- Виктор Фёдорович Боков родился в 1914 году в семье крестьянина. Вырос в Подмосковье. Стихи начал писать рано. Его талант высоко оценил М.М. Пришвин. В. Боков всю свою жизнь увлекался собиранием фольклора, что отразилось в его поэзии: в ней присутствуют юмор и напевность, свойственные произведениям устного народного творчества.
На стихи В. Бокова созданы многие известные песни: «На побывку едет...», «Я назову тебя зоренька...», «В чистом иоле ясный месяц...» и ряд других.
Николай Михайлович Рубцов (1936—1971) родился в посёлке Елец Архангельской области. Написал множество стихотворений о своей малой родине, русской природе и истории. Человек и природа в его поэзии связаны неразрывно, составляют единое целое. В своём творчестве Н. Рубцов продолжает и развивает традиции лирики С. Есенина.
Расул Гамзатович Гамзатов (1923—2003) родился в селе Цада Хунзахского района Дагестана. Народный поэт Дагестана, лауреат Ленинской и Государственных премий РСФСР и СССР, лауреат международной премии «Лучший поэт XX века» и многих других правительственных наград и литературных премий.
Его стихи и проза о родном крае, его природе, истории широко известны не только в России. Они переведены на десятки языков народов мира.
Многие стихи Р. Гамзатова стали песнями.
ПЕСНЯ СОЛОВЬЯ
Слышишь песнь соловья?
В ней звучит торжество.
Но о чём он поёт?
Неизвестно, увы, никому.
Я уверен:
О родине песня его.
Ведь другая давно б надоела ему!
Василий Иванович Белов родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области. Начинал как поэт, но настоящее признание получила его проза для детей и взрослых. Наряду с рассказами, повестями, романами пишет небольшую лирическую прозу — яркую, одушевлённую. В ней он выступает и как поэт, и как прозаик.
ВЕСЕННЯЯ НОЧЬ
Весной в родимом лесу нечаянно-быстро приходит та радостно-страшная ночь, когда весь мир и вся Вселенная встают на дыбы. Жизнь и земля со всею природой выходят из своих берегов и топят душу в безжалостном счастье. Это тогда постигают многие люди, что нет нигде ни конца, ни начала.
Прошла единственная минута, короткий момент исчезания последнего холода. Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима. Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. Дрогнули готовые распуститься дерева. Где-то в невидимом, но почти осязаемом небе сшиблись широкими лбами тёмные облака. Неяркая вешняя молния сиганула в лесную тёплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром.
Будто раскалилась каменка нездешней, какой-то сказочно богатырской бани.
Странная тишина томится в лесу после этого грохота. Ветер не дует, а давит сплошь, всё замирает.
Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.
Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки; они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. На берёзах еле слышно оживают размякшие ветки, от лопающихся почек они тоже меняются, делают свой уток и основу. На восходе легко и неторопливо выпрастываются из почек маленькие, в детский ноготок, листочки. Солнце выходит очень быстро. Яростно-новое, с неопределёнными очертаниями, оно греет ещё бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. Птицы поют взахлёб, земля продолжает сопеть и попискивать, всё поминутно меняет свой образ. Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения: да не будет конца свободе и радости!
Да не будет конца. Но там, за чередою весенних дней, земля уж обрастает жирной травой. Зелень полян незаметно теряет свою первозданную свежесть, и жёсткими бородавками покрывается когда-то нежный берёзовый лист. Ленивеют и толстеют в небе опаловые облака, идущие все в одну сторону, надменно, самодовольно начинают рычать огрубевшие громы. И тогда в лесистых чащобах рождаются полчища кровожадного гнуса, ползут и ползут по веткам бородатые мхи. В земле, меж миллионов корней, враждующих и борющихся за её кровь, цепко ветвятся, проползают грибницы. И никому не известно, что творится в тёмном земном нутре, только поверх тут и там поднимаются красные шапки мухоморов. В такую пору в лесу впервые ощущается запах гнили. Ещё не стихло зелёное, разнузданное пиршество лета, а нити грибных дождей уже напрасно сшивают самобраную июльскую скатерть: в сентябре одно за другим всё умирает, засыпает будто в похмельном сне.
Зачем же, ради чего была тогда и весна? Если в декабре снова всё в мире оцепенело, если опять всё сковано ледяными цепями, белою снежною шубой?
Но снова ждёшь почему-то такой же весенней ночи. Ждёшь, хотя знаешь, что с нею придёт то же самое и что всё будет точь-в-точь как и раньше.
Лирическая проза — разновидность лироэпического жанра, проза с ослабленной фабулой, повышенно-эмоциональным строем речи, преобладающим авторским «я», вплоть до интонаций авторской исповеди. В произведениях этого жанра личное, субъективное начало выступает основой художественного воплощения действительности. Композиционные формы лирической прозы: эпистолярная, дневниковая, автобиографическая, путешествие, эссе. Известны произведения в этом жанре И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, В. А. Солоухина, А. де Сент-Экзюпери.