Бенедикт Спиноза (1632 – 1677), был сторонником рационализма и продолжал учение Р. Декарта. В центре его философии – учение о субстанции. Спиноза считает что субстанция – едина. Субстанция – это вещь, которая не нуждается для своего существования не в другой вещи или вещах. Субстанция есть Бог.. Бог вездесущ, имманентен природе (свойственный, внутренне присущий) – в этом – проявление пантеизма Спинозы. Субстанция есть причина самой себя, она характеризуется двумя важнейшими атрибутами:
• протяжение
• мышление
Субстанцию характеризуют модусы – единичные конкретные вещи. Вещи – модусы, т.е единичные порождения субстанции – это самоограничение актуально-бесконечного существа.
Существуют три вида познания:
• чувственное (недостоверный источник знаний)
• понимание (противопоставляется чувственному)
• интуитивное (интеллектуальная интуиция, интуиция даёт познание вещей с точки зрения вечности)
Чувственное познание носит подчиненный, второстепенный характер. В этой оценке проявляется рационализмом Спинозы. Однако высшей ступенью является не рациональное познание, а интуиция - таинственная способность постижения целостного образа и сущности вещей. Интуиция тесно пересекается с дедукцией, творчеством абстрактных идей, относящихся не к объектам, а к сущностям, бытию в целом.
Одно из важных мест в учении Спинозы занимает критика христианского догмата о свободе воли. Спиноза утверждает, что обладание свободой (как даром Бога) иллюзорно. Человек находится в жесткой зависимости от природных, инстинктивных стремлений - аффектов, которые во многом подчиняют его действия. Стать свободным означает преодолеть эту зависимость, поставить страсти под контроль разума, усмирить инстинкты и желания. Добиться этого под силу только избранным, тем, кто свобода - не от рождения получаемый дар, а трудно добытое состояние субъекта, преодолевшего свою зависимость от природы.
Спиноза отвергает свободу воли. Воля есть разум человека. Спиноза – детерминист (никаких случайных явлений быть не может, случайность – результат нашего незнания причин). Свобода отожествляется с познанием необходимости. Спиноза разработал концепцию интеллектуальной любви к Богу: в человеке заложено желание постичь мир в целом, в его единстве.