пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Сюжет и композиция “Божественной комедии” Данте.

Данте Алигьери (1265-1321): «Божественная комедия» (1321)

Краткое содержание. Поэт заблудился в дремучем лесу. Он натыкается на трех зверей. Это пантера, лев и волчица. Данте бежит от них. Вдруг он видит человека. Приблизившись, он понимает, что это автор «Энеиды». Вергилий сообщает, что его послала на помощь Беатриче и что он проведет его через ад и чистилище, а Беатриче – через рай, чтобы он еще живым узнал, как там, и сообщил свои знания людям. Этот эпизод имеет символическое значение: лес символизирует заблуждения души и политическое состояние Италии во времена Данте. Барс, лев и волчица – пороки. Пантераложь, предательство и сладострастие, лев – гордость и насилие, волчица – алчность и себялюбие. Вергилий тоже аллегория. Это просвещенный разум и певец Римской империи.

Ад. Перед тем, как спускаться в ад, Лючия, Сиракузская целительница (живет в раю) лечит глаза Данте (он плохо видел), и после этого они с Вергилием отправляются в путь. У ворот ада они видят ничтожных людей, не сотворивших ни добра, ни зла, недостойных ни ада, ни рая. Также здесь - те ангелы, которые в борьбе Бога с Люцифером не взяли ничью сторону. Важно помнить, что именно здесь находится папа Селестин V. Этот папа до своего папства был отшельником. Он был призван принести в мир добро, но отрекся, сложил тиару и отдал ее папе Бонифацию VIII, который сотворил много бед Италии. Он не заслуживает себе места ни в аду, ни в раю, в поэме даже не названо его имя. И это несмотря на то, что церковь причислила Селестина к лику святых. Что касается Бонифация, то Данте еще при жизни определяет ему место в аду, говоря, что душа его уже давно погибла, а на земле – только тело. Дальше – река Ахерон, граница ада. Тут души ожидают, когда приедет Харон и увезет их. Харон превращен у Данте в беса ада. Круг первый (Лимб). В Лимбе никто не страдает, все скорбят. Здесь находятся младенцы, которые умерли до крещения, а также добродетельные нехристиане, те, в чью эпоху христианства не было. Это, например, великие поэты: Гомер, Овидий, Вергилий, Лукан и др. Их удел – вечно скорбеть, поскольку им недоступно райское блаженство. Круг второй – сладострастники. В этом круге сидит Минос, также бес ада. Он обвивает свой хвост вокруг каждого вошедшего. Сколько раз его хвост обовьется вокруг грешника, на такой круг ему и нужно отправляться. Среди сладострастников – Елена Прекрасная, Парис, Ахилл, Тристан. Разговаривает Данте с Паоло и Франческой. Франческа была замужем за злым мужем, а Паоло был его братом. Однажды муж Франчески застал их вместе и убил. С тех пор они в аду. В этом круге грешников истязают ужасными порывами ветра. Третий круг ада – чревоугодники. Здесь находится Цербер, тоже бес. Он пугает грешников и кусает их, отрывая куски мяса. Среди страдальцев – некто Чакко (с итальянского - свинья). Это был известный флорентийский обжора. Четвертый круг – скупцы и расточители. Бес - Плутос (богатство). В этом кругу грешники поднимают огромные тяжести и бросают друг в друга. Пятый круг – гневные. Их Данте видит в реке Стикс, где они злобно нападают друг друга и топят в зловонном болоте. Данте с Вергилием садятся в лодку, но тут один грешник уцепляется в нее. Это Филиппо Ардженти, богатый флорентиец, известный бешеным нравом, один из личных врагов Данте, который после изгнания поэта из Флоренции завладел его имуществом. Данте смотрит на его муки без жалости. Тут перед Данте и Вергилием открывается город Дис. Название города происходит от греческого Dis, так греки называли Аида. В этом городе страдают за более тяжкие грехи. Дис охраняют фурии, но прилетает ангел и отворяет ворота. Шестой круг – еретики. За ересь погибшие души лежат в могилах. Здесь находятся эпикурейцы, а также Фарината – вождь гибеллинов, победивший партию гвельфов (сторонником которых был Данте). Он был последователем Эпикура. Здесь же – Кавальканте дель Кавальканти, отец друга Данте Гвидо. Один из грешников заявляет, что во Флоренции осталось только два праведника: Данте и Гвидо. В пятом круге мучается папа Анастасий V, причисленный церковью к лику святых. Его Данте карает за ересь, потому что этот папа попал под влияние еретика Фотина. Седьмой круг – насильники, тираны, убийцы, разбойники, самоубийцы, моты, богохульники, содомиты. Бесом ада является Минотавр, как результат извращений Пасифаи. Здесь же находится скала, которая треснула в тот момент, когда распяли Христа. Первый пояс круга – кровавая река Флегетон. Тираны, убийцы, грабители и насильники плавают в кипящей крови, и чтобы они не выныривали, их охраняют кентавры с заряженными луками. Здесь, например, мучается Аттила Бич Божий и Аццолино – знаменитый тиран XIII века. Он истребил большую часть населения Падуи. Дальше – лес самоубийц. Люди, покончившие с собой, превращены в деревья, а в лесу летают гарпии и ломают ветки, принося деревьям невыносимую боль. Среди самоубийц – Пьер дела Винья, любимец императора Фридриха II. Он был обвинен в измене и ослеплен. Не выдержал и разбил голову об стену. Третий пояс седьмого круга – огненная пустыня. Здесь на развратников падает огненный дождь. Среди них – Франциск Д’Акоппо, епископ флорентийский. Восьмой круг (Злые щели, их 10) – обманувшие, сводники и обольстители, прорицатели, взяткодавцы, лицемеры, воры, лукавые советчики, зачинщики раздора, подельщики (слов, денег). Здесь самый известный – Улисс и Диомед, лукавые советчики, из-за которых пала Троя. Спуск в ад завершается замерзшим озером Коцит. Здесь находятся обманувшие доверившихся, предатели родины, родных, единомышленников, друзей, предатели благодетелей, величества божественного и человеческого. В центре холодного озера плачет и испытывает адские муки Люцифер. У него три лица. Первое, красное, символизирует гнев, второе, черное – зависть, третье, желтое – бессилие. В центральной пасти он держит Иуду, в двух других – Брута и Кассия, предателей Цезаря. После этого Вергилий и Данте садятся на спину Люцифера и летят в Чистилище.

Чистилище. Чистилище отличается от ада тем, что в нем за покаяние и труд можно заработать возможность попасть в рай. Первый уступ – нерадивые, второй уступ – умершие насильственной смертью, потом долина земных властителей. Круг первый – гордецы, второй – завистники, третий – гневные, четвертый – унылые, пятый – скупцы и расточители, шестой – чревоугодники, седьмой – сладострастники. Дальше земной рай. Из того, что запомнилось – в седьмом круге люди стоят в огне и целуют друг друга без различия пола. Также из чистилища прямо при Данте на небо возносится Стаций, итальянский поэт.

Рай. Рай представляет собой много небес, на каждом из которых находятся за свои заслуги. Луна (первое небо) – неисполненные обеты. То есть люди вроде праведные, но обет нарушили, не нарочно. Меркурий – честолюбивые, любовь к славе, деятельные души. Венера – любвеобильные, любящие души. Солнце – мудрецы. Марс – воители за веру, воинственные души (Роланд, Карл Великий). Юпитер – справедливые (Соломон). Сатурн – созерцательные души. Звездное небо – торжествующие души. Испытавшие веру, надежду, любовь. Здесь – апостолы. Кристальное небо – перводвигатель, точка ослепительная (господь Бог) и 9 ангельских кругов. Эмпирей – райская роза. На ней восседают Дева Мария, Беатриче, Мария, Анна (мать Марии), Лючия. В центре Христос. Здесь говорится, что ангелы всю жизнь в блаженстве смотрят на Бога, и не отвлекаются, а потому ни разум, ни память им не нужны. Еще от всех этих праведников такой свет источается, что Данте все время слепнет, но все-таки смотрит на них. Господа Бога внятно описать не смог. Все.

1. География поэмы.

Данте – человек XIII века. Для него Бог является центром мироздания, что и получается в песнях Рая. Данте, следуя средневековым ученым и теологам, воссоздает вертикальную модель мира. Она опирается на христианскую идею искупления. Всякое движение либо восхождение, либо нисхождение.

Земной шар разделяется на южное и северное полушария. Юг, как более совершенное полушарие, располагается сверху (так она диктовала). Северное – внизу, там больше океана, чем суши. Там ад, который представляет собой конус. В южной части конуса находится чистилище, и в раю, чистилище и аду по 9 сфер. Этот мир устойчив и един.

Мир «Божественной комедии» четко вытянут по вертикали: от трех пастей Люцифера до высот, где пребывают блаженные души. Если в этой системе двигаться вверх, наступает духовное возрождение, вниз – моральное падение. Центром мироздания является Бог, основа мировой гармонии, красоты и справедливости.

Схема ада соответствует схеме Аристотеля. Первые круги ада – те, кого карают за невоздержанность. Вторая часть – буйное скотство. Третья часть – обманщики, которые хуже убийц, порок вторгается в духовную сферу.

2. Композиция поэмы.

Композиция «Божественной комедии» четкая и продуманная. Она делится на три большие части («кантики»), посвященные изображению трех частей загробного мира. Каждая из трех кантик состоит из 33 песен плюс в начале ада – пролог, одна песня. Получается общее число 100 при одновременно проводимом через всю поэму троичном членении, находящем выражение как в сюжете (деление круга на три подкруга, например), так и в стихотворном размере (она написана трехстрочными строфами – терцинами). Пропорции частей – смысл и гармония.

Господство в композиции числа 3 и производного от него 9 объясняется его мистическим значением. Числам люди всегда придавали большое значение. Особенно важными были следующие числа, в том числе и у Данте:

3 – Троица;

4 – Мировой порядок;

7 = 4+3, символ союза Бога и человека;

10 = символ окончательного, завершенного божественного порядка;

100 = 10x10.

Еще для композиции важно то, что каждая часть поэмы заканчивается словом «звезды», имя Христа рифмуется только с самим собой и в аду вовсе не упоминается, как и имя Марии.

Фабула произведения воспроизводит схему популярного в средневековой литературе жанра «хождений по мукам». Есть и античные источники, в первую очередь «Энеида» Вергилия, где Эней спускается в Тартар. Вергилий в поэме исполняет роль, которую обычно отводили ангелу. Это объясняется тем, что Вергилия считали провозвестником христианства.

3. Система аллегории пролога и замысел произведения.

Большое значение в поэме имеет аллегоризм. В первой песни Данте рассказывает о том, как «на середине жизненного пути» он заблудился в дремучем лесу и чуть не был растерзан львом, волчицей и пантерой. Из леса его выводит Вергилий. В религиозно-моральном плане она истолковывается так: дремучий лес – земное существование человека, полное греховных заблуждений; звери – моральное зло, пороки: пантера – сладострастие, лев – гордость, волчица – алчность. Вергилий – разум, земная мудрость (философия, наука), Беатриче – божественная мудрость (теология), которой подчинена земная мудрость (разум – преддверие веры). Только идея справедливости способна возвысить человека до вершины холма (райского блаженства), куда стремился Данте. Но вначале ему нужно пройти множество испытаний.

Такую же моральную аллегорию представляет и все дальнейшее действие поэмы.

Помимо морально-религиозного смысла, образы и ситуации произведения имеют политический смысл. С политической точки зрения дремучий лес – анархия, царящая в Италии и порождающая три порока (сладострастие, гордость, алчность). Вергилий, прославивший в «Энеиде» Римскую империю, является носителем гибеллинской идеи всемирной монархии. Три царства загробного мира символизируют земной мир, преображенный в согласии с идеей строгой справедливости. Папы, боровшиеся с гибеллинами, находят место в аду, а Брут и Кассий, изменившие Цезарю, оказываются величайшими преступниками наряду с Иудой.

Данте использует форму «видений» с целью отражения реальной, земной жизни. Он творит суд над человеческими преступлениями и пороками, чтобы заставить людей жить как следует. Данте не уводит человека от действительности, а погружает человека в нее.

4. Двойной сюжет. Целесообразно сказать об аллегорическом и буквальном понимании сюжета. Каждый сюжетный момент в поэме может быть истолкован не только буквально, но и иносказательно, притом в нескольких планах: морально-религиозном, политическом, биографическом. Путешествие Данте по аду об руку с Вергилием, истолковывающим ему различные мучения грешников, символизирует процесс пробуждения человеческого сознания под воздействием земной мудрости. Чтобы покинуть путь заблуждения, человек должен познать себя. Все грехи, наказываемые в аду, влекут за собой форму наказания, аллегорически изображающую душевное состояние людей, охваченных данным пороком. Например, сладострастные вынуждены вечно кружиться в адском вихре, символически изображающем вихрь их страсти. Столь же символичны наказания гневных (погружены в смрадное болото, в котором ожесточенно борются друг с другом), тиранов (барахтаются в кипящей крови), ростовщиков (у них на шее висят тяжелые кошельки, пригибающие их к земле), колдунов (головы вывернуты назад), лицемеров (на них надеты свинцовые мантии), изменников и предателей (холод символизирует ледяные сердца).

Моральными аллегориями наполнены чистилище и рай. Внутренний процесс очищения от грехов в чистилище изображается на лбу Данте в виде 7 букв P (у нас Г - грехъ). Буквы стираются по мере прохождения всех уровней чистилища.

5. Структура ада.

  • У ворот ада – ничтожные, не сотворившие ни добра, ни зла, и ангелы, державшие нейтралитет в борьбе Бога и Люцифера;

  • Ахерон – река, граница ада;

  • Ахерон, Стикс, Флегета, сливаясь, образуют ледяное озеро Коцит;

  1. Невоздержанность:

    • Круг Первый (Лимб) – некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане;

    • Круг Второй – сладострастники;

    • Круг Третий – поддавшиеся обжорству.

  2. Буйное скотство:

  • Круг Четвертый – скупцы и расточители;

  • Круг Пятый – гневные. Город Дис;

  • Круг Шестой – еретики;

III. Обман:

  • Круг шестой – еретики;

  • Круг седьмой – насильники, тираны, убийцы, разбойники, самоубийцы, моты, богохульники, содомиты;

  • Колодец гигантов. Немврод (строил Вавилонскую башню), Эфиальт (угрожал Зевсу), Антей.

  • Круг девятый. Люцифер. Река Коцит, обманувшие доверие, предатели родины, родных, друзей, величества божественного и человеческого. Центр вселенной. Восхождение к южному полушарию.

6. Персонажи ада.

Грешные души у Данте свободно выражают себя в спорах и жестах. Данте показывает целую галерею людей, наделенных различными страстями. Данте конкретизирует и индивидуализирует образы грешников. Персонажи отличны друг от друга, хотя обрисованы двумя-тремя штрихами. За небольшими исключениями Данте выводит не легендарных персонажей, а хорошо известных его читателю лиц – современников. В аду, как и на земле, бушуют политические страсти. Гордый гибеллин Фарината дельи Уберти по-прежнему полон ненависти к гвельфам и беседует с Данте о политике, хотя заключен в огненную могилу. Данте восхищается могучей волей и героизмом Фаринаты, который спас Флоренцию от разорения. Данте – политический противник Фаринаты. У каждой стороны есть своя правда. Данте восхищается не только великодушием Фаринаты, но и горделивым достоинством, его стоическим мужеством. У Фаринаты отнято и настоящее, и будущее. Надежды у него нет, он может опираться только на собственную гордость. В Фаринате усматривается прототип будущих романтических героев.

Характерно то, что многие враги Данте оказываются в аду, а друзья – в раю и чистилище. Так, римские папы во главе с Николаем III мучаются в аду, а для императора Генриха VII приготовлено место в эмпирее, рядом с Богом.

Персонажи ада необыкновенно яркие. Трубадур Бертран де Борн изображен держащим собственную голову в высоко поднятой руке. Особенно выразителен эпизод с Уголино. Его поэт встречает в девятом круге ада, где наказывается предательство. Он грызет шею своего врага, архиепископа Руджери, который, несправедливо обвинив его в измене, запер его с сыновьями в башне и уморил голодом. Рассказ Уголино о муках, испытанных им в башне, где на его глазах умерли от голода его четыре сына и он, обезумевший от голода, набросился на их трупы, является одним из самых сильных мест «Комедии».

Соглашаясь с официальной церковной идеологией, Данте во многом не согласен с ее догматами. Например, он помещает Паоло и Франческу в круг сладострастных, но сочувствует их любви. Ведь Франческу выдали насильно замуж за Джанчотто Малатеста, уродливого и хромого, а она любила Паоло. Выслушав их историю, Данте на время лишается чувств. Наказание кажется ему слишком жестоким.

Суетным и греховным считается желание славы, но устами Вергилия Данте хвалит это свойство. Данте превозносит пытливость ума, жажду познания, стремление выйти за пределы узкого круга обычных вещей и представлений. Знание является предельным совершенством человеческой души. Ярким образом в плане этой мысли является Улисс. Среди возможных видов обмана карается роковой для человечества совет. Знание является предельным совершенством человеческой души. Образ Улисса раскрывается в плане этой мысли. Улисс не похож на гомеровского Одиссея. Это героический образ, воплощение благородной страсти к познанию. И хотя Данте знал, как заканчивалась «Одиссея», он создал для Улисса альтернативный конец. Улисс рассказывает, как он отправился с моряками на запад, к Атлантическому океану, доплыл до края света и там сгинул. Одни критики видят в Улиссе двойника Данте, выразители ренессансных идей познания. Другие считают, что, так как Данте приговорил Улисса к аду, то он его осуждает. Скорее всего, нельзя признать верной ни одну из точек зрения. При определенном сходстве есть и различия. Отличие – в векторах путешествия. Улисс путешествует по земной поверхности, горизонтально. Данте идет по вертикали. Улиссом движет страсть неведомого, Данте не только путешествует, но и ищет духовную истину.

Второй путешественник – Эней. Эней верит в высшую силу, он ищет в мире света и добра. Спуск в ад длится 24 часа и завершается созерцанием Люцифера – абсолютного зла и абсолютного уродства.

7. Образ главного героя.

Мы все время сталкиваемся с личным отношением Данте к тому или иному герою. Данте спорит с героями, испытывает к ним разные чувства. Личное отношение Данте может служить как оправданием грешников, так и двойной карой: адской мукой и осуждением поэта. Таким образом, образ главного героя наиболее полно раскрывается в беседах с душами умерших. Поэт сохраняет в загробном мире всю присущую ему политическую страстность и при виде страданий своих врагов разражается бранью по их адресу.

Образ Данте мотивирован его опытом в загробном мире. Личное отношение проявляется с самого начала, где еще нет ярких и значительных образов грешников.


20.06.2015; 09:12
хиты: 154
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
средневековая литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь