К числу так называемых вечных проблем человека относятся:
1. Проблема смысла жизни человека.
2. Проблема выбора и ответственности. Проблемой этой занимались многие философы, но, пожалуй, более всего она оказалась разработанной экзистенциалистами (М. Хайдеггером, К. Ясперсом, Ж.-П. Сартром, А. Камю и др.). Экзистенциалисты оставили человеку выбор, высветив тем самым гуманистическую направленность своих философских установок. Человек абсолютно свободен, и если свобода как таковая позволяет человеку быть личностью, осуществлять выбор и нести ответственность за него, то ее абсолютность начисто отгораживает человека от сети социальных, биологических, психологических закономерностей, в которую он реально вписан.
3. Проблема свободы личности. Под свободой личности подразумевается: свобода экономическая, свобода политическая, то есть такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида, свобода духовная — свобода выбора мировоззрения, идеологии, свобода их пропаганды.
4. Проблема отчуждения. По сути дела, идея отчуждения была заложена в концепции “общественного договора”, исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству. У Гоббса, Руссо, и у Гегеля отчуждение рассматривается только в плане духовном, идеалистически — как отчуждение политических прав, отчуждение духа и т.д.
В действительности же исходной сферой возникновения отчуждения выступает сфера экономическая, а исходным пунктом в ней — общественное разделение труда. Возникнув в сфере материального производства, отчуждение распространяется и на все другие сферы жизни общества. От индивида отчуждаются политические учреждения, производство и потребление духовных благ, институты социальной сферы (образование, здравоохранение). Причем отчуждение — удел не только народных масс, оно в ряде аспектов захватывает и “верхи” общества.
5. Проблема ценностей.
6. Проблема морали.