.С.Ж” . Вместе с посланием в дом князей Шеиных вошла бесксрыстная , самоотверженная , не ждущая награды любовь:любовь-тайна , любовь – трагедия .Весь смысл жизни Желткова – отправителя послания , был в том , чтобы любить Веру Николаевну , не требуя за это ничего взамен , восхвалять свою возлюбленную от чистого сердца , произнося слова : “Да святится имя твоё “.Неясная тревога княгини Веры после получения подарка от Желткова переросла в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного при последней последней встрече с уже мёртвым обажателем : “В эту секунду она поняла , что та любовь , о которой мечтает каждая женщина , прошла мимо неё” . И Вера Николаевна плакала , слушая Вторую сонату Бетховена , зная , что любила . Любила всего лишь одно мгновение ,но навеки .
В своих рассказах А .И . Куприн показал нам искреннюю , преданную ,бескорыстную любовь .Любовь , о которой мечтает каждый человек .Любовь , во имя которой можно пожертвовать чем угодно ,даже жизнью . Любовь , которая переживёт тысячелетия , одолеет зло , сделает мир прекрасным , а людей добрыми и счастливыми .