Ипполит Тэн оказал большое влияние на молодого Золя. В одном из интервью Золя признавался: «Я испытал три влияния: влияние Мюссе, влияние Флобера, влияние Тэна. Последнего я прочел в возрасте двадцати пяти лет, и когда я читал его, во мне затрепетала присущая мне жилка теоретика, позитивиста. Могу сказать, что в моих книгах я использовал его теорию наследственности и среды, что я применил ее к моим романам».
На основе позитивизма возникло новое эстетическое направление -
Н А Т У Р А Л И З М.
В 1865 году выходит роман братьев Гонкуров «Жермини Лассерте», с которого и начинается новая школа. В нем изображена жизнь простой девушки, служанки, подверженной порочным страстям. Новым был выбор героини и вид детерминизма (наследственность). В романе отсутствовал четкий сюжет, был изображен «кусок жизни». Позже в духе натурализма стали творить такие писатели, как Доде, Мопассан, Золя.
Принципы натурализма
Верность природе. Объективизм, фактографичность. Биологический детерминизм, научность. Изучение наследственности и среды. Отказ от психологизма. Отказ от принципа отбора. Автор должен быть протоколистом, хроникером, не высказывать своих суждений и эмоций. Отказ от стройной композиции с ее завязкой, кульминацией и развязкой. Изображать жизнь в ее течении. Герои, как правило, представители беднейших слоев населения. Интерес к изображению грязи – физической и нравственной. Вместо индивидуума изображение группового или коллективного героя - толпы, народа, массы.
Нагромождение деталей, описаний обстановки, предметов, вещей ради них самих. Принцип изучения, исследования преобладает над принципом воображения. Отказ от типизации характеров. Мрачная атмосфера действия, сумрачные краски в пейзаже и описании жилищ.