Суть закона слогового сингармонизма заключалась в том, что в слоге
могли сочетаться только звуки, близкие по своей артикуляции, т.е. твердые
согласные могли сочетаться только с твердыми согласными или с гласныминепереднего ряда, а мягкие согласные могли сочетаться только с мягкими со-гласными или с гласными переднего ряда. Если в пределы одного слога попадали разнородные по артикуляции звуки, то происходило изменение либосогласного, либо гласного, приводившее к уподоблению их по артикуляции.
В праславянскую эпоху нередко согласные, которые не могли быть мягкими, оказывались в положении перед гласными переднего ряда или перед мягким согласным*j. Это нарушало закон слогового сингармонизма, и согласные подвергались преобразованию: они меняли свое качество и переходили в мягкие согласные(их принято называть вторичными).
В истории славянских языков различают два смягчения (палатализации) к, г, х: первое смягчение– переход в мягкие шипящие согласные, второесмягчение– переход в мягкие свистящие согласные. Первое и второе смягчения происходили в разные эпохи: первое смягчение было более ранним, авторое смягчение– более поздним процессом, связанным с монофтонгизацией дифтонгов.
Изменение согласных под влиянием*j было также не только проявлением тенденции к смягчению, но и одним из проявлений закона открытого слога, так как при положении согласного звука перед*j в праславянскомязыке возникал закрытый слог: *nos-ja.
Первое смягчение(палатализация) заднеязычных согласных к, г, х. Под первым смягчением к, г, х понимается их переход перед гласными переднего ряда в мягкие шипящие согласные: к> ч’, г> ж’, х> ш’: *tichina> тишина.
Второе смягчение(палатализация) заднеязычных согласных к, г, х. Вторая палатализация– это изменение заднеязычных согласных в мягкие свистящие: к> ц’, г> з’, х> с’. Она могла происходить при двух условиях:
- заднеязычные переходили в мягкие свястящие, если оказывались перед гласными переднего ряда и и ѣ, образованными из праславянских дифтонгов;
- заднеязычные переходили в мягкие свистящие, еслиоказывались после гласных ь, и, ѧ.