Мэйдзи ("просвещенное правление") – это время правления японского императора Муцухито (1868—1912 гг.) в форме абсолютной монархии.
Реставрация власти императора и установление абсолютизма стало возмож-ным в результате активизации национального феодализма как противостояния про-никновению западного капитала, т.к. В 1865 году Англия и затем США, сделали попытки превратить Японию в колониальное государство, используя вооруженные силы с целью введения неравноправных торговых договоров (т.н. «политика канонерок»).
Следствием данной политики стало:
- угроза потери независимости - активизировала национальное движение, прежде всего дворянства, видевшего выход в "возрождении единства страны", создании сильного централизованного государства. Это было возможно только при условии проведения буржуазных реформ. Основная борьба разгорелась не между сторонниками и противниками реформ, а между группировками, стремящимися к лидерству в данном движении.
- возникновение идеи восстановления «божественной» императорской власти, которая становится объединяющей. Причем, идеологической основой борьбы за восстановление власти императора становится возвращение к японской этнической религии синто и ее противопоставление континентальной религии – буддизму, получившему распространение в период сёгуната.
- философско-религиозное и идеологическое обоснование национальной идеи восстановления власти и обожествления императора. Оно получила завершение в религиозном учении – тенонизм (от слов «Сын Неба»), т.е т.н. «императорский путь».
- дворцовый переворот прошел относительно мирным путем. Сёгун Кейки отрекся от престола в пользу власти императора (не считая незначительного столкновения самурайских армий).
- национальная религиозно-политическая идея возрождения единовластия императора, получившая развитие как протест против колонизации, тем не менее, не привела к изгнанию даже миссий европейцев, т.к. проведение реформ требовало расширения политических и экономических контактов.
Аграрная реформа 1872—1873 гг. сводилась к следующему:
- Ликвидации монополии феодального права на землю.
- Земля находящаяся в собственности - облагалась единым поземельным налогом в пользу государственной казны. При закладе земли собственником признавался заимодавец.
- В пользу государства была изъята общинная земля (луга, леса, пустоши).
Последствия аграрной реформы:
• сохранялась кабальная зависимость крестьян-арендаторов;
• привела к обезземеливанию крестьян;
• расширились землевладения т.н. «новых помещиков", скупивших не только частную крестьянскую землю, но и часть общинной земли из числа государственной, императорской собственности;
• государственная казна получила средства, необходимые для централизованной поддержки развития промышленности и укрепления армии;
• князьям сначала получили пенсию (10% условного валового годового земельного дохода), потом пенсия была заменена на денежную компенсацию за землю в виде правительственных процентных облигаций. Обладая значительной долей банковского капитала князья заняли ведущее положение в торгово-финансовой и промышленной сфере;
Административная реформа 1871 г.
- Удельные княжества были реорганизованы в префектуры, подчиненные централь-ной власти. 50 префектур управлялись префектами, назначенными и подотчетными правительству.
Военная реформа 1871-1878 г.
- Ликвидировался сословный принцип формирования армии (ранее право военной службы принадлежало только самураям), но офицерские должности по-прежнему могли занимать только самураи.
- В 1878 году был введен закон о всеобщей воинской повинности. Армия создава-лась по европейскому образцу, но на идеологической основе культа императора — "живого бога« (тенонизм).
- Освобождались от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные налогоплательщики.
Реформы в сфере образования и религии.
- Проводится реформирование школы и традиционной системы образования на основе идеи "японского духа и европейских знаний" т.е. воспитания в духе синто-изма, почитания "живого бога" императора (тенонизма) и изучения достижений европейской науки - заимствования знаний во всем мире (математики, химии, и пр. т.е. дисциплин, имеющих практическое значение).
- В 1872 г. был принят Закон о всеобщем образовании и провозглашен лозунг "ни одного неграмотного«, что привело к росту грамотности населения в короткий срок.
В результате религиозной реформы 1873 г.:
• запрещено христианство;
• буддизм – ставился в зависимое положение терпимой религии;
• отдается приоритет государственной религии - синтоизму.
Иные буржуазные реформы:
- Вводится право свободного передвижения по стране (1871).
- Ликвидация старых сословных званий (1872) и ликвидация неравенства сословных групп знати из числа кидзоку и сидзоку.
- Все население было отнесено к "простому народу". Общие права получила каста отверженных («эта»), т.е. равенство в браках и пр.
- Ликвидация всех ограничений на развитие торговли, цехов и гильдий, тарифных барьеров между провинциями.
- Упорядочение денежной системы.
- Свобода выбора профессиональной деятельности. Например, самураям, было разрешено заниматься торговлей и ремеслом.
- Государство стимулировало развитие капиталистической промышленности (через займы, субсидии, налоговые льготы, акции государственной казны в строительство железных дорог, телеграфных линий, предприятий военной промышленности и пр.).
В 1889 г. императором была дарована Конституция, которая только им могла изменяться.
По Конституции не религиозная идея, как ранее, а императорская династия оли-цетворяла государство и нацию. В целом Закон был создан в результате перера-ботки западных образцов (прежде всего, Прусской Конституции 1850 г.), но на основе тенонизма.
- Согласно ст. 1, в Японской империи царствует и ею правит император, принадле-жащий к "единственной и непрерывной во веки веков" династии. Особа императора, в соответствии с "божественным" законом, объявлялась "священной и неприкосно-венной". Император как глава государства имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и пр.
- Законодательная власть, согласно Конституции, также вверялась "императору и парламенту" (ст. 5). Император утверждал законы и предписывал их исполнение. На основании ст. 8 Конституции, императорские указы, изданные в случае «настоя-тельной необходимости поддержания общественного порядка», во время перерывов в работе парламента имели силу закона. Эти указы и появлялись, как правило, во время парламентских каникул, которые длились 9 месяцев в году. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения.
- Министры, как и все высшие должностные лица, не только назначались импера-тором, но и были ответственны перед ним. Их деятельность рассматривалась как служение императору - сакральному центру конституционного порядка. Сам же император был ответственен только перед Богом, чему противоречило, на первый взгляд, требование Конституции осуществлять им свою власть "в соответствии с Конституцией" (гл. 4). Видимость этого противоречия устранялась главным конститу-ционным постулатом, что сама Конституция — "божественный дар" императорского самоограничения, предоставления императором некоторых прав парламенту, прави-тельству, подданным. Вся Конституция была построена по этой концептуальной схеме самоограничения, путем дарения