пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Вклад Купера в создание американского романа. Цикл романов о Кожаном чулке.

Джеймс Фенимор Купер (1789—1851).  Купер одним из первых в американской литературе XIX века выступил с резкой критикой капиталистической Америки. В своих романах он создал широкую панораму жизни страны, в ярких художественных образах отразил процесс ее капитализации, рассказал о самоотверженной борьбе индейских племен против колонизаторов. Купер способствовал утверждению жанра исторического романа в американской литературе. В мировой литературе его имя по праву стоит рядом с именем Вальтера Скотта. Однако романы Купера совершенно самобытны и, кроме высокого художественного достоинства, не имеют ничего общего с романами Вальтера Скотта, хотя, впрочем, и были их результатом в смысле исторической последовательности развития новейшей литературы.По своему характеру творчество Купера отличается от творчества романтика Э. По, современником которого он был. Демократические симпатии Купера, его гуманизм не имеют ничего общего с присущим Э. По пессимизмом и неверием в человека. Выступая с критикой американского буржуазного общества, раскрывая его враждебность простому человеку, Купер прославляет смелость и мужество, стойкость и благородство простых людей. За свою жизнь Купер написал большое количество произведений, которые по их тематике могут быть разделены на несколько циклов: исторические романы, морские романы, романы о борьбе индейских племен. В исторических романах («Шпион», «Лайонель Линкольн», «Два адмирала», «Браво», «Гейденмауер, или Бенедиктинцы» и других)  Купер обращается к событиям американской войны за независимость, а также к историческому прошлому европейских государств и критикует феодальные порядки. В морских романах («Пират», «Лоцман», «Красный корсар»), отразивших впечатления, полученные Купером во время его службы во флоте, большое место занимает приключенческий элемент. Однако в целом романы этого цикла уступают остальным произведениям Купера в значительности и актуальности поставленных в них проблем. Наибольшее признание получили романы «индейского цикла» («Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт» и «Зверобой»), известные под общим названием романов о Кожаном Чулке. Поставленная в этих романах тема борьбы свободолюбивых индейских племен против колонизаторов, замечательные образы простых людей, индейцев и белых, привлекли к романам данного цикла особое внимание и симпатии широких читательских кругов и передовой критики. В историю мировой литературы Купер вошел прежде всего как автор романов о Кожаном Чулке. Три периода следует выделить в творческом пути Фенимора Купера. Первый период: 1821—1826 годы; второй период: 1826—1833 годы; третий период: 1833—1850 годы. Такая периодизация соответствует изменениям во взглядах писателя, в его мировоззрении, оказавшем определяющее воздействие на характер его произведений. Первый период творчества.  В первый период своей литературной деятельности Купер выступил как писатель, вполне разделявший свойственные американской буржуазной демократии иллюзии относительно особой миссии Америки в истории человечества. В эти годы он верит в возможность осуществления идеалов американской революции и выступает с восхвалением американской действительности. Убежденный в блестящих перспективах и возможностях США, Купер противопоставляет их настоящее феодальным порядкам, обычаям и нравам, господствовавшим на протяжении многих веков в европейских странах, подчеркивает блестящие преимущества республиканского строя перед монархическим. Лучшими романами первого периода являются романы «индейского цикла». Из пяти романов о Кожаном Чулке в эти годы были написаны два — «Пионеры» и «Последний из могикан». Оба эти произведения свидетельствуют о стремлении писателя использовать форму приключенческого романа для раскрытия проблем социального и политического характера. Именно в этих романах, повествующих об истреблении индейских племен буржуазной цивилизацией, проявились критические тенденции творчества Купера, значительно усиливающиеся в последующие годы. Второй период творчества. В период 1826—1833 годов Купер совершил путешествие по ряду европейских стран. Европейские романы Купера, действие которых происходит в средние века, явились в то же время непосредственным откликом на события 30-х годов XIX века. (Революция). В этих романах с позиций американского буржуазного демократа Купер критикует феодализм и его пережитки, сохранившиеся в европейских государствах, выступает против монархии и сословных привилегий. Герои романов — представители народных масс, страдающие под гнетом тирании аристократов и борющиеся с ней. Третий период творчества. С возвращением Купера на родину начинается третий, наиболее значительный период его творчества, который характеризуется резкой переменой во взглядах писателя на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США. То, что увидел Купер, вернувшись на родину, заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде «американской демократии». Захвативший страну ажиотаж наживы и спекуляции, подчинение жизни страны интересам буржуазных дельцов не имели ничего общего с принципами демократии. В третий период Купер завершил работу над серией романов о Кожаном Чулке. В 1840 году был написан «Следопыт», в 1841 году «Зверобой». И в том, и в другом романе отчетливо проявилось усиление критического отношения Купера к американской буржуазной демократии. Следует подчеркнуть, что критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций, с позиций мелкобуржуазно-фермерской патриархальной Америки. Купер не видит выхода из противоречий действительности. Единственное, что он может предложить, это возвращение к прошлому, к идеализируемой им патриархальной фермерской Америке.

Цикл романов о Кожаном Чулке. Основное место в творческом наследии Купера принадлежит романам о Кожаном Чулке. Над этой серией писатель работал на протяжении двух десятилетий. Романы появлялись в такой последовательности: «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826); «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841).Над романами о Кожаном Чулке Купер работал на протяжении всех трех периодов своего творчества. В них ясно проявилась эволюция его мировоззрения, совершенствование его художественного мастерства. Все пять романов объединены образом одного героя — охотника Натти Бумпо, прозванного Кожаным Чулком. Натти Бумпо появляется в романах под разными именами: Длинный Карабин, Соколиный Глаз, Следопыт, Зверобой. Вся жизнь этого человека проходит перед читателем, начиная с его ранней молодости, когда юный Натти Бумпо, пионер и разведчик, становится участником освоения девственных лесов, и, кончая его трагической гибелью, когда он, будучи уже дряхлым стариком, становится жертвой установившихся в стране буржуазных порядков. Натти Бумпо воплощает в себе лучшие стороны человеческого характера — смелость, мужество, верность в дружбе, благородство и честность. По замыслу Купера Натти Бумпо — идеал человека, выросшего в общении с природой и сформировавшегося под ее благотворным влиянием. Судьба Натти Бумпо тесно связана с историей колонизации девственных лесов и неосвоенных степных пространств Америки; она развертывается в романе одновременно с повествованием о путях формирования буржуазной цивилизации в Соединенных Штатах, жертвой которой становится отважный и благородный герой Купера. Действие первого романа серии «Пионеры»5 происходит в 1793 году, в штате Нью-Йорк. Основной конфликт романа заключается в столкновении свободолюбивого и человечного Натти Бумпо и его старого друга индейца Чингачгука (индеец Джон) с обществом людей, зараженных духом стяжательства и всецело посвятивших себя делу наживы. В «цивилизованном» буржуазном городке Темпльтаун, Натти Бумпо — отважный пионер и разведчик в прошлом — чувствует себя лишним, ненужным человеком. Всю свою жизнь Натти Бумпо провел в лесах, прокладывая пути, по которым шли колонизаторы. Теперь он стар; и его героизм пионера цивилизации, его честность и благородство оказываются смешными и нежелательными в глазах корыстолюбивых хищников-предпринимателей. Кожаного Чулка подвергают суду за то, что он убил оленя в лесах, принадлежащих судье Темплю. Обличительная речь Кожаного Чулка на суде — кульминационный момент в романе, построенном на противопоставлении героического духа американского пионерства бесчеловечности законов, утверждаемых буржуазной цивилизацией. Побег Натти Бумпо из тюрьмы, погоня за ним, постыдная травля старика, в которой принимают участие обыватели,— наиболее сильные страницы романа, со всей полнотой выражающие его замысел. Натти Бумпо стремится уйти на запад, в места, куда еще не проникла цивилизация. В «Пионерах» поставлена проблема положения индейских племен. Она разрешается на образе старого индейца Джона Могикана, бывшего в прошлом вождем индейского племени делаваров. Он один из немногих уцелевших в этих местах индейцев, целые племена которых безжалостно истреблялись на протяжении нескольких десятилетий английскими и французскими колонизаторами. Джон Могикан стар и немощен; белые научили его пить. Лишь в воспоминаниях его друга Натти Бумпо живет героическое прошлое этого некогда сильного и отважного предводителя племени. Так же как и Натти Бумпо, Джон тяжело переживает одинокую старость, вспоминая о своей прежней жизни: «Жили здесь наши предки на берегу озера, жили мирно; а если поднимали томагавк, то для того, чтобы раскроить череп врагу. Но пришли белые и принесли с собой длинные ножи и ром; их было больше, чем деревьев в горах; они погасили огонь, вокруг которого собирались наши совещания; они завладели нашими лесами; злой дух заключался в их бочках с ромом, и они пустили его против нас». Джон Могикан умирает со старческим равнодушием и спокойствием, как это и было принято в племени делаваров. Ни Джону, ни Кожаному Чулку нет места в Темпльтауне, построенном на берегу некогда прекрасного и дикого озера Отсего, земли вокруг которого принадлежали индейцам .Во втором романе серии «Последний из могикан» Купер воспроизводит события англо-французской колониальной войны второй половины 50-х годов XVIII века, т. е. он обращается к более далекому прошлому страны. События развертываются в густых, почти непроходимых лесах Америки. Лишь отважным разведчикам Натти и Чингачгуку известны тайные лесные тропы. По ним и ведут они англичан, поступив на службу в их войска. Рассказывая историю небольшого отряда белых, продвигающихся с помощью разведчиков по лесным тропинкам к военному форту, Купер раскрывает в своем романе мир сильных и благородных чувств отважных людей, вступивших в борьбу с природой и поджидающими их на каждом шагу опасностями. «Последний из могикан» —  это прежде всего роман об индейцах. Наряду с разведчиком Соколиным Глазом (Натти Бумпо) центральное место в романе занимают индейцы из племени могикан — Чингачгук и его сын Ункас, воплощающие лучшие черты характера индейского народа. Суровая требовательность Чингачгука к сыну сочетается с глубокой, сдержанной любовью и гордостью. Любовь Ункаса к белой девушке Коре — сильное и благородное чувство. Индейцы в изображении Купера не только ни в чем не уступают белым, но и превосходят их глубиной и мудростью своих суждений, непосредственностью восприятия окружающего. Купер поэтизирует «естественного человека». В романе рассказывается об обычаях и жизни индейских племен. Купер стремится передать своеобразную красоту строя речи индейцев, прелесть их песен, раскрыть поэтичность души этих детей лесов. В романе сказалось хорошее знание писателем индейского фольклора (включение песен; своеобразные имена индейцев: Большой Змей, Щедрая Рука, Быстроногий Олень и т. д.).В «Последнем из могикан» Купер показывает жестокость колонизаторов, истребляющих индейцев, правдиво изображает дикость и «кровожадность» отдельных индейских племен. Однако процесс колонизации воспроизводится и оценивается в этом романе Купером как бы с позиций колониста-англичанина, способствовавшего созданию Соединенных Штатов Америки. Купер симпатизирует англичанам и противопоставляет им французских колонизаторов, осуждая неоправданную жестокость проводимой ими политики завоевания земель. И именно те индейские племена, которые выступают на стороне французов против англичан, показаны как бесчеловечно жестокие (племя ирокезов). Купер — сторонник проникновения цивилизации не с помощью огня и бессмысленных убийств ни в чем не повинных индейцев, а путями более гуманными. Образы англичан явно идеализированы в романе. В «Последнем из могикан» Купер проявил себя мастером раскрытия внутреннего мира своих героев, их переживаний и чувств. К событиям далекого прошлого, к тем временам, когда его герои были молоды и полны сил, обращается Купер в романе «Зверобой». Этот роман написан в период окончательного разочарования Купера в американской буржуазной действительности. Действие романа происходит в 1740—1745 годах на берегу Мерцающего озера (озера Отсего). Колонизация еще только началась, и заселены лишь самые восточные районы, примыкавшие к Атлантическому океану. В романе «Зверобой», так же как и в написанном за год до него романе «Следопыт», Купер воскрешает романтику свободной жизни индейцев и прославляет вольное существование независимого человека, живущего в общении с природой и еще незнакомого с буржуазной цивилизацией. Натти Зверобой — молодой охотник. В романе рассказывается о помощи, оказанной Зверобоем молодому могикану Чингачгуку, невеста которого была похищена индейцами племени мингов.На первом плане и в «Следопыте», и в «Зверобое» — образы Натти и Чингачгука. Среди образов колонизаторов нет ни одного положительного персонажа. Купер полностью отказывается от идеализации представителей английских войск и командования, как это было в «Последнем из могикан», и наделяет белых колонистов Томаса Хаттера и Гарри Марча наиболее отталкивающими чертами и качествами. Хаттер и Марч — охотники за скальпами индейцев. На продаже скальпов властям они наживаются. Пират в прошлом, Хаттер приехал в Америку, скрываясь от виселицы. Индейцев Хаттер считает животными, а себя, человека с белой кожей, их «законным» хозяином и властелином.Однако подлинными людьми в настоящем смысле этого слова оказываются индейцы и свободолюбивый и гуманный Натти Зверобой. Замечательные черты характера индейцев противопоставлены в романе грубости и жестокости белых завоевателей. В «Зверобое» Купер открывает перед своим героем Натти Бумпо возможность начать «устроенную» жизнь, но он предпочитает свободу. Зверобоя привлекает жизнь в лесах, вдали от людей, занятых подсчетом своих прибылей. Он считает себя сыном племени делаваров и возвращается к ним. Роман завершается сценой расправы колониальных войск над индейцами-гуронами. Жестокость действий колонизаторов подчеркивается величием и красотой пейзажа, на фоне которого происходят описываемые события. Завершая пенталогию о Кожаном Чулке, Купер снова, с несравненно большей силой, чем в первых романах этого цикла, выразил мысль о враждебности буржуазной цивилизации не только интересам и стремлениям простых людей, но и самой их жизни. Романы Купера отличаются простотой и динамичностью сюжета. События развертываются в них быстро и увлекательно, захватывая читателя своим драматизмом. Перед героями Купера встают бесконечные неожиданные препятствия; они преодолевают трудные испытания. Окружающая обстановка и обстоятельства заставляют их быть в постоянном напряжении. Покоряющая сила героев Купера заключается в их безграничной энергии и неослабевающей решимости в борьбе с препятствиями и опасностями. Купер — большой мастер описаний, и прежде всего описаний природы, однако всегда описания в его романах подчинены действию. Пейзаж занимает особое место в романах Купера. В нем передано своеобразное очарование американских лесов и прерий. Природа, окружающая людей, становится непременным участником развертывающихся событий. Грозная и величественная, суровая и всегда прекрасная, она то помогает, то препятствует человеку в достижении его целей.О тонком психологизме Купера писал Белинский, назвавший американского романиста «глубоким сердцеведом, великим живописцем мира души»7. И прежде всего эта оценка относится к образам Натти Бумпо и Чингачгука — двух людей, вся жизнь которых показана в романах о Кожаном Чулке во всем богатстве переживаний и чувств.


23.06.2016; 09:52
хиты: 111
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь