Борис Зайцев (1881 – 1972) вступил в литературу как ученик Л.Андреева. Его первый
рассказ «В дороге», где заметно влияние старшего современника, опубликован в 1901 году в
газете «Курьер». Однако скоро это влияние значительно ослабевает, и проза Зайцева
приобретает самобытное звучание. С 1906 по 1911 год в издательстве «Шиповник» выходят
три сборника его рассказов – «Тихие зори», «Полковник Розов» и «Сны».
Творчеству Зайцева присуща реалистическая конкретность образов, психологическая
достоверность изображаемых характеров, но общефилософская проблематика в нем
преобладает над конкретно-исторической. Ряд черт роднит творчество Зайцева с эстетикой импрессионизма: это обращение к субъективному восприятию действительности,
«непосредственному впечатлению», к форме лирического фрагмента, живописной
зарисовки. Основным содержанием его рассказов становится выражение «состояния души»
автора-повествователя. Так, в рассказах «Волки», «Мгла» изображены картины трудной,
внутренне драматичной жизни природы. И одновременно это «пейзаж души» человека,
подавленного неразрешимыми загадками бытия и мыслью о смерти, чувствующего
одиночество среди «равнодушной природы».
Рассказы последующих сборников более оптимистичны. В рассказах «Миф»,
«Полковник Розов» господствует настроение счастливой отрешенности от всего будничного,
соединенное со способностью видеть чудесное в самых простых вещах. Герои воплощают
мечту автора о возвращении к безоблачному, согласному с миром, «детскому» состоянию
души. В рассказах «Священник Кронид», «Деревня», «Молодые» общее радостное
настроение сливается с прославлением природы, и человек здесь – лишь часть общего
красочного пейзажа. Логика этих произведений подчинена импрессионистскому принципу и
следует за сменой спонтанно возникающих впечатлений, авторского лирического
настроения.
В рассказах третьего сборника («Сестра», «Гость», «Спокойствие» и др.) на первый
план выходит индивидуальная судьба героя. Но Зайцев заостряет внимание на их частной
жизни, вне ее связи с общественными процессами и воссоздает не столько реальный облик
своей эпохи, сколько присущую ей атмосферу кризисности. В этих произведениях ведущей
становится тема любви и разлуки, разбитых надежд, утраченных илшлюзий. Мир, в котором
живут герои, непрочен, трагически подвержен резким и неожиданным изменениям.
В 1913 году вышел первый роман Б.Зайцева «Дальний край», охватывающий эпоху
первой русской революции и последующих лет реакции. Общественно-политические
события служат в нем лишь фоном для изображения внутреннего мира персонажей –
представителей молодой интеллигенции.
В 1916 году вышла новая книга рассказов Зайцева – «Земная печаль». В этих
произведениях, как и в последующей повести «Голубая звезда» (1918) тема одиночества
соединяется с темой буржуазно-городской культуры, оторванной от природных корней.
К Октябрьской революции 1917 года Б.Зайцев отнесся негативно. Это отразилось в
его книге «Улица святого Николая» (1921). В 1922 году писатель получил разрешение
выехать с семьей за границу. Основной темой творчества Б. Зайцева в эмиграции стала тема
России «недавней, но уже не существующей». Крупнейшие произведения, созданные за
границей: романы «Золотой узор» (1926), «Дом в Пасси» (1935), повести «Анна» (1929),
«Странное путешествие» (1927), и др.