«Варварские правды» - наиболее ранние письменные источники права. В них:
- закреплены правовые обычаи;
- устоявшиеся образцы судебных решений;
- элементы урегулирования раннефеодальных отношений, выходящих за пределы обычаев;
- элементы церковного права.
Название «правда», связано с религиозными представлениями об источнике права - высшей справедливости предписанной людям Богом. Практически для любой религии характерно представление о некоем законе воздаяния, божественной справед-ливости. Закон воздаяния предопределяет вмешательство Высшего в судьбу каждого человека, «Божественная воля», «справедливость», «истина», «правда» приобретают знак равенства. Таким образом, религиозные, идеи, регулировавшие отношения в обществе на раннем этапе, легли в основу более позднего права. Например, дигесты римского императора Юстиниана начинаются с определения: «Право есть наука о добром и справедливом», а большинство средневековых актов, стали называться «Правда» (Салическая правда, Вестготская правда, Аламанская правда, Русская правда и пр.).
Салическая правда - запись обычного права салических франков, одна из ранних варварских правд. Записана (на вульгарной латыни с вкраплениями франкских слов и выражений) в начале VI в. по распоряжению короля Хлодвига; При его преемниках дополнялась и перерабатывалась. Характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий. Структурно делится на титулы (главы). Основное содержание С. п. составляют нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права дают представление о развитии права собственности на землю. С. п. (также в общих чертах) описывает брачно-семейные отношения.