пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

7. Индия: ортодоксальные и неортодоксальные школы.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята). Веды – совокупность канонических текстов с комплексом религиозно-философских представлений о мире и человеке, его месте в мире, смысле бытия и предназначении. Ортодоксальные школы: Миманса «Миманса» — буквально «проникновение», «исследование», «рассуждение», «дискуссия».Миманса обосновывала авторитет Вед, необходимость выполнения предписаний и ритуалов. Также эта школа занималась проблемами теории познания. Миманса отстаивала реальность внешнего мира, а также других объектов (души, бога и проч.), о которых человек узнает на основании чувственного восприятия (которому в мимансе уделяется особое внимание). Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами. Эта школа знаменовала сравнительно высокую ступень развития логики. Веданта Слово «веданта» означает «последнюю цель вед», «завершение вед».Веданта так же как и Миманса целиком и полностью признает авторитет Вед. Веданта провозглашает материальный мир видимостью, иллюзией, проистекающей из незнания подлинной природы вещей. Веданта подробно анализирует индивидуальную душу, человеческое Я. Согласно веданте, душа, связанная со своим телом, несвободна — она жаждет чувственных удовольствий, испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Веданта продолжает учение Вед о Брахмане и Атмане. Брахман – высшая, объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир и все сущее.  Йога Предполагаемое значение слова «йога» - «сосредоточение». Корни йоги очень древни; уже в Ведах говорится о достижении сверхъестественных способностей путем особой аскетической практики; в эпических произведениях описывается обращение аскетов к йоге с целью получения магических способностей. Основателем йоги считается мудрец Патанджали, живший около II в. до н. э. Главное содержание йоги – разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. Для этого используются практика аскетизма, особая этика, основанная на сочувствии всем формам и видам жизни. В рекомендациях йоги немало рациональных и в известной мере проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания, физическим упражнениям и т. д.

Неортодоксальные школы Джайнизм Основателем джайнизма считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии присвоили эпитеты: Махавира (санскритское «великий герой») и Джина («победитель»), В дальнейшем их стали употреблять как имена проповедника, а по последнему получило свое название религиозно-философское движение в целом. В джайнизме отрицались святость Вед, жертвоприношения, жречество, религиозное освящение индийской кастовой системы варн, решающее влияние богов на судьбы людей и т. д.В центре учения - бытие личности. Спасение достигается только благодаря личным качествам и усилиям людей, а не происхождением или божественным вмешательством. Для джайнизма характерно учение о карме. Карма – закон воздаяния за все совершенные человеком поступки в земной жизни, как положительные, так и отрицательные. Карма определяет не только благополучие или неблагополучие существования (здоровье - болезнь, богатство - бедность, счастье - несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и т. д.), но в конечном счете прогресс или регресс человека по отношению к его главной цели - достижению нирваны, то есть высшего, не отягощенного материей блаженства в соединении с божеством. Душа человека (атман) совершает действия — хорошие и дурные. Общая сумма их и их последствий — проявление кармы в широком смысле слова. Джайнские монахи принимают пять обетов, запрещающих убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и владение собственностью. В джайнизме предельно выражен принцип ахимсы — ненанесения ущерба живым существам. Поэтому употребление в пищу мяса абсолютно запрещено исповедующим джайнизм. Даже жизнь насекомых считается неприкосновенной — джайнские монахи носят марлевую повязку, покрывающую рот, дабы при ходьбе не проглотить случайно какую-либо еле заметную букашку. С той же целью они фильтруют питьевую воду. Всегда с собой носят специальную метелку, чтобы сметать с дороги муравьев и червяков, боясь их раздавить. Буддизм Время жизни Будды относится к VI в. до н. э. Принц Сиддхарти из рода Гаутамы оставил семью, царский образ жизни, став нищенствующим учителем. Будда в переводе с санскрита значит «просветленный», «пробужденный». Стержнем буддизма является проповедь Будды о «четырех благородные истинах». 1) Жизнь полна страданий.2) Существует причина возникновения страданий – желание. Жизнь человека переполнена желаниями: стремлением к наслаждению и утехам, успеху, богатству, власти.3) Освобождение от страданий – притушение страстности желаний, избегание крайностей. Такое прекращение страданий – достижение нирваны (на санскрите значение этого слова «затухание» «остывание»), т.е. состояния полной невозмутимости, освобождения от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.

 

 

 

 


15.06.2015; 01:12
хиты: 94
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь