Метод - это способ познания действительности путем упорядоченной деятельности, раскрывает способы и средства познания действительности. Целью метода является воздействие на действительность. Исторически сложились две альтернативные концепции - метафизика и диалектика. Они являются противоположными по ряду важных, фундаментальных начал, а именно: источником развития, движения и изменения. Понятие "диалектика" если рассматривать его в историко-философском аспекте, имеет несколько определений:
1) в античной философии - искусство спора, субъективное умение вести полемику - умение найти противоречия в суждениях противника с целью опровержения его аргументов,
2) позже под понятием "диалектика" понимают стиль мышления, который характеризуется гибкостью, компромиссности,
3) у Гегеля диалектика - это теория развития "абсолютной идеи", "абсолютного духа",
4) диалектика - это учение о связи, имеющие место в объективном мире.
Диалектика, в отличие от других концепций развития, рассматривает предметы и явления не изолированно друг от друга, а в их взаимной связи, а следовательно, и во взаимодействии, и противоречивости.
Принципы:
Ø принцип развития,( движение основной атрибут материи)
Ø принцип всеобщей связи, (Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.)
Ø принцип тождества логики и теории познания(единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество)
Ø принцип восхождения от абстрактного к конкретному,( аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания)
Ø принцип единства исторического и логического.( помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. )
3 базовых закона диалектики:
· - единства и борьбы противоположностей;
· - переход количества в качество;
· - отрицания отрицания.
Ø Закон единства и борьбы противоположностей.
Заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи единичными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, зи-ма и лето, горячее и холодное и т.д.).
Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.
Ø Закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество - тождественная бытию определенность, стабильная система определенных ха-рактеристик и связей предмета.
Количество - исчисляемые параметра предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера - единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (т.е. системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений):
Ø Закон отрицания
Заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Понятие «метафизика» в историко-философском аспекте имеет ряд значений:
1) метафизика - это учение о сверхчувствительных, недоступные опыту принципы и начала бытия (существование мира)
2) метафизика - это синоним философии;
3) метафизика в переносном смысле (будничной) используется для обозначения чего-то абстрактного, малопонятного,
4) метафизика - это наука о выяснении мировоззренческих вопросов (смысл жизни, основной вопрос философии и т.п.), которые не поддаются постижению с помощью методов конкретных наук,
5) метафизика - это концепция развития, метод познания , альтернативный диалектике. В значении "антидиалектика" термин "метафизика" ввел в философию Гегель.
Предмет метафизики - рассуждения об абсолютном мировое целое (которое недоступно никакому ощущению), о свободе воли, бессмертии, вечности и бесконечности. Метафизика - это исторически неизбежная философская теория развития и метод познания, занимающих определенное место в развитии философии. Однако с развитием науки метафизика обнаружила свою недостаточность и уступила диалектике как более современному методу познания, осознание действительности.