пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Общая хар-ка, модернизм


Многие художественные открытия русской культуры конца XIX — начала XX в. — ее «серебряного века» — внесли значительный вклад в развитие мировой культуры и положили начало целым направлениям в искусстве, которые активно развиваются и в современном мире. Определяющим настроением «русского духовного ренессанса» стало ожидание великих перемен, ощущение «рубежности», «переходности» эпохи, которое сопровождалось психологическим напряжением. Выдающийся деятель искусства С.П. Дягилев сказал в 1905 г. на открытии выставки русского портрета в Таврическом дворце в Петербурге: «Мы свидетели величайшего исторического момента, итогов и концов во имя новой, неведомой культуры, которая нами возникает, но и нас же отметет».

«Русский духовный ренессанс» проявился в творчестве русских философов В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, Сергея Николаевича Булгакова, Владимира Соловьева. Проводимые ими Религиозно-философские собрания (1901 —1903), богатое письменное наследие, идейные искания «нового христианства», «нового религиозного сознания», способного служить нравственному обновлению человека, широко известны во всем мире. С их именами связаны распространение философского идеализма и попытка решить вопрос об отношении Человека к Богу через призму Искусства и его высших, неземных идеалов.

Конец XIX, первые десятилетия XX века были переломным историческим периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Это время характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых выступлений, политизацией жизни и необычайным ростом личностного сознания. Человеческая личность осознается как единство многих начал — социального и природного, нравственного и биологического. И в литературе персонажи не определяются исключительно и по преимуществу средой и социальным опытом. Появляются разные, порой полярные, способы отражения реальности.

Современный исследователь М.Пьяных так определяет этот этап отечественной культуры: «Серебрянный век» — в сравнении с «золотым», пушкинским, — принято называть в истории русской поэзии, литературы и искусства конец XIX — начало XX столетия. Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е годы XIX в.) и эпилог (годы Февральской и Октябрьской революций и гражданской войны), то началом его можно считать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.), а концом — речь Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии» — Пушкину. С именами Пушкина и Достоевского связаны две основные, активно взаимодействующие между собой тенденции в русской литературе как «серебряного века», так и всего XX столетия — гармоническая и трагедийная».

Тема судьбы России, ее духовнонравственной сущности и исторических перспектив становится центральной в творчестве писателей разных идейных и эстетических течений. Обостряется интерес к проблеме национального характера, специфике национальной жизни, природы человека. В творчестве писателей разных художественных методов они

решаются по-разному: в социальном, конкретноисторическом плане реалистами, последователями и продолжателями традиций критического реализма XIX века. Реалистическое направление представляли А.Серафимович, В.Вересаев, А.Куприн, Н.Гарин-Михайловский, И.Шмелев, И.Бунин и др. В метафизическом плане, с использованием элементов условности, фантастики, уходя от принципов жизнеподобия — писателями-модернистами. Символистами Ф.Сологубом, А.Белым, экспрессионистом Л.Андреевым и др. Рождается и новый герой, «непрерывно растущий» человек, преодолевающий оковы угнетающей и подавляющей его среды. Это герой М.Горького, герой социалистического реализма.
     Литература начала XX века — литература философской проблематики по преимуществу. Любые социальные аспекты жизни приобретают в ней глобальный духовный и философский смысл.
    Определяющие черты литературы этого периода:
1) интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного человека и человечества; загадка национального характера и истории России; мирское и духовное; человек и природа;
2) интенсивный поиск новых художественных средств выразительности;
3) появление нереалистических методов — модернизма (символизм, акмеизм), авангардизма (футуризм);
4) тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и наполнение их новым содержанием.

ПРОЗА

 

    Борьба двух основных художественных систем — реализма и модернизма — определила развитие и своеобразие прозы этих лет.
Несмотря на дискуссии о кризисе и «конце» реализма, новые возможности реалистического искусства открывались в творчестве позднего Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, В.Г.Короленко, И.А.Бунина. Молодые писатели-реалисты (А.Куприн, В.Вересаев, Н.Телешов, Н.Гарин-Михайловский, Л.Андреев) объединились в московский кружок «Среда». В издательстве товарищества «Знание», руководимом М.Горьким, они публиковали свои произведения, в которых развивались и своеобразно трансформировались традиции демократической литературы 60—70-х годов, с ее особым вниманием к личности человека из народа, его духовным исканиям. Продолжалась чеховская традиция.
    Проблемы исторического развития общества, активной созидательной деятельности личности поднимал М.Горький, в его творчестве очевидны социалистические тенденции (роман «Мать»).
    Необходимость и закономерность синтеза принципов реализма и модернизма обосновывали и осуществляли в своей творческой практике молодые писатели-реалисты: Е. Замятин, А. Ремизов и др. Особое место занимает в литературном процессе проза символистов. Философское осмысление истории характерно для трилогии Д.Мережковского «Христос и Антихрист». Историю и стилизацию истории мы увидим в прозе В.Брюсова (роман «Огненный ангел»). В романе «без надежды» «Мелкий бес» Ф.Сологуба формируется поэтика модернистского романа, с его новым осмыслением классических традиций. А.Белый в «Серебряном голубе» и «Петербурге» широко использует стилизацию, ритмические возможности языка, литературные и исторические реминисценции для создания романа нового типа.

ПОЭЗИЯ

 

Особенно интенсивные поиски нового содержания и новых форм происходили в поэзии. Философские и идейно-эстетические тенденции эпохи воплотились в трех основных течениях.
В середине 90-х годов в статьях Д.Мережковского и В.Брюсова теоретически обосновывался русский символизм. Большое влияние на символистов оказали философы-идеалисты А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, а также творчество французских поэтов-символистов П.Верлена, А.Рембо. Символисты провозгласили как основу своего творчества мистическое содержание и символ — основное средство его воплощения.
    Красота — единственная ценность и главный критерий оценки в поэзии старших символистов. Творчество К.Бальмонта, Н.Минскго, З.Гиппиус, Ф.Сологуба отличает необычайная музыкальность, оно ориентировано на передачу мимолетных, озарений поэта.
В начале 1900-х годов символизм переживает кризис. Из символизма выделяется новое течение, так называемый «младосимволизм», представленный Вяч.Ивановым, А.Белым, А.Блоком, С.Соловьевым, Ю.Балтрушайтисом. На младосимволистов огромное влияние оказал русский религиозный философ В.Соловьев. Они разрабатывали теорию «действенного искусства». Для них была характерна трактовка событий современности и истории России как
столкновения метафизических сил. В то же время для творчества младосимволистов характерно обращение к социальным вопросам.
    Кризис символизма обусловил появление нового течения, противостоящего ему, — акмеизма. Акмеизм сформировался в круке «Цех поэтов». В него входили Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, Г.Иванов и др. Они пытались реформировать эстетическую систему символистов, утверждая самоценность реальной действительности, сделали установку на «вещное» восприятие мира, «вещную» ясность образа. Для поэзии акмеистов характерна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, живописная яркость изобразительно-выразительных средств.
   В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии — футуризм. Футуризм неоднороден: внутри него выделяются нсколько групп. Наибольший след в нашей культуре оставили кубо-футуристы (Д. и Н.Бурлюки, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский). Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции. Им свойственно анархическое бунтарство.
    В своих коллективных программных сборниках («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов «так называемому общественному вкусу и здравому смыслу». Футуристы разрушали сложившуюся систему литературных жанров и стилей, на базе разговорного языка разрабатывали близкий к фольклору тонический стих, проводили эксперименты со словом.

    Литературный футуризм был тесно связан с авангардистскими течениями в живописи. Почти все поэты-футуристы были профессиональными художниками.
    Свое особое место в литературном процессе начала века занимала новокрестьянская поэзия, опирающаяся на народную культуру (Н.Клюев, С.Есенин, С.Клычков, П.Орешин и др.).

МОДЕРНИЗМ

МОДЕРНИЗМ
 - общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20 века, программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего". В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом. 

 


 


17.06.2015; 15:41
хиты: 82
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь