В процессе познания принимают участие и наши органы чувств, и наше мышление. Соответственно и познание наше подразделяется на чувственное, с одной стороны, и рациональное, логическое, т.е. мышление, с другой.
Существуют две исключающие друг друга концепции определяющие соотношение чувственного и рационального в познании.
Сенсуализм (от лат. sensus — чувство, ощущение), абсолютизирует роль органов чувств в познании. Все, что мы познаем, считают сенсуалисты, познается только при помощи органов чувств, мышление же в лучшем случае только суммирует эти знания. Сенсуализм в подавляющем большинстве случаев представлен материалистами (Гоббс, Локк, французские материалисты XVIII века, Фейербах), в естествознании и других конкретных науках к нему тяготеет так называемый эмпиризм, считающий, что содержание нашего знания может быть сведено к описанию чувственного опыта, чувственного познания (“эмпириа” в переводе с греч. — опыт).
Рационализм (от лат. ratio — разум), который абсолютизирует роль мышления, рационального познания и сводит к нулю познавательные возможности и способности органов чувств. Органы чувств, считают рационалисты, ни в коей мере не ведут нас к истине, каковую мы познаем прямо и непосредственно разумом. Нетрудно обнаружить, что рационализм (а к нему принадлежали Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель) по природе своей идеалистичен, ибо он игнорирует те единственные каналы, по которым человек может получать первичную информацию об окружающем мире, и тем самым отрывает наши знания от нашей практики. В частных науках рационализму, как правило, соответствует схоластика, для которой как раз и характерен отрыв познания от практики.
Практика показывает, что и чувственное, и рациональное составляют необходимые стороны процесса познания. Без чувственного познания мы не имели бы никакой информации об объективных предметах, их взаимосвязи и отношениях. Но органы чувств не могут вывести нас за пределы поверхностного, феноменального знания о вещах. Проникнуть в сущность вещей можно только при помощи логического, рационального мышления. Таким образом, чувственное и рациональное взаимно дополняют друг друга.