- Платон первый греческий философ, создавший целостную концепцию объективного идеализма (суть: мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей).
Платон развил диалектику Сократа (индукция, ирония, майевтика). Знание есть результат рассуждения (логики вопросов и ответов), в процессе которого искусно ставятся вопросы. Диалектика Платона — это искусство правильного мышления, приводящего к истине, т.е. к безусловному.
Человек, в философии Платона, являет собою единство души и тела. Основу человека составляет его душа. Душа бессмертна и возвращается много раз. Тело же — лишь тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет Нравственность есть достоинство души.
Платон делит души людей на три категории:
- Обладатели души разумной — это «мудрецы», философы.
- Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам.
- Третий тип души — вожделенный, стремится к материальным, чувственным наслаждениям. (крестьяне, торговцы, ремесленники)
Таким образом, Платон выстроил структуру идеального государства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Философы в таком государстве стоят на высшей ступени, управляя обществом, в то время как воины и тем более крестьяне, торговцы, ремесленники по своей душевной природе нуждаются в управлении со стороны мудрецов.
Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия и демократия, хотя предпочтение он отдавал монархии. В реальной жизни нередко названные формы государства перерождаются в тиранию, олигархию или демагогию. А происходит это тогда, когда властители выражают не народный, а свой личный интерес. Чтобы такого не происходило, Платон требует правильно организовать воспитание граждан.
- Аристотель формулирует свое представление о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Природа — это первичная реальность, которая непротиворечива и неизменна.
Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Человек же всегда имеет дело с конкретным проявлением материи, т.е. с вещью. Вещи — это реальная действительность, а то, из чего они состоят (материя), — это возможное, потенциальное бытие.
У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность и вещь не существуют в отрыве друг от друга. Вещь существует лишь, если есть форма.
Аристотель резко критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей. Аристотель полагал, что реально существующий мир постигается нашими органами чувств лишь частично, так как существует еще и сверхчувственный мир сущностей, доступный рациональному познанию.
Душа человека, как его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела». Тело есть материя органического существа. Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа над телом, разум над чувствами.
Полагая, что все живое обладает душой, Аристотель выделяет три вида души:
- Первая из них — растительная душа, которой обладают растения
- Вторая — чувственная, которой наделены животные
- третья разновидность души — разумная, присущая человеку, она в отличие от первых двух уже «познает и думает».
Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма (суть вещей познается с помощью ощущений). Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Так, широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы».
Аристотель выделял 6 форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию. Наилучшей из правильных форм государства является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.
+можно отметить здесь Демокрита. Кратко о нём: Он признает существование двух начал: бытия и небытия. Он исходил из чувственного опыта: существуют и тела, и пространство (пустота). Демокрит впервые рассмотрел движение как способ бытия материальных тел, указав на то, что атомы находятся в вечном движении, а «для вечного нельзя искать причину». Демокрита можно считать последним крупным греческим философом-натуралистом, ибо с его творчеством заканчивается натуралистический период древнегреческой философии.