Кроме уже упомянутого Гражданского кодекса Наполеона, среди аналогичных кодификационных сборников Нового времени заслуживают внимания Австрийское гражданское уложение 1811 г. и Германское гражданское уложение 1900 г.
В Австрийском гражданском уложении сохраняются элементы феодального и канонического права, однако, законодатель учитывал и буржуазные изменения. Признавалось равенство граждан перед законом, объявлялась отмена крепостного права, свобода договорных отношений. Принцип формального равенства был сфор-мулирован в духе теории естественного права: «Каждый человек имеет прирож-денные... очевидные права и потому должен рассматриваться как лицо». Призна-валось, что брак является предметом договора, совершается независимо от воли родителей. Но никакой брак, кроме церковного, не признавался, а развод (для като-ликов) запрещался.
Составление общеимперского свода гражданского права - Германского гражданс-кого уложения - оказалось возможным только после объединения Германии. Оно составлено по так называемой пандектной системе и состоит из пяти частей:
- общая часть (о лицах физических и юридических, сделках и вещах вообще, дав-ности и т. п.);
- четыре специальных: обязательственное право; вещное право (собственность, владение); семейное право; наследственное право.
В отличие от четкого и ясного Кодекса Наполеона, данный свод законов воспри-нимается тяжело и рассчитан на специалистов-юристов. Он перегружен обилием ссылок одних статей на другие и необычной терминологией. Для Кодекса также характерны неопределенность формулировок и неюридические критерии, которые могут иметь разное толкование (например, понятие «добрые нравы» и пр.). Одно-временно, в кодексе были отражены и феодальные пережитки, что связано с сохра-нением влияния юнкерства.
В 1804 году Наполеон Бонапарт ввел в действие Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). В своих трех частях (лица, вещи, обязательства) кодекс регули-ровал имущественные отношения буржуазной Франции.