Исторический процесс – это история людей, разумных существ, которые живут своим трудом, связаны системой общественных отношений.
В философско-социологической литературе предлагается несколько концепций исторического процесса. Уже в философии Древнего мира сложились концепции линейного и циклического характера истории. Ставился вопрос: что несет с собой история – улучшение жизни людей или умножение страданий и несчастья? Этот вопрос был связан с тем, что понимать под счастьем и несчастьем, к чему нужно стремиться и чему сопротивляться в общественной жизни.
Живший на рубеже VIII–VII вв. до н. э. поэт Гесиод с прискорбием говорил, что история прошла пять веков. Первый – золотой; люди отличались высокой моралью, были благочестивы, жили легко и беспечно. Затем наступил серебряный век – стало хуже во всех отношениях, и т. д. Наконец, наступил самый плохой, современный, железный век. Все идет к худшему; растут насилие, зло, несправедливость. Достойные люди разоряются, недостойные богатеют, честных притесняют, бесчестные находятся у кормила власти. Гесиод стоит на точке зрения исторического регресса.
Наряду с концепцией регресса в философии Древнего мира была концепция прогрессивного развития общества. В античной философии ее придерживались Демокрит, Платон, Аристотель. Особым вариантом этой концепции была позиция христианской философии, которая понимала историю как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека (провиденциализм). О наличии в истории единой траектории линейного прогресса в философии Нового времени и наших дней говорили многие философы, связывая этот прогресс с развитием материального производства (К. Маркс, О. Тоффлер, Р. Арон, Д. Белл и др.).
Концепция линейной направленности исторического процесса включает в себя два варианта – пессимистический и оптимистический.
Была предложена идея кругооборота мирового процесса (например, в Ведах в индийской философии, у стоиков – в античной, Экклезиаста в Библии). Согласно этой концепции, история идет по восходящей траектории, затем переходит на нисходящую, потом снова идет по восходящей и т. д. Часто эта идея была следствием цикличного существования мира.
Можно присмотреться еще к позиции христианской философии истории. Здесь, с одной стороны, выражен пессимизм – сожаление о безвозвратной потере рая, а с другой – взгляд на историю как движения к будущему спасению, приходу мессии. Концепция провиденциализма существует до наших дней. Ж. Маритен, например, исходит из того, что ход истории реализует Божественный замысел.
Концепции исторического процесса:
- Христианская – смысл истории предзадан Богом
- Гегелевская – смысл истории предзадан стремлением абсолютной идеи к самопознанию в ходе исторического процесса. Эвристический потенциал диалектического метода рассмотрения общественных явлений. Диалектическая логика - единственно возможный способ понимания государства, прав, морали, истории, культуры. Он рассматривал историю как прогресс абсолютного духа отдельных народов, призванных выполнить свою особую миссию.
- Марксистская – люди сами творят историю в с соответствии с возможностями, определяемыми объективными, независимыми от воли и сознания людей законами. Маркс и Энгельс обосновали концепцию экономического детерминизма как фундаментального материалистического понимания истории. Общество – как сверхсложная саморазвивающаяся система. Все компоненты общества, образующие противоречивое диалектическое единство, определяются материальными производственными отношениями, совокупность которых составляет базис, то есть экономическую основу общества. На этой основе формируется общество конкретно-исторического типа со своими особенностями. Тип общества, формирующийся на общей экономической основе и обладающий особым отличительным характером определялся как общественно-экономическая формация. Их смена – закономерный, естественно-исторический процесс, обусловленный диалектикой производительных сил и производственных отношений.
- Концепция культурно-исторических типов (цивилизационный подход) – Данилевский. История как взаимоотношения «самобытных цивилизаций». Их развитие определяется такими законами, как языковая общность этнических групп и политическая независимость народов.