По законам Хаммурапи
Уголовные преступления, упомянутые в ЗХ можно разделить на три категории:
- преступления против личности;
- преступления против собственности;
- преступления против семейных устоев.
В основе уголовного права ЗХ заложен принцип талиона (наказание предусматривает возмездие за вину и потому должно быть равным преступлению, т.е. "око за око...». Тем не менее, есть отдельные упоминания о различиях между умышленными и неумышленными преступлениями, соучастии, подстрекательстве, недоносительстве, укрывательстве, обстоятельствах смягчающих наказание и пр., но отсутствует их системное изложение.
Влияет на выбор меры наказание и социальное положение. Например, смерть человека свободного, означала неминуемую смерть виновного или его родственника. Однако, есть исключение: если от побоев в драке скончался свободный, то авилум или мушкенум наказывался только крупным штрафом, размер которого зависел от его положения. Если человек был неумышленно убит в драке, то суд ограничивался также крупным штрафом.
Смертная казнь предусматривалась в 30 случаях, причем не только при умышленном убийстве. Например, если строитель построил дом, который, обвалившись, причинил смерть хозяину дома - строитель подлежал смертной казни. Виновный подлежал смерти за ложное обвинение, если мерой наказания для оклеветанного им, являлась смертная казнь. Если лицо приговоренное к штрафу за кражу скота (штраф обычно в 10 - 13 раз превышал стоимость украденного) не уплачивало его, то подлежало казни. Управляющего, растратившего имущество хозяина, надлежа-ло разорвать на поле с помощью скота. Смерть следовала за оказание помощи беглому рабу, за убийство женой мужа, за кражу из храма или дворца и за хранение украденных там вещей. Смертная казнь носила устрашающий характер: сожжение, утопление, сажание на кол и т.п.
По законам Ману
Особенностью Законов Ману являлось слияние понятий преступление и грех. Поэтому предусматривались различные меры наказания: штраф, телесные наказания или искупление. К числу таких преступлений, влекущих за собой ритуальную нечистоту было: убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя-брахмана) или сообщество с таким грешником.
Вторая особенность: кастовое деление и соответственно - различная мера ответственности. Если брахман или кшатрий оклеветали низшего - штраф, если шудра обругал кого-либо из высшей касты - лишался языка, а если вздумал учить "брахманов их долгу" - рот и уши заливались кипящим маслом. Однако был и другой вариант. Штраф, накладываемый на вора-шудру был в два раза меньше, чем на вора-брахмана. Штраф за оскорбление чужой женщины был в 2 раза больше, чем своей жены.
Самым тяжким преступлением считалось убийство брахмана - однако, сам брахман-убийца только изгонялся из страны.
Оскорбление действием или словом подлежало наказанию также в зависимости от кастового положения: равные обычно платили штраф, но если шудра оскорбил кого-либо из высших каст, это влекло за собой членовредительство: отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию. К оскорблениям относилось не только слово или деяние в отношении непосредственно человека, но и повреждение чужой вещи или нанесение ударов чужому скоту.
Сурово карались воры. Если вор был застигнут на месте преступления, то мог быть убит немедленно. Ночная кража завершалась сажанием на кол. В остальных случаях - членовредительство: отрубание руки, пальцев и пр., или штраф в 11-кратном размере. При рецидиве наказание возрастало и ужесточалось. Даже попыт-ка кражи из дворца или храма, предполагала смертную казнь без промедления.
Грабеж (кража в присутствии пострадавшего) наказывалась по разному: грабеж людей, домов, золота - крупный штраф, "похищение родовитых людей", особенно женщин - смерть, захват коров - отсечением половины ноги.
Умышленное убийство наказывалось смертной казнью. При наказании за члено-вредительство, норма увеличивается. Виновному не только наносят аналогичный ущерб (например, отрезают ту же часть тела) но и руку, которой он совершил преступление. Если в результате преступления потерпевший работник лишился руки или глаза, необходимые ему для работы, виновный осуждался на смерть.
Жесточайшим наказаниям подвергались за прелюбодеяния. К ним относились (по Законам Ману): тайная беседа с чужой женой, услужливость и заигрывание с ней, прикосновение к одежде и украшениям и т.п. За все перечисленные правонаруше-ния могла последовать смертная казнь. Причем, интересно, что проституция с раз-решения мужа не наказывалась.
Все государственные преступления, посягательство на государственный и об-щественный строй, наказывались смертной казнью через отрубание головы, сажа-ние на кол, утопление.
Существовал ряд наказаний и за иные преступления: мошенничество, вымога-тельство, продажу недоброкачественных товаров и пр.
Законы Ману предписывают царям бороться с беззаконием следующими методами: заточение, заковывание в цепи, различные виды телесных наказаний. В перечень наказания включаются: замечание, выговор, штраф, смертная казнь.
Нигде не сказано о позорящих наказаниях, которые фактически, судя по иным документам, применялись: клеймение, обритие головы, изгнание из касты, семьи или страны (часто перечисленные виды позорящих наказаний вместо смертной казни применялось к брахманам).
Казни различаются простые (отрубание головы) и квалифицированные (сажание на кол, утопление). Для высших каст иногда казнь заменялась крупным штрафом.
Членовредительные наказания распространялись: на половые органы, чрево, язык, две руки, две ноги, глаз, нос, два уха, все тело.
Могло быть наложено двойное наказание. Дополнительным являлось обычно клеймение: лоб вора украшало изображение собачьей ноги, на лоб пьяницы накладывали клеймо - знак продавца спиртного и пр.