пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Рыцарская литература. Рыцарский роман. Тематические группы рыцарских романов (кратко).

К XII в.  рыцарство, осознавшее себя господствующим сословием, создает особую светскую культуру — куртуазную (от фр. – учтивый). Рыцари – дворяне на службе короля, конные воины, составляли основу средневекового войска. К традиционным воинским качествам (храбрость, владение оружием, верность королю и т.д.) у средневековых рыцарей добавились новые: рыцарь должен быть вежливым (т.е. знать этикет), образованным (уметь танцевать, музицировать, писать, читать, в том числе и античных  авторов), должен быть влюбленным  и  воспевать Даму своего сердца в стихах и песнях. Очень часто дамой становились замужние женщины, жёны сеньоров, королей, любовь к ним была в основном платоническая, часто безответная.

Средневековый  рыцарский  роман

В  XII в. сложился жанр рыцарского романа, рождённый в недрах героической поэмы. Эти жанры объединяет – наличие общей сюжетной ситуации: могучий воин совершает необыкновенные подвиги. В рыцарском романе обязательной стала любовь рыцаря к даме своего сердца, служение ей, подвиги совершаются в её честь. Важнейшим моментом является понятие о рыцарской чести, сформированное рыцарскими романами. Рыцарь должен обладать абсолютной, безукоризненной честностью, он никогда не лжёт, не нарушает своего слова, даже данного врагу, никогда не обижает женщину, старика, слабого, не пользуется своим более выгодным положением, выполняет все просьбы своей дамы и своего короля, в чём бы они не заключались, уважает человеческое достоинство каждого человека, даже врага. В основном рыцарские романы писались рифмованными стихами.

Типология рыцарского романа. Принято  выделять  четыре основные тематические группы средневековых рыцарских  романов. 

1.Античные романы. Романы с сюжетами, заимствованными из античности, в первую очередь это романы об Александре Македонском, который описывается как типичный средневековый рыцарь, и естественно, он не имеет ничего общего с историческим Александром. В романах много фантастики, например, однажды Александр спустился на дно моря в стеклянной бочке и т.д.

2. Романы о Тристане и Изольде. На этот сюжет написано огромное количество рыцарских романов. Все стихотворные романы о Тристане и Изольде дошли до нас лишь в отрывках. Более-менее полно дошёл лишь французский прозаический вариант романа ХIII века под названием «Роман о Тристане», его можно прочитать в хрестоматии 1974 г.

В начале XX в. французский академик Жозеф Бедье соединил все известные варианты сюжета о Тристане и Изольде и реконструировал самую полную версию этого романа в прозе, её легко можно прочитать в интернете.

Третья тематическая группа рыцарских романов самая известная, можно сказать, центральная - романы  артуровского  цикла - о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Имеется в виду некий вождь кельтского племени бриттов, живший в 6 веке и очень упорно сопротивлявшийся нашествию англов и саксов. В рыцарских романах легендарный Артур предстает как  самый могущественный король  Европы,  только  при  его  дворе  любой воин  может  стать  подлинным рыцарем.  Сильнейшие рыцари  короля  Артура  объединены названием рыцари Круглого стола. Они собираются вместе с королем за стоящим  в  его  замке Камелот огромным  круглым  столом —  символом равенства.  За  круглым  столом  король оказывался первым рыцарем среди  равных. 

Четвёртая тематическая группа рыцарских романов - цикл романов о Святом Граале, которые сюжетно связаны с артуровским циклом (героями являются рыцари Круглого стола), но всё же выделяются в отдельный цикл.  По  преданию, святой Грааль – это чаша, в которую была собрана кровь из ран распятого Христа, в других версиях – это некий волшебный драгоценный камень, принесённый ангелами с неба. В любом случае, это величайшая христианская святыня,  охраняемая  в  замке  Монсальват  самыми  достойными рыцарями.  В  цикле  романов  о  Святом  Граале на первый план выходит религиозное содержание, а любовь уходит на второй. Наиболее знаменитые романы цикла «Персеваль,  или  Повесть о Граале» Кретьена де Труа и «Парцифаль» (начало 13 века) немецкого поэта Вольфрама фон Эшенбаха. В основе этих романов либо поиски, либо охрана Грааля, который приближает человека к совершенству, даёт ему блаженство, силу и т.д.

Наиболее знаменитый рыцарский роман средневековья, наиболее полно представляющий все основные сюжеты, темы рыцарского романа, соединяющий их  - это  прозаический роман «Смерть Артура», написанный гораздо позже, в 15 веке, английским писателем Томасом Мэлори (1417-1471). Наиболее полно там описаны легенды о короле Артуре и его рыцарях, но в сюжет включены и эпизоды с участием Тристана, который стал рыцарем Круглого стола, и Изольды, включён эпизод о святом Граале, поскольку Персеваль – также рыцарь Круглого стола. Там действует добрый волшебник Мерлин, злая фея Моргана. Король Артур описан как самый сильный рыцарь, который сражается своим легендарным мечом Эскалибур. Но заканчивается этот роман печально. Король Артур и все его знаменитые рыцари погибают. И, конечно, там все события приближены к реальности 15 века. Именно на основе романа Мэлори американский писатель Марк Твен в 19 веке написал свой сатирический роман «Янки при дворе короля Артура». В 20 веке было несколько популярных переложений этих сюжетов типа «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола».

 

 

6.


15.12.2015; 22:16
хиты: 157
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь