пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

27 Организация учебно-воспитательного процесса обучения изобразительной деятельности в школе VIII вида.

 Пропедевтический период обучения рисованию: цели, задачи и содержание работы.

Содержание обучения — это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.

Цель и задачи пропедевтического периода обучения определяется образовательной программой для С(К)ОУ 8 вида под редакцией В.В.Воронковой.

Основной целью пропедевтического периода обучения является - формирование и обогащение чувственного опыта (умение видеть, слышать, осязать) умственно отсталых учащихся.

Сенсорное восприятие у умственно отсталых учащихся инактивно, замедленно, недиффиринциировано. Это затрудняет быстрое восприятие формы, пространственного отношения предметов, величины. Правильно поставленное сенсорное воспитание способствует более полному отражению действительности.

Задача сенсорного воспитания – сформировать у умственно отсталых учащихся наиболее обобщенные знания и умения, которые позволят более полно и точно ориентироваться в окружающей обстановке.

Владеть обобщеными знаниями и умениями значит правильно понимать и использовать имеющиеся способы обследования (Л.А.Венгер). К способам обследования прежде всего относятся сенсорные действия: рассматривания, ощупывания, выслушивания, которые получают наибольшее развитие в продуктивной деятельности.

По мнению таких авторов как С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, психика человека наиболее активно изменяется и перестраиваться в процессе продуктивной деятельности. К продуктивной деятельности относиться и изобразительная деятельность.

Но прежде чем приступить к изобразительной деятельности, даже простых по форме предметов, педагогу необходимо предварительно провести работу по формированию у умственно отсталых учащихся внимания, зрительного, двигательного и тактильного восприятия (Грошенков И.А., Комарова Т.С.). Педагог так же должен обращать особое внимание на то что бы деятельность и речь, умственно отсталых учащихся, были тесно связаны между собой, так как слово при наглядном ознакомлении с предметом имеет существенное значение.

Так же не менее важной задачей сенсорного воспитания, выступает задача – формирование умения воспринимать и различать величину, форму, цвет, положение предметов в пространстве, умение владеть техникой изобразительной деятельности.

Эту большую по объему задачу, Грошенков И.А. делит на несколько групп задач:

Формирование умений узнавания, различения и называния предметов по величине.

Формирование навыков узнавания, различения и называния предметов по форме.

Формирование умений узнавания, различения и называния цветов.

Формирование представлений о пространственных признаках и отношений.

При создание рисунка педагог пользуется различными приемами его изображения. Рисунок можно рисовать точками, пятнами, линиями, на пропедевтическом периоде обучения активно используется штриховка.

Показ деталей изображаемого объекта педагогом в рисунке является одним самых эффективных методов (Грошенков И. А., Коминская В.Б.). Но все детали должны быть правильно и грамотно прорисованы, рисунок должен соответствовать реальному объекту.

Показ педагогом осуществляется путем изображения объекта на доске, с доскональным разбором последовательности его рисования, с тщательным анализом всех его частей, формы, цветом. Объект обводиться указкой. При анализе объекта изображения используется прием «воздушное письмо», так улучшается запоминание образа объекта.

Так же для улучшения запоминания образа объекта, при изображение натурального предмета, учащимся предлагается ощупать предмет, иногда попробовать на вкус – при помощи такого приема происходит воздействие на кинестетические и вкусовые рецепторы учащегося, что позволяет в большей мере исследовать изображаемый объект.

В.Н. Аванесовой предлагается такой прием, когда учащийся дорисовывает начатую педагогом работу, например - рисует ниточки к шарам, по ее мнению это способствует постепенному влечению учащихся в совместный процесс рисования с педагогом.

Положительного в этом приеме она выделяет, способность учащихся, анализировать изображаемый объект, его недорисованных частей, развитие графомоторных навыков в проведение линий.

Большое внимание приемам изобразительной деятельности уделяла Е.А. Флерина. Например при рисование линий она рекомендует сначала нарисовать их в воздухе, сопровождая при этом действие словами, начертить линию пальцем на бумаге и только потом рисование линий карандашом.

По мнению ЕА. Флериной это многократное последовательное повторение одного движения, введет к развитию от более крупных движений всей рукой, к движению только кистью руки.

На уроках по изобразительной деятельности в пропедевтический период обучения изобразительной деятельности активно используются игровые приемы. На огромное значение игровых приемов, на развитие учащихся указывали такие ученые как К. Д. Ушинский, Я. А. Каменский, Н.К. Крупская, А. С. Макаренко.

На уроках обыгрываются даже изобразительные материалы. Например, О.И. Нестерова предлагает сделать чудо-кисточку, она может быть формы бабочки, пчелки, волшебницы, феи и т.п.. На уроках чудо-кисточка дает учащимся волшебные способности к рисованию.

Так же на уроках по изобразительной деятельности происходит обыгрывание игрушек, что помогает повысить внимание умственно отсталых учащихся к изображаемому объекту.

Упражнения в пропедевтический период обучения рекомендуется проводить в игровой форме (Грошенков И.А).

Игровые упражнения в пропедевтический период обучения изобразительной деятельности, можно разделить на группы, соответствующие дидактической задачи:

 

1. Игры и упражнения на узнавание,различение и называние предметов по величине.

Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме.

Игры и упражнения на узнавание, различение и называние цвета.

Игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях.

Выделяют еще одну, особую группу, без которой не возможна изобразительная деятельность, — это специальные графические упражнения для формирования технических умений и навыков. Существенное значение имеют так же гимнастические упражнения для развития движений руки.

Главным принципом обучения умственно отсталого учащегося изобразительной деятельности является наглядность: умственно отсталый учащийся должен знать, видеть чувствовать тот предмет, явление который он собирается изобразить.

Выбор тех или иных методов и приемов зависит: от содержания и задач, стоящих перед данным уроком, и от задач изобразительной деятельности.

Отдельные методы и приемы – наглядные, словесные и практический совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения.

 

Уроки декоративного рисования, рисования с натуры, тематического рисования. Коррекционно-воспитательная работа на уроках декоративного рисования, рисования с натуры, тематического рисования.

Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с нату­ры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображе­ния располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели неболь­ших размеров раздаются им на рабочие места.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся целе­сообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (до­мики, башенки, воротца и т. п.).

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обсле­дование) изображаемого предмета: определение его формы, конструк­ции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.

У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой ри­сунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существен­ное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративно­го рисования является составление различных узоров, предназна­ченных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.

Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декора­тивно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народ­ных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесооб­разность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Задания по декоративному рисованию должны иметь определен­ную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное состав­ление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для ум­ственно отсталых школьников.

Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

В 5—7 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уро­ках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки темати­ческого характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно распо­ложенная в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится со­ответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходи­мо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно опи­сать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последо­вательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятель­ность учащихся с моделями и макетами.

С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовыва­ния) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забы­вать и о применении диафильмов.

Развитие речи на уроках изобразительной деятельности.

В решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта значительное место занимает вопрос развития речи. Вопросы формирования речи детей с нарушением умственного и физического развития всегда находились в центре внимания дефектологов, поскольку при всех первичных отклонениях в развитии (нарушениях слуха, зрения, интеллекта) обнаруживаются также и отклонения вторичные (в речи этих детей).

Установлено, что речь школьников с недостатками умственного развития наиболее интенсивно формируется в школе. Язык является как средством изучения учебных предметов, так и предметом обучения. Поэтому задача развития речи стоит в центре коррекционно-воспитательной работы специальной школы. Весьма важными в этом отношении становятся уроки изобразительного искусства. Каждый урок становится значимым как в плане развития речи, так и в плане подготовки учащихся к жизни, их оптимальной социальной адаптации и реабилитации.

Среди различных видов деятельности (учебная, игровая, трудовая) школьники данной категории выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной. Рисование в свою очередь, становится средством разностороннего исправления дефектов их развития.

Проблема речевого развития школьников – одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. В условиях коррекционной школы развитие речи – одно из главных средств коррекции недостатков познавательной деятельности и интеллектуального развития школьников. Уровень словарного запаса ребенка, степень свободного пользования словами для выражения своих мыслей определяют в значительной мере и речевое развитие ребенка. Без достаточного запаса слов невозможно овладеть языком как средством общения, так как словарь составляет одну из основ языка. Недостаточная сформированность речи неизбежно влечет за собой затруднение в овладении тем или иным учебным предметом, и в первую очередь – родным языком. Поэтому работа над расширением и обогащением словаря, над пониманием смысла слов составляет одну из главных сторон развития речи. Вот почему изобразительная деятельность, на наш взгляд, может наилучшим образом способствовать коррекции основных недостатков психики ребенка.

Развитие умственно отсталых школьников в процессе рисования неотделимо от развития их мышления и речи. Вопрос взаимодействия речи с другими видами деятельности у детей с поражением центральной нервной системы был предметом исследований А.Р.Лурия. Выдвинутые им теоретические положения получили дальнейшее развитие в трудах Г.М.Дульнева, И.А.Грошенкова, В.И.Пинского, В.Г.Петровой, С.Л.Мирского, С.Ш.Айтметовой, В.Ю.Карвялиса, Г.Н.Мерсияновой, Н.П.Павловой и др.. Результаты проведенных исследований показали глубокое своеобразие взаимосвязи речи и деятельности у детей с интеллектуальным нарушением. В частности, было обнаружено, что дети данной категории неполно и неточно понимают обращенную к ним речь. Словесная инструкция иногда не оказывает нужного воздействия на организацию их практической деятельности. Недостаточное сигнальное значение речи проявляется при формировании у детей двигательной реакции, адекватного поведения и т.п.

Между тем, целенаправленная организация изобразительной деятельности создает благоприятные возможности для расширения коммуникации в учебном процессе, обогащения словаря, развитие грамматического строя речи (Л.С.Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили). Включение в речь учащихся специальных терминов составляет одну из задач изобразительного искусства в коррекционной школе. При этом наблюдения показывают, что в ряде случаев вербальные возможности школьников недооцениваются. Учитель нередко подменяет деятельность и речь детей тем, где следовало бы их активизировать (например, сам анализирует натуру или образец, сам определяет сюжет рисунка и т.д.). На уроках недостаточно применяется словесное описание учащимися структуры изображаемого предмета и порядка выполняемых действий, редко обсуждаются вопросы композиции рисунка, не обосновывается выбор цветов и цветовых сочетаний. Мало дается упражнений на сравнение и последующее изображение двух или нескольких сходных предметов. Вместе с тем доказано, что при выполнении подобных упражнений не только углубляются анализирующие способности ребенка, но и активизируется, и уточняется словарь прилагательных, формируется грамматический строй речи. (З.Н.Смирнова, Н.В.Тарасенко).

Речь организует, упорядочивает и активизирует мышление школьников, помогает им установить несложные смысловые связи между частями воспринимаемого материала и тем самым способствует осуществлению познавательной деятельности. Речь выполняет роль дополнительного побуждения, поддерживающего мотивацию и интерес учащихся к заданию, что подтверждается исследованиями М.М.Нудельмана.

Автор подчеркивает, что у учеников коррекционной школы складываются более ясные, точные, дифференцированные и прочные представления в тех случаях, когда учитель не только предъявляет им изображение предметов, но и рассказывает об этих предметах, привлекая к их особенностям внимание детей и устанавливая несложные смысловые связи. При этом обращается внимание на тот факт, что дети с недостатками умственного развития после выполнения рисунка «исправляют» ошибки, допущенные на рисунке, посредством речи. Эти исправления свидетельствуют о том, что речь школьников может регулировать их познавательную деятельность. Такая работа проходит более эффективно в условиях непосредственного восприятия, т. е. тогда, когда перед ребенком находится его собственный рисунок.

Многие исследователи отмечают благотворное влияние речи на процесс рисования. Умение правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность учащихся, повышает их внимание, обеспечивает лучший контроль за движениями руки, делает изображения более целенаправленными. «Включение речи может существенно перестроить течение процесса изображения: ребенок начинает анализировать свой собственный рисунок, начинает понимать, что у него сделано хорошо, над чем еще надо продолжить работу. Слово помогает осмысливанию процесса изображения – «в процессе создания рисунка ребенок осознает и раскрывает свойства изображаемых предметов» [3].

Между тем по мере развития нормального ребенка изменяется и роль речи, которая взаимосвязана с его деятельностью. По этому поводу Л.С.Выготский замечает: «Как известно, ребенок, берущий впервые в руки карандаш, сначала рисует, а затем называет то, что у него получилось. Постепенно, по мере развития его деятельности, называние темы рисунка сдвигается к середине процесса, а затем оно идет наперед, определяя цель будущего действия и намерения того, кто его выполняет»[1]. Это чрезвычайно интересное и продуктивное положение позднее разрабатывалось многими исследователями.

Следует отметить, что развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, происходит обогащение словаря школьников терминами, которые первоначально используются ими как правило на уроках рисования, а затем постепенно входят в активный словарный запас; во-вторых, осуществляется становление и развитие речи, как средства общения; в- третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности учащихся [2].

На уроках изобразительного искусства у учащихся формируются понятия, которые связаны с процессом изображения («узор», «линия», «полоса», «контур», «симметрия»), происходит активное накопление слов, характеризующих признаки предметов или их частей (большой, длинный, прямоугольный, синий), действия (провести, разделить, соединить, раскрасить), пространственные отношения (посередине, вверху, слева, ближе). Помимо конкретных слов, обозначающих название предметов, признаки, действия, пространственные отношения, школьники усваивают и такие понятия, как «форма», «величина», «цвет», «расположение» и т.д.

Всестороннее обследование объектов изображения, ознакомление с основными геометрическими формами и их характерными особенностями помогают учащимся быстрее и лучше усваивать словесные обозначения этих форм.

В ряде исследований отмечается благотворное влияние речи на процесс рисования. Умение правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность учащихся, повышает их внимание, обеспечивает лучший контроль за движением руки, делает изобразительные действия более целенаправленными.

Для развития мышления учащихся необходимо прежде всего формировать у них способность наблюдать, что является очень важным, так как ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще.

Следует подчеркнуть, что у учеников вспомогательной школы затруднено планирование предстоящей деятельности (Г.М.Дульнев, Г.Н.Мерсиянова, С.М.Мирский, В.Г.Петрова, К.М.Турчинская и др.). Вот почему в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы обучению планирующей речи отводится значительное место. Анализ литературы, касающейся данной проблемы, показывает доступность овладения детьми с недостатками умственного развития планирующей речью, словесным отчетом на уроках изобразительного искусства. Однако, следует констатировать, что в практике школы, к сожалению, не всегда полно и рационально используются приемы и способы ее формирования.

Целенаправленная организация изобразительной деятельности создает благоприятные возможности для расширения коммуникации в учебном процессе, обогащения словаря, развития грамматического строя речи. Включение в речь учащихся специальных терминов составляет одну из задач уроков изобразительного искусства в коррекционной школе.

На наш взгляд, основополагающая задача изобразительной деятельности в практике обучения детей с недостатком умственного развития состоит в том, чтобы оптимально использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление недостатков умственно отсталых детей, в нашем случае – на развитие речи.

При этом влияние изобразительной деятельности на речь ребенка значительно возрастает, если соблюдаются следующие условия:

-                   неукоснительное осуществление принципа коррекции речи на всех этапах работы над рисунком;

-                   повышение речевой активности учащихся, побуждение их к словесному обучению выполняемых действий и полученных результатов;

-                   обеспечение интереса к занятиям рисованием, выражение эмоций посредством речи;

-                   своевременное исправление, корректирование действий и речи учащихся;

-                   побуждение школьников к определению структуры изображаемого предмета, порядка выполняемых действий, композиции рисунка, обоснованию выбора цвета и цветовых сочетаний, сравнению двух или несколько сходных изображаемых предметов и пр.

Особое значение в организации коррекционно-воспитательной работы на уроках изобразительного искусства имеет слово учителя. Словесные указания и рекомендации, предваряющие практическую деятельность школьников, улучшают понимание цели и значимости предстоящей работы, помогают выявить особенности объекта изображения, определить порядок выполнения рисунка.

Для улучшения ориентировки учащихся в задании целесообразно словесные указания учителя подкреплять практическими действиями и речью самих учащихся. Весьма полезным и действенным является предварительная работа (проговаривание) своих действий.

Школьники с недостатком умственного развития нуждаются в подробных инструкциях, особую значимость должен иметь метод показа действий в сочетании с объяснением.

Развитие речи учащихся в процессе изобразительной деятельности может проходить только под руководством учителя и лишь при условии, что эта задача ставится как специальная.

Рациональное сочетание направляющей речи учителя и самих учеников позволяет использовать занятия рисованием как важное средство развития речи и познавательной деятельности школьников с недостатком интеллектуального развития.


08.06.2015; 19:25
хиты: 136
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь