пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

38. Основные этапы становления и развития отечественной философии

В отечественной ф-ии, прошедшей самобытный путь развития, от-разилось культурно-историческое развитие России. Зародившись позднее, чем в соседних странах, отечественная ф-ая мысль испытала сильное вли¬яние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской ф-ии.

Отечественной ф-ой мысли присущи нек-ые общие признаки.

1) тесно связана с общественно-поли¬тической деят-тью, с художественным и религиозным тв-вом.

2) не занимается специально разработ¬кой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия - в этом видят онтологизм русской ф-ии.

3) особое внимание уделяется проблеме бытия чел-ка(антропоцентрична).

4) с проблемой чел-ка тесно связаны социально-историчес¬кие проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной исто-рии(историософична).

5) ф-ая мысль этически ориентирована, о чем сви¬детельствует нравственно-практический хар-р решаемых ею проблем, боль¬шое внимание к внутреннему миру чел-ка. В целом отечественная ф-ая мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей.

В истории отеч.ф-ой мысли выделяют несколько пери¬одов: 1-й – ф-ая мысль Древней Руси X - XVII вв.; 2-й – ф-ия эпохи Просвещения (XVIII – нач.XIXв); 3-й - развитие оригинальной русской ф-ии (2ая треть XIXв - начало XXв); 4-й - послеок¬тябрьский период (большая часть XXв).

С принятием христианства на Руси (988 год) языческая мифология начи¬нает вытесняться христианским мир-ем, к-ое способствует зарож¬дению ф-ии и придает ей религиозный хар-р. Однако формула сред¬невековой мысли Запада "ф-ия - служанка богословия" на Руси мало¬применима ввиду неразвитости богословия. На формирование мысли средне¬вековой Руси заметное влияние оказала патристика, особенно учения пред¬ставителей Каппадокийской школы: В. Великого, Г. Нисского, Г. Назианзина.

В формировании отеч.ф-ой мысли важную роль сыгра¬ла переводная литература. Важное значение имела работа византийского мыс¬лителя Иоанна Дамаскина (675-750). "Источник знания" (особенно первая часть "Диалектика").

Формирование и развитие отеч.ф-ой мысли не преры¬валось в годы монгольского ига. В XIII- XIVв развивается агиографичес¬кая (житийная) лит-ра. В XV-XVII в. ф-ая мысль переживает подъем. В это время усиливается влияние на нее православной, византийской и западной мысли.

Борьба западных и восточно-христианских влияний отразилась в ересях XV-XVIв, в борьбе "нестяжателей" и "иосифлян", в церковном расколе XVIIв, ставших значительными событиями в истории отеч. ду¬х. культуры.

В России XVI-XVIIв получила развитие также общественно-полити-ческая мысль. Прежде всего, эта концепция старца Филофея "Москва - тре¬тий Рим" (1ая половина XVIв

Т.о., в Др.Руси были заложены основы ф-ой куль¬туры, хотя оригинальная ф-ия еще не получила развитую системати¬ческую форму.

С реформами Петра I начинается новый период в истории отеч.ф-ии. Происходит процесс размежевания ф-ии и теологии. Раз¬вивается светская, прежде всего политическая мысль.

 

 


15.06.2015; 01:12
хиты: 88
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь