В настоящее время в лингвистике большое внимание уделяется рассмотрению различных речевых жанров в рамках определенных институциональных дискурсов. Туристический дискурс является одним из наиболее подвижных и динамично развивающихся типов институционального дискурса, поскольку сфера туризма оперирует постоянно обновляющимися технологическими разработками. Так, с развитием глобальной сети и появлением виртуального или интернет-дискурса с его специфическими характеристиками стало возможным говорить об образовании такого комплексного явления, как туристический интернет-дискурс, который представлен различными речевыми жанрами (сайты отелей и турагентств, туристическая интернет-реклама, рассказы путешественников в блогах, живых журналах, форумы о путешествиях).
До настоящего времени не проводился системный анализ конститутивных признаков данного жанра. Имеются лишь отдельные наблюдения за семантикой, структурой и некоторыми жанровыми признаками отзывов туристов. В связи с этим задачами данного исследования являются выделение принципиально значимых конститутивных признаков анализируемого жанра, систематизация данных признаков и характеристика жанра «отзыв туриста» с точки зрения выделенных типологических критериев.
В основу классификаций речевых жанров ученые закладывают различные признаки. Так, суммируя мысли М. М. Бахтина, можно сказать, что конститутивными признаками речевого жанра для него были:
1) формальные и содержательные особенности входящих в жанр высказываний как текстов (тематическое, стилистическое и композиционное единство жанра);
2) единство субъекта каждого высказывания;
3) отношение объекта (или «второго субъекта») каждого высказывания (предполагаемая жанром реакция слушателя);
4) референтная соотнесенность высказываний («область человеческой деятельности», с которой соотнесен жанр).
А.А. Тертычный выделяет предмет отображения, целевую установку (функцию) отображения и метод отображения [10. С. 8].
Кроме того, в качестве жанрообразующих факторов рассматривают
1) функциональную направленность,
2) степень обобщенности повествования (глубина анализа в интерпретации фактов и связей данного события с другими),
3) оценку события, или эмоционально-аксиологическую направленность,
4) характер использования тех или иных изобразительно-выразительных средств в различной степени и соотношении,
5) образ автора и образ адресата,
6) образ прошлого и будущего,
7) тип диктумного содержания.