пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

2Общая характеристика натурализма: теория и практика. Литературные предпосылки возникновения натурализма.Философская основа натурализма. Эстетические взгляды Эмиля Золя.

 

Натурализм — одно из важнейших направлений в литературе конца XIX в. Возникнув в 60-е гг., он получил широкое распространение в 70 - 80-е, и уже в 90-е годы, исчерпав свои возможности, перестал существовать как направление. Решающее значение для его формирования имели естественнонаучные открытия этого периода, и в частности, теория экспериментальной медицины К. Бернара, философия позитивизма О. Конта, эстетика И. Тэна. 

 

Основоположником эстетики натурализма был французский искусствовед Ипполит Тэн (1828 — 1893). Он учился в Высшей нормальной школе (Париж). С 1864 г. Тэн — профессор эстетики в Школе изящных искусств, с 1878 г. — член Французской академии. В первом значительном труде «Французские философы XIX века» Тэн объявил величайшими философами позитивистов Конта, Милля и Спенсера. В очерке «Бальзак» (1858) закладываются основы натуралистической эстетики. Для ее формирования важнейшим событием было появление труда Тэна «История английской литературы» (1863— 1865). Во «Введении» к этому изданию Тэн изложил теорию «расы, среды и момента», ставшую краеугольным камнем натурализма. В его трудах сформулирован основной принцип натурализма: уподобление искусства науке.

 

Первым по времени художественным манифестом французского натурализма стал роман бр. Гонкуров "Жермини Ласерте" (1864), названный авторами в предисловии к нему, "клиническим анализом любви". В этом произведении явственно проявились черты, которые впоследствии будут определять натуралистический метод: 

-демократизация темы и героя; 

-замена социального начала физиологическим, когда  человеческие характеры детерминировались (термин натуралистов) "природой" индивида, т.е. наследственностью, темпераментом, инстинктам (человек – сущ-во биологическое);

- внимание к единичному факту и воспроизведение его во всех деталях (описательность);

-"бесстрастие" художника, его отказ от какой-либо оценки изображаемого им явления.

Генезис натурализма связан с поражением европейских революций 1848 г., подорвавшим веру в утопические идеи, видеологию вообще.

 

Принципы натурализма. 

Философской основой натурализма стал позитивизм. Литературными предпосылками натурализма послужило творчество Г. Флобера, его теория «объективного», «безличного» искусства, а также деятельность «искренних реалистов» (Шанфлери, Дюранти, Курбе).

Натуралисты ставили перед собой благородную задачу: от фантастических вымыслов романтиков, которые в середине века все более отходят от действительности в область грез, повернуть искусство лицом к правде, к реальному факту. Творчество Бальзака становится для натуралистов образцом. Представители этого направления обращаются к жизни низов общества, им присущ подлинный демократизм. Они расширяют область изображаемого в литературе, для них нет запрещенных тем. Если безобразное изображено достоверно, оно приобретает для натуралистов значение

подлинной эстетической ценности.

 

Натурализму свойственно позитивистское понимание достоверности. Писатель должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором. Он может писать только о том, что изучил.

Отсюда:

-изображение лишь «куска действительности», воспроизведенного с фотографической точностью, вместо типичного образа (как единства индивидуального и общего); 

-отказ от изображения героической личности как «нетипичной» в натуралистическом смысле; 

-замена сюжета («выдумки») описанием и анализом;

-эстетически нейтральная позиция автора по отношению к изображаемому, для него нет красивого или некрасивого;

-анализ общества на основе строгого детерминизма, отрицающего свободу воли; показ мира в статике, как нагромождение деталей; 

-писатель не стремится предсказать будущее.

 

Натурализм испытывал влияние других методов, тесно сближался с импрессионизмом и реализмом. Значение натурализма для реалистического искусства связано со стремлением к правде, широким введением документов, фактов, художественным осво372ением новых пластов действительности,   развитием ряда жанров (аналитический роман, очерк и т.д.).

Творчество Эмиля Золя (1840-1902), новатора в литературе, смелого, разрушительного писателя), страстного защитника демократии и гуманизма, ознаменовало новый этап в развитии французской литературы.

 

В 1864 г. Золя издает первую книгу "Сказки Нинон", объединившую рассказы разных лет. Она открывает собой ранний период творчества писателя (1864 - 1868), отмеченный несомненным влиянием романтизма. 

Но писателя все больше привлекает живая жизнь с ее невыдуманными сюжетами и конфликтами. Он мечтает о создании нового типа романа, в полной мере отвечающего духу времени, а "это - реализм, или, точнее говоря, позитивизм". В своих поисках Золя опирается на труды ученых-естественников (теория происхождения видов Дарвина, "Трактат о наследственности" Люка, "Введение в экспериментальную медицину" Бернара), работы философа-позитивиста и историка литературы И. Тэна, творчество художников-импрессионистов, современную ему литературу, и прежде всего роман бр. Гонкуров "Жермини Ласерте". Натуралистическая теория складывается у Золя на протяжении многих лет, она постоянно уточняется, дополняется. Золя видит в натурализме естественное и закономерное развитие реализма Бальзака и Стендаля в новых исторических условиях. Для него цель искусства, как и прежде, "внимательное изучение действительности", которое "в принципе не может иметь предела". Золя считает, что роман, чтобы стать "современным орудием познания", обязан быть научным, т.е. "придерживаться только фактов, доступных наблюдению", а писатель должен уподобиться естествоиспытателю, ставящему опыт: "Автор экспериментального романа - это ученый, применяющий в своей области то же орудие, что и другие ученые: наблюдение и анализ". Золя отказывает художнику в праве оценивать изображаемые им события и людей, выносить приговор и делать выводы: "Романист всего лишь фиксатор фактов... его произведение становится как бы безличным, приобретает характер протокола действительности".

Здесь налицо прямой и категорический перенос научных методов в сферу искусства, при котором игнорируется условность, вымысел, фантазия как неотъемлемая и важнейшая составная творчества. "Натура не нуждается в домыслах" - лозунг Золя и новой литературной школы.

Вслед за позитивистами он распространяет действие законов неорганического и живого мира на человеческое общество, не учитывая при этом специфических особенностей его развития. "Социальное круговращение идентично круговращению физиологическому", - заявляет Золя в статье "Экспериментальный роман". А раз так, то и человек, являясь "мыслящим животным", "частицей великой матери-природы", подчинен в первую очередь своей биологической сущности, законам наследственности и "внешней среде", под которой понимается лишь природная среда.

Таким образом, Золя явно недооценивает роль социальных факторов в формировании личности, которые так глубоко исследовал еще Бальзак. В целом же концепция натурализма, предложенная Золя, полна противоречий и крайностей (к примеру, [62] отрицая авторское начало в творчестве, он в то же время не устает повторять, что "произведение искусства есть не что иное, как выражение личности художника"), а главное, она не исчерпывает собой творческую практику писателя. Золя-художник оказался сильнее Золя-теоретика. 

 

 

 

ИЛИ

 

 

 

Формирование эстетической концепции Эмиля Золя.

Формирование эстетических взяглядов Золя начинается в 60-е годы. В 1864 г. он заявил, что из трех «экранов» искусства: классического, романтического, реалистического – предпочитает последний. Преимущество реализма Золя видит в близости к действительности, в правдивом отображении ее, в мощной способности наблюдать и анализировать свою эпоху. Но Золя находит и недостатки в реалистическом методе. Так, восхищаясь Бальзаком, и его точным анализом, он считает слабостью писателя его «необузданное воображение». Глубокие обобщения, исключительные персонажи, которые служат типизацией, кажутся Золя вымыслом. Золя осуждает наличие авторской оценки в романах Бальзака, предпочитая бесстрастную манеру Флобера. 

Золя представляет невозможным развитие современного реализма без достижений в области науки. Стремится осуществить связь литературы с естественными науками. 

 

 Экспериментальный роман Золя.

В 1880 году Золя выпустил в свет сборник «Экспериментальный роман», составленный из 24 статей. 

Статья «Натурализм в театре», где отведено большое место проблеме романа. «Натура не нуждается в домыслах», ее нужно изображать ничего не изменяя. Точность описаний, логическая связь событий – требования к произведению Роман освобождается от выводов и умозаключений. Романист играет пассивную роль. Отказ от обобщения. Преуменьшение значения удожественной формы. «Нравственная безличность», исчезновение «следов волнения мастера», исключение оценки. 

Термин литературной теории Эмиля Золя: произведение нового искусства, пользующегося в процессе художественного создания не только наблюдением, но и экспериментом.

По литературной теории Золя в искусстве эксперимент возможен так же, как в опытных естественных науках. Целесообразное изменение реальных условий наблюдения явлений, которое составляет характерный признак эксперимента, Золя и находит в творчестве современного художника-натуралиста. Такой художник состоит из наблюдателя и экспериментатора; после того как наблюдатель даст факты, установит исходную точку и определит почву, на которой будет происходить действие

Творчество Золя научно, его отличает стремление поднять литературное «производство» на уровень научных знаний своего времени. Его творческий метод получил обоснование в специальной работе — «Экспериментальный роман» (1880). Здесь видно, насколько последовательно художник проводит принцип единства научного и художественного мышления. «„Экспериментальный роман“ есть логическое следствие научной эволюции нашего века», говорит Золя, подводя итог своей теории творческого метода, являющейся перенесением в литературу приемов научного исследования (в частности Золя опирается на работы знаменитого физиолога Клода Бернара). Вся серия «Ругон-Маккары» осуществлена в плане научного исследования, проведенного в соответствии с принципами «Экспериментального романа». 

 


15.01.2018; 21:15
хиты: 109
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь