пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

18. Философия Фомы Аквинского.

В период схоластики в гносеологии преобладает рациональное обоснование веры. В буквальном переводе схоластика – «школьная ф-ия».

Крупнейший теолог католической церкви Фома Аквинский («Сумма теологии», «Сумма ф-ии») стремился со¬гласовать учение Аристотеля с требованиями католической веры достигнуть исторического компромисса между верой и разумом, теологией и наукой.

Ф-ия и религия имеют ряд общих положений, к-ые открываются и разумом, и верой в тех случаях, когда представляется возможность выбора: лучше понимать, чем просто верить. На этом основыва¬ется существование истин разума. Учение Фомы, получившее название то¬мизма, стало идеологической опорой и теоретическим орудием католицизма.

О бытии. Бог - первопричина и конечная цель сущего, «чистая форма», «чистая актуальность». Сущность всего телесно¬го заключается в единстве формы и материи. Именно они суть ре¬альные сверхчувственные внутренние принципы, образующие вся¬кую реальную вещь, все телесное вообще. Ма¬терия — только восприемница сменяющих друг друга форм, «чистая потенциальность», ибо лишь благодаря форме вещь явл-ся вещью определенного рода и вида.

О чел-ке и его душе. Индивидуальность чел-ка — это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой чел-ого организма. Душа нематериальна и самосуща: она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Душа бессмертна.

О познании. Основополагающий принцип познания — реальное существование всеобщего. В споре об универсалиях Аквинат отстаивал позиции умеренного реализма. Чел-ку присущи 2 способности познания — чув¬ство и интеллект.

Об этике. Зло - менее совершенное благо; оно до¬пускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства. Блаженство составляет ко¬нечную цель чел-их устремлений. По Аквинату, без божественной благодати вечное блаженство недостижимо.

Об об-ве и гос-ве. чел-к по своей природе — суще¬ство общественное. Главная же цель гос-ой власти — содействовать общему благу, сохранять в об-ве мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетель¬ный образ жизни и имели необходимые для этого блага. Он отдавал предпочтение монархической форме правления, однако считал, что, если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить против тирана и тирании как принципа правления.

Фома Аквинский завершил построение здания католической теологии. Начиная с XIV в. и поныне его учение признается като¬лической церковью как ведущее направление ф-ого мир-ия (в 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику свя¬тых).

 

 


15.06.2015; 01:12
хиты: 89
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь