Будучи орудием закрепления, передачи и хранения информации, язык тесно связан с
мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно
существующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании.
Мышление – это психические процессы отражения объективной реальности, составляющие
высшую степень человеческого познания. Мышление дает знания о существенных свойствах,
связях и отношениях объективной реальности. Оно существует в процессе познания переход от
явления к сущности.
Проблема языка и мышления (и сознания) – одна из самых сложных и дискуссионных в
теории языкознания.
Трудность проблемы в том, что: 1) это явление одновременно и социальное, и
биологическое; 2) двойственна по своей природе: статичны и динамичны одновременно. Они
являются, с одной стороны, средством закрепления общественного познания и с другой
стороны – представляют мыслительно-речевую деятельность; 3) мышление многокомпонентно,
язык тоже сложен, многоярусен и многофункционален.
В разные периоды развития науки о языке она решалась по-разному, например:
представители логического направления отождествляли эти понятия (логическим категориям как
вневременным и всеобщим должны соответствовать, по их мнению, и универсальные языковые
категории); сторонники психологического направления пытались решить этот вопрос в
иерархической плоскости, обосновывая примат то мышления по отношению к языку, то языка по
отношению к мышлению; представители американского структурализма полагали, что структура
языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира.
Несмотря на разное решение этой проблемы, все исследователи сходились на том, что
связь между языком, мышлением и сознанием существует, расхождения начинались тогда,
когда вставал вопрос о природе и качестве этой связи.
Одни ученые полагают, что механизм мышления не связан с вербальным кодом и
осуществляется независимо от языка на универсальном предметном коде (коде смысла), другие
считают, что механизм мышления тесно связан с языком, и без языка не может быть мышления,
наконец, третьи полагают, что мышление может быть как вербальным, так и невербальным
(чувственно-образным).
Подлинно научное решение этого вопроса дает материалистическая теория отражения,
согласно которой язык и мышление, образуя теснейшее диалектическое единство, не
составляют, однако, тождества: это разные, хотя и взаимосвязанные явления, их области
пересекаются, но не совпадают полностью. Признание единства языка, мышления и сознания –
одно из основных положений в материалистической концепции языка. При этом язык и сознание
не существуют отдельно, обособленно друг от друга: язык есть не только средство выражения
мысли, но и форма ее существования. Правда, не единственная: мысль может воплощаться не
только в слове, но и в различных образных представлениях (такие виды несловесного искусства,
как живопись, скульптура, музыка, являются формами выражения чувства и мысли человека).
Однако язык отличается от них тем, что он не только выражает мысль, но и формирует ее.
Устанавливая объективно существующую взаимосвязь языка и мышления, отметим, что
категорией языка является слово, а категорией мышления – понятие. При этом слова
называют понятия, но не отождествляются с ними. Существует множество слов, которые имеют
лексическое значение, но не называют понятий окружающей действительности: это местоимения,
служебные части речи, имена собственные, местоименные наречия, междометия.
Таким образом, на вопрос «влияет ли язык на мышление и мышление на язык?»
однозначного ответа нет. Этим занимается этнолингвистика: язык влияет на мышление. Язык
определяет характер мышления в целом. Мы не можем утверждать, что язык влияет на
мышление. Но мы должны разграничить логическую и языковую картину мира. Языковая
картина мира национальна, не одинакова. Язык влияет не на содержание мышления, а лишь на
технику мышления.