Жизненный путь — индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности.
Стратегия жизненного пути:
• Начинается с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего .
• Через выбор профессии и конкретные жизненные планы реализуется жизненная программа , в которую человек воплощает свое призвание, конкретную доминирующую цель и предназначение своей жизни.
• Активное отношение к себе и к своей жизненной практике дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.
• Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой жизненный путь.
Жизненная стратегия – это постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, преодолении своей боязни потерь и в нахождении самого себя.
Стратегия жизни может строиться на основе представления о:
• целостности;
• поэтапности;
• перспективности своего жизненного пути.
Для каждого человека характерна своя стратегия. Она и есть индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствующем ценностям данной личности и ее индивидуальности направлении.
Пять фаз жизненного цикла человека (Ш. Бюлер, 1968)
№ фазы |
Возраст в годах |
Общая характеристика фаз жизненного цикла |
1 |
до 16 / 20 |
нет семьи, профессии, нет жизненного пути |
2 |
16/20–23/30 |
предварительное самоопределение, выбор супруга |
3 |
23/30–45/50 |
зрелость – собственная семья, нашел призвание, ставит конкретные жизненные цели, самореализация |
4 |
45/50— 69/70 |
стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, к концу исчезает самоопределение, постановка жизненных целей |
5 |
69 / 70 ... |
старый человек, нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность |
Взгляды Ш. Бюлер (1968) на проблему жизненного пути личности:
• жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;
• главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, то есть, всесторонней реализации самого себя;
• реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;
• самоосуществление – итог жизненного пути.
Периоды жизни личности (по Б. Г. Ананьеву)
Периоды жизни |
Проявления личности в процессе жизненного пути |
Детство |
воспитание, обучение, развитие |
юность |
обучение, образование, общение |
зрелость |
профессионализм, социальное самоопределение личности, создание семьи, осуществление общественно полезной деятельности |
старость |
уход от общественно полезной и профессиональной деятельности, сохранение активности в сфере семьи |
К. А. Абульханова-Славская (1991) выделяет проблемы личной жизни:
• соотнесения себя с множеством социальных условий, форм и структур жизни, ее явных и скрытых принципов и механизмов, и определения своей траектории движения в них;
• соотнесения себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, и на этом основании определения своего места в этих формах, структурах – одной из главных задач индивидуальной жизни;
• разделения, с одной стороны, заинтересованности общества и индивидуальном вкладе каждого человека в общественную жизнь, в направленности на использование его способностей и, с другой стороны, создания самой личностью условий для развития своей индивидуальности.
Самая большая сложность в постановке проблемы личной жизни в том, чтобы именно осознать ее как проблему, представить ее себе не такой, как она стихийно складывается, а какой она могла бы быть при наличии разумного отношения к жизни и усилий.
26.