пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

3. Имя существительное как часть речи: значение, грамм.признаки и функционал. особ-ти. 4. Лексико-грамматические разряды им.сущ-ных и принципы их выделения

Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (столстенаокноножницысани), лиц (ребенокдевочкаюноша,женщиначеловек), веществ (крупамука, сахарсливки), живых существ и организмов (кошкасобакаворонадятелзмеяокуньщукабактериявирус,микроб), фактов, событий, явлений (пожарспектакльбеседаканикулыпечальстрах), а также названных как независимые самостоятельные субстанции непроцессуальных и процессуальных признаков – качеств, свойств, действий, процессуально представленных состояний (добротаглупостьсиневабег,решениетолкотня).

Существительные разделяются на следующие лексико-грамматические разряды:

собственные и нарицательные;

конкретные, отвлеченные, собирательные и вещественные;

одушевленные и неодушевленные.

Эти разряды пересекаются: например, имена собственные включают в себя названия как одушевленных, так и неодушевленных предметов; существительные вещественные, обозначающие однородную массу вещества, могут иметь собирательное значение (клюквавиноградсахар); существительные конкретные объединяют в своем составе все те слова, – одушевленные и неодушевленные, – которые называют считаемые предметы. Вместе с тем слова каждого из выделенных лексико-грамматических разрядов обладают общими морфологическими, а в некоторых случаях и словообразовательными характеристиками.

По признаку называния предмета как индивидуального или как представителя целого класса все существительные делятся на собственные инарицательныеСуществительные собственные (или имена собственные) – это такие слова, которые называют индивидуальные предметы, входящие в класс однородных, однако сами по себе не несут какого-либо специального указания на этот класс. Существительные нарицательные (или имена нарицательные) – это такие слова, которые называют предмет по его принадлежности к тому или иному классу; соответственно они обозначают предмет как носитель признаков, свойственных предметам данного класса.

Граница между именами собственными и нарицательными непостоянна и подвижна: имена нарицательные легко становятся собственными наименованиями, прозвищами и кличками. Имена собственные часто используются для обобщенного обозначения однородных предметов и становятся при этом нарицательными: держимордадонкихотдонжуанМы все глядимв Наполеоны (Пушк.); Твой иконный и строгийлик По часовням висел в рязанях(Есен.);Приезжают в столицу Смиренно и бойкоМолодые Есенины В красных ковбойках (Смел.).

Среди имен собственных различаются: 1) имена собственные в узком смысле этого слова и 2) наименования.

Собственные имена в узком смысле этого слова – это географические и астрономические названия и имена людей и животных. Это лексически ограниченный и медленно пополняемый круг слов-названий, присваиваемых или присвоенных одному предмету. Повторения здесь возможны как совпадения (например, совпадающие названия рек, деревень, поселков); они также высокочастотны в системе собственных имен лиц и животных.

Среди имен лиц, как правило, нет слов, повторяющих нарицательные существительные. В случаях типа ИдеяЭраГелийРадийУранСталь (личные имена, дававшиеся в 20-e и 30-е годы XX в.) обобщенно-предметные значения в именах собственных ослабляются, а в старых именах такого типа – полностью утрачиваются, например: ВераНадеждаЛюбовь.

В состав имен лиц входят отчества (наименования по имени отца) и фамилии (наследуемые семейные наименования). Отчество всегда мотивировано личным именем отца: ВладимировичАлексеевичВладимировнаАлексеевнаНикитич – НикитичнаИльич – Ильинична. Русские фамилии, как правило, образованы от различных именных основ при помощи суф. -ов (-ёв) и -ин (-ын), реже -ск(ой), -ск(ий), -цк(ой), -цк(ий): КоролёвПушкинБородинКуницын,ЛуговскойМаяковскийТрубецкой. Есть ряд фамилий, формально совпадающих с прилагательными в формах им. п. муж. или жен. р.: БлагойМостовой БлагаяМостовая, а также (в произношении, но не по ударению) в формах род. п. ед.ч. муж. р.: Благово, Дурново, Сухово, в церковнославянской форме Живаго,Мертваго, или род. п. мн. ч.: КручёныхПольскихЧерных.

Семантическим своеобразием собственных имен определяется своеобразие их морфологических свойств: этим словам, служащим для индивидуализации предмета, не свойственно употребление в формах мн. ч. Формы мн. ч. здесь нормальны для обозначения разных лиц и предметов, имеющих одно и то же собственное имя: В одном классе несколько СветланВ детском доме было шесть Валентин. Формы мн. ч. фамилий обозначают, во-первых, лиц, находящихся между собой в семейных, родственных отношениях: братья ЖемчужниковысупругиДобрыниныкупцы Морозовыдинастия сталеваровКузнецовых; во-вторых, лиц, имеющих одну и ту же фамилию (однофамильцев): В городе проживают триста Ивановыхи двести ПетровыхОба они – мои однофамильцы:Александровы Николаи Григорьевичи (газ.).

Для имен собственных наименований используются нарицательные существительные или сочетания слов. При этом нарицательное существительное не утрачивает своего лексического значения, а лишь изменяет свою функцию. Таковы названия: газета«Известия»журнал «Здоровье»завод «Серп имолот»,фабрика «Большевичка»духи «Сирень». Наименованиями могут служить также имена собственные: гостиница «Москва», пароход «Украина».

Значения нарицательных существительных сохраняются в составе наименований художественных и научных произведений: «Мертвые души», «Обрыв», «Преступление и наказание», «Дама ссобачкой», «Города и годы», «Капитал», «Диалектикаприроды».

Орфографической приметой всех имен собственных служит написание их с большой (прописной) буквы. Если имя собственное – наименование состоит из нескольких слов, то с большой буквы пишется только первое слово: «Капитанскаядочка», «Отцы и дети», «Серп и молот»(название завода).

Конкретные существительные - это слова, называющие вещи, лица, факты и все явления действительности, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету: карандашкольцоинженерпоединоквойна. Все конкретные существительные, за исключением существительных, не имеющих форм ед. ч. (pluralia tantum), имеют формы ед. и мн. ч. По своему значению и морфологическим особенностям конкретные существительные противопоставлены не только отвлеченным существительным, но и существительным собирательным и вещественным.

Отвлеченные (абстрактные) существительные – это слова, называющие отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния: славасмех,благоплендобротаблизостьловкостьбегдвижение. Большую часть отвлеченных существительных составляют слова, образованные от прилагательных и глаголов с помощью нулевого суффикса (горечьхворь [прост.], вывоззамена), суф. -ость (орфогр. также -есть) (красивостьсвежестьтрусость), -ств(о) (ничтожествобольшинствопервенствохвастовство), -щин(а)/-чин(а) (сдельщинатуретчина [устар.]), -изм (реализмгуманизм), -и|j|-/-стви|j|- (орфогр. слова на -ие, -ствие) (радушиеспокойствие), -от(а) (кислотадобротахрипота), -изн(а) (белизнакривизна), -ин(а) (глубинаседина), -ни|j|-/-ени|j|-/-ти|j|- (орфогр. слова на -ние, -ение, -тие) (наказаниетерпениеизвлечениеразвитие), -к(а) (плавкаголодовкабомбежка), -аци|j|-/-енци|j|-/-ици|j|-/-ци|j|-/-и|j|- (орфогр. слова на -ация, -яция, -енция, -иция, -ция, -ия) (стилизациякомпиляциятранспозиция [спец.], конкуренция), -аж (массаж), -ёж (платёж) и некоторых других, менее продуктивных суффиксов. Меньшую часть отвлеченных существительных составляют немотивированные слова: бедаумнравстрахмукапечальстрасть,гореуютгрустьсуть.

Отвлеченные существительные обычно не имеют форм мн. ч. Формы мн. ч. образуют лишь те слова, которые могут называть не только отвлеченные свойства, качества, состояния или действия, но и единичные их проявления: боль – болиобман – обманымука – мукипечаль – печалирадость – радости,движение – движения.

Отдельный лексико-грамматический разряд среди нарицательных существительных составляют существительные собирательные. Сюда относятся слова, называющие совокупность однородных предметов и выражающие это значение с помощью таких суффиксов, как -ств(о): студенчествоюношество; -|j|- (орфогр. слова на -ьёimg-NXbaNX.pngбабьёзверьёдурачьё; -н(я): матросняребятня; -и|j|- (орфогр. слова на -ия): пионерияаристократия; -от(а): беднота и др.

К существительным с собирательным значением как к лексико-грамматическому (но не словообразовательному) разряду при широком понимании собирательности могут быть отнесены также слова, называющие совокупность предметов: ботвамелюзгахламмебель. Все такие слова выражают собирательность лексически, но не словообразовательно.

Примечание.Не относятся к собирательным существительные, употребляемые в формах ед. ч. в собирательном значении, например: зерно (зерно нового урожая), перо (набить подушки пером), неприятель (войско противника).

Отличительным признаком всех собирательных существительных является то, что они не образуют форм мн. ч.

Существительные вещественныеназывают вещества: пищевые продукты (жиркрупамукасахар), материалы (гипсцемент), виды тканей (бархат,ситец), ископаемые, металлы (железоугольоловостальизумрудяшма), химические элементы, лекарства (уранпирамидонаспирин), сельскохозяйственные культуры (овескартофельпшеница) и другие однородные делимые массы. В отличие от собирательных существительных вещественные существительные, как правило, не имеют суффиксов для выражения вещественного значения. Это значение выражается только лексически.

Вещественные существительные обычно употребляются или только в ед. ч., или только во мн. ч.: медчаймукаоловодрожжидухисливки. Принимая форму мн. ч., вещественное существительное, употребляющееся обычно в ед. ч., обособляется от формы ед. ч. лексически: крупа (цельное или дробленое зерно некоторых растений, употребляемое в пищу), но крупы (различные сорта крупы).

Существительные муж. р., называющие вещества, в род. п. ед. ч. наряду с флексией -а (орфогр. также -я) имеют флексию -у(орфогр. также -ю): стакан чая ичаюкусок сахараи сахаруплитка шоколада и шоколаду.

Все существительные делятся на одушевленные и неодушевленные. Одушевленныесуществительные – это названия людей и животных: человексын,учительстуденткакотбелкалевскворецворонаокуньщуканасекомоеНеодушевленные существительные – это названия всех других предметов и явлений: столкнигаокностенаинститутприродалесстепьглубинадобротапроисшествиедвижениепоездка.

Примечание. Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не отражает полностью существующее в мире деление на живое и неживое. К одушевлённым существительным не относятся, во-первых, названия деревьев и растений (соснадублипабоярышниккрыжовникромашкаколокольчик), во-вторых, названия совокупностей живых существ (народвойскобатальонтолпастадорой). О словах типа вирусмикроб, а также труп,мертвецкукла и под.

Одушевленные существительные морфологически и словообразовательно отличаются от неодушевленных. Одушевленные существительные – наименования лиц или животных женского пола – часто бывают мотивированы словом, называющим лицо или животное без указания на его пол или (реже) называющим лицо или животное мужского пола: учитель – учительницастудент – студенткашкольник – школьницамосквич – москвичкавнук – внучкапоп– попадьялев – львицаслон – слонихакот – кошкагусь – гусыня.

Одушевленные существительные, как правило, имеют морфологическое значение муж. или жен. р. и лишь немногие – значение сред. р., при этом принадлежность существительного к тому или иному роду (кроме сред. р.) определена семантически: существительные муж. р. называют лицо или животное мужского пола, а существительные жен. р. – женского пола. Одушевленные существительные сред. р. называют живые существа безотносительно к полу. Это или название невзрослого существа (дитя), или общие наименования типа лицосуществоживотноенасекомоемлекопитающеетравоядное. Неодушевленные существительные распределены между тремя морфологическими родами – мужским, женским и средним.

Парадигмы одушевленных и неодушевленных существительных во мн. ч. последовательно различаются: одушевленные существительные во мн. ч. имеют форму вин. п., совпадающую с формой род. п.; род.п.: нет братьеви сестернет животных; вин.п.: увидел братьеви сестерувидел животных. Неодушевленные существительные во мн. ч. имеют форму вин. п., совпадающую с формой им. п.; им. п.: персикигруши и яблоки лежат на столе; вин. п.: купилперсикигруши и яблоки. Формы согласуемых определений повторяют указанное различие: нет родныхбратьев и родных сестернет никаких животных,увидел родных братьев и родных сестерувидел интересных животных и: спелые персикисладкие груши и антоновские яблоки лежатна столекупил спелыеперсикисладкиегруши и антоновские яблоки.

В парадигме ед. ч. одушевленность и неодушевленность выражена у слов муж. р. I скл., но не у слов жен. и сред. р.: в ед. ч. у одушевл. существительных муж. р. совпадают формы род. и вин. п. (нет братавижу брата), а у неодушевл. – формы им. и вин. п. (нужен карандашкупил карандаш). Таким образом, формы вин. п. в ед. ч. у слов муж. р. последовательно различаются в зависимости от того, называет ли слово одушевленный или неодушевленный предмет. Слова жен. р. в ед. ч. сформулированному правилу выражения одушевленности/неодушевленности не следуют: нет брата и вижу брата, но нет сестрывижусеструнужен карандаш и купил карандаш, но нужна ручкакупил ручку. Слова сред. р., как и слова жен. р., в ед. ч. не имеют формального разграничения одушевленности/неодушевленности. Все существительные сред. р. (как одушевл., так и неодушевл.) формально характеризованы так же, как неодушевленные существительные муж. р., – формы им. и вин. п. у них совпадают: появилосьнеизвестное животноеувидел неизвестное животное.

У слов муж. р. с флексией -а в им. п., а также у слов общего рода в тех случаях, когда они называют лицо мужского пола, одушевленность выражена синтаксически – формой род.-вин. п. прилагательного, согласуемого с существительным, и не выражена падежными формами самих существительных: взялкнигу у знакомого юношиотошел от несносного плаксы и: встретил знакомогоюношувспомнил несносного плаксу.

Единственным отступлением от последовательного выражения одушевленности во мн. ч. является форма вин. п., равная им. (а не род.) п. у слов – названий лиц в составе фразеологизированных конструкций типа идтив солдатывзять (кого-н.) в курьерыпойти в няньки.

Принадлежность слов к разряду одушевленных или неодушевленных своеобразно обнаруживает себя морфологически в системе имен, которые в своих лексических значениях совмещают понятия о живом и неживом. Это следующие случаи.

1) Существительные, называющие такие предметы, которые или не соответствуют обыденному представлению о живом (названия микроорганизмов: вирус,микробыбактерия) или, наоборот, ассоциативно отождествляются с живыми предметами (мертвецпокойниккукла), употребляются следующим образом: первые имеют тенденцию употребляться как неодушевленные (наблюдатьизучать бактерийвирусовмикробов и наблюдатьизучать бактериивирусы,микробы; последнее предпочтительнее), вторые употребляются как одушевленные (наши сети притащили мертвеца. Пушк.).

2) Неодушевленные существительные, примененные к конкретным лицам или к живым существам, приобретают морфологические приметы одушевленности. Это – отрицательно характеризующие наименования типа мешокдубпеньколпактюфяк обычно с определяющим местоименным прилагательным: нашего мешка обмануливэтого дуба (пняничего не втолкуешьвидел я этого старого колпакаэтого тюфяка.

3) Слова идол и кумир в знач. (тот, кому поклоняются, кого обожают) (при отнесенности их к определенному лицу) выступают как одушевленные: смотретьс восторгом насвоего идолаобожать своего кумираТринадцатилетпредставьтевлюбилась в своего теперешнегомужа... До двадцати трех лет ждала,отцапрогневилаи пошла-таки за своего идола(Тург.); глядеть на идолов кино (газ.). Слово кумирв знач. (то, чему поклоняются, подражают; идеал)выступает то как одушевленное, то как неодушевленное: Делать кумираиз этого старогобесполезного человека (Л. Толст.); не надо делать кумира из орфографии(газ.); но:Как Дездемона избирает Кумир длясердца своего (Пушк.); Вся в прошломонапостепенно создала себе кумир в добродетелинастоящего мужчины (А. Рыбаков). Употребление слова кумирв данном значении как неодушевленного преобладает. Существительное идолв знач. (статуя, изваяние, которому поклоняются как божеству)в редких случаях употребляется как одушевленное: На берегу Дунаярусские поставили деревянного идола Перуна(А. Н. Толст.); Митяй сурово смотрелна серыхвысеченных языческим резцом идолов (С. Бородин).

Слова болванидолистукан, употребленные бранно по отношению к человеку, имеют морфологические признаки одушевленности: не хочу видеть этогоболванаИ в кого такого идола уродила! (Шолох.).

4) Слова дух (бесплотное сверхъестественное существо), генийтип в применении к лицу выступают как одушевленные: вызвать духазнать гения,встретить странного типаЯ ему ставлюв пример немецких гениев (Пушк.); Не времявыкликать теней (Тютч.) (слово тень употреблено в значении (дух, привидение)).

5) Слова, употребляющиеся в некоторых играх, в частности, в картах и в шахматах; дамавалеткорольконьслонсклоняются как одушевленные существительные: открыть валетакоролявзять слонаконя. По образцу склонения таких названий, как валет и король, изменяются туз и козырь:сброситьтузаоткрыть козыряМы пошли к Сильвиои нашли его на дворесажающего пулюна пулю в тузаприклеенного к воротам(Пушк.).

Примечание.В играх вообще возможно представление неодушевленных предметов как одушевленных. Так, в биллиарде известны выражения играть шара, сделатьшара: «Такого шара промазали», – сказал студентснасмешкойПодобно всем игрокамонсклонял шар в родительном падежекакживое существоибо ни один биллиардистне может заставить себя видеть в шаренеодушевленный предмет, – так много в немчисто женскихкапризоввнезапного упрямстваи необъяснимого послушания (Л. Славин).

Наличие у одушевлённых существительных собственной парадигмы, отличающей их от существительных неодушевлённых, у многих исследователей служит основанием для выделения в русском языке особой морфологической категории одушевленности/неодушевленности. Однако рассмотрение одушевлённых и неодушевлённых существительных как лексико-грамматических разрядов (т. е. как классов слов в пределах существительного как части речи) поддерживается тем, что эти существительные абсолютно последовательно противопоставляются на основании только лексико-семантических признаков. Противопоставление одушевленности/неодушевленности не имеет обязательного для морфологической категории абсолютно регулярного грамматического выражения: последовательно это противопоставление отражено в падежных формах мн. ч. и непоследовательно – в падежных формах ед. ч. В ед. ч. противопоставление слов по признаку одушевленности/неодушевленности имеет место только у слов муж. р.; у слов жен. и сред. р. такое противопоставление формально не выражено.


12.01.2018; 19:12
хиты: 92
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь