В стихотворении Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин» сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н.А. Некрасов включает в текст произведения ремарки («входит», «берет книгу», «читает», «с восторгом»). Стихотворение написано в целях полемики поборника гражданственной поэзии со сторонниками так называемого чистого искусства. Пришедший к поэту гражданин призывает его проснуться и громить пороки смело. Поэт же воспевает сладкозвучие: «Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв».
Гражданин же не разделяет восторги поэта и заявляет: «С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать…». Гражданин рисует поэту образную картину плывущего по воде корабля. Пока «гроза молчит» и «вечер ласковый и сонный», эта картина радует глаз. А когда начинается буря, не время предаваться праздным утехам. В ходе спора выясняется, что если поэт болтает о ерунде, то в итоге безгласным остается гражданин, ибо голос поэта — это как раз и есть голос общества. Поэт в стихотворении называется «избранником неба», «глашатаем истин вековых». В финале стихотворения возникает образ Музы, угрюмой красоте которой идет терновый венок.
Содержание произведения перекликается с работами В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского о гражданственности и народности искусства. В нем есть также отсылка к пушкинскому стихотворению «Поэт и толпа» («Не для житейского волненья…»). А также переложение… строки из поэмы К.Ф. Рылеева «Войнаровский»: «Я не поэт, а гражданин»: «Поэтом можешь ты не быть. Но гражданином быть обязан».
Интересна история создания стихотворения. Первоначально Н.А. Некрасов опубликовал несколько строф в № 6 «Современника» за 1855 год с названием «Русскому писателю». Затем в № 3 «Современника» за 1856 год было напечатано еще несколько строф. Окончательный вариант был опубликован в качестве предисловия к сборнику «Стихотворения» (1856). Во всех последующих изданиях текст его печатался с цензурными искажениями.
________
Традиционно стихотворение Н.Некрасова “Поэт и гражданин” принято считать провозглашением знаменитого лозунга: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Считается, что автор стихотворения полагает: поэт, «избранник неба, глашатай истин вековых» обязан фактически “глаголом жечь сердца людей”, подобно пушкинскому пророку.
Поэтом можешь ты не быть
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Тем не менее, эти знаменитые строки на самом деле звучат почему-то не финальным выводом в стихотворении. После монолога Гражданина, содержащего эту фразу, следует финальный монолог Поэта, который кардинально меняет заложенный в произведение смысловой посыл.
Мы видим, что Поэт на самом деле вовсе был не чужд в юности либеральным идеям и ратованию за общественное благо: В суды, в больницы я входил. Не повторю, что я там видел… Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил! Муза Поэта тоже описана сродни знаменитой некрасовской “Музе”. У неё "угрюмая красота", к которой идёт лишь "венок терновый"; для сравнения: Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков… Или: Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы… (Н. Некрасов «Муза»)
Герой “Поэта и гражданина” некогда «вплетал крапиву» в гриву своего Пегаса и «гордо покидал Парнас». Но теперь это в прошлом (не зря Некрасов использует именно прошедшее время). Всё, что писал Поэт, сочли "чёрной клеветой", его не поняли и заклеймили, не пожелали слушать. Его Муза покинула его и теперь лишь иногда “Украдкой бледная придёт / И шепчет пламенные речи, / и песни гордые поёт”.
Самому Некрасову, когда он писал стихотворение "Поэт и гражданин", было уже 34 года. В этом возрасте поэт мог уже не просто провозглашать либеральные идеи, но и многое переосмыслить, имея за плечами внушительный опыт. Фактически финальный монолог Поэта можно было бы выделить как отдельное, самостоятельное стихотворение, в каком-то смысле исповедь – не только героя этого произведения, но поэта вообще, поэта, разочаровавшегося в том, что считал когда-то своим призванием. "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" – вовсе не окончательная формула, а, наоборот, отправная точка для размышления, которое ставит это изречение под сомнение.