Когда говорится о живописном, речь идет о пейзаже , которые преображается через призму искусства .
Категорию «живописное» (picturesque) выдвинула и активно развивала английская эстетика XVIII в. Этой теме посвящались популярные эстетические трактаты, исследовавшие в первую очередь красоту природы. Считалось, что живописность создается игрой света и тени, разнообразием и контрастами. Живописная красота проявляется в необычности, бесформенности и связана, например, с изображением изменчивых облаков, развалин замков или кораблекрушений. Термином «живописное» в эстетике обозначался также естественный английский парк, в противоположность геометрическому, рационально организованному французскому парку.
Понятие «живописный пейзаж» утвердился во многом благодаря знаменитому трактату Александра Козенса «Новый метод изобретения оригинальной пейзажной композиции» (1786), который стал необходимым теоретическим источником для последующих поколений художников. Метод включал описания и классификацию различных типов пейзажа. Например, выяснялись особенности дикого, сельского, пасторального или паркового пейзажа в различные времена года. Для каждого вида пейзажа был найден характерный психологический рисунок. Живописная красота, предназначенная для картины, противопоставлялась пластике.