Существует несколько основных концепций истины.
Классическая концепция истины Данная концепция истины является древнейшей, берущей свое начало от Платона и Аристотеля. Суть ее Платон выразил так: “Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, лжет”. Но во-первых, встает вопрос, что понимать под самой действительностью, которая должна соответственно отразиться в наших знаниях. А во-вторых, проблема критерия истины: как проверить соответствие наших знаний действительности?.
Диалектический материализм совершенствуя классическую концепцию ввел понятие объективной реальности, которая, копируется, отображается нашими ощущениями. Классическое понятие истины было им сохранено и конкретизировано в понятии “объективная истина”, содержание которой не зависит ни от человека, ни от человечества.
Маркс и Энгельс, опираясь на мысли Ф. Бэкона, Д. Дидро, Гегеля, Н.Г. Чернышевского, создали концепцию, согласно которой практика выступает как единственный объективный и всеобщий критерий истины. Критерий практики является одновременно и абсолютным и относительным. Абсолютность критерия практики означает, что он является, во-первых, всеобщим, распространяющимся на все случаи проверки истинности знания, а во-вторых, единственным объективным критерием истины. Относительность критерия практики выражается в его неполноте. Это означает, что созданное нами идеальное отображение реальности не всегда будет полностью накладываться на объективный мир, ибо сама практика его не полностью охватывает.
Когерентная концепция истины, у истоков которой стояли Лейбниц, Спиноза и Гегель. Данная концепция пытается ответить на вопрос о критерии истины в сложных ситуациях, когда отсутствует прямой контакт — и чувственный, и рациональный — познающего субъекта с познаваемым миром. Такие ситуации обычны для наук, занимающихся абстракциями высшего уровня (логики, математики), и здесь необходимо найти критерий истинности не для отдельного суждения, а для целой теоретической системы. Такой критерий сторонники этой концепции видят в когерентности, т.е. самосогласованности, непротиворечивости наших знаний в рамках конкретно рассматриваемой теории. Любое новое предложение истинно, говорят неопозитивисты (например, Отто Нейрат), если оно может быть введено в систему, не нарушая ее внутренней непротиворечивости.
Прагматическая концепция истины (от греч. “прагма” — дело, действие), берущая свое начало в греческой софистике и древней китайской философии. Реальность внешнего мира, считают прагматики, недоступна для человека, ибо он непосредственно имеет дело только со своей деятельностью. Поэтому в качестве единственного критерия истины может выступать только эффективность, практическая полезность знания. Следовательно, истиной является то, что удовлетворяет субъективные интересы индивида.