Самосознание, будучи существенным моментом сознания в целом и его выражением в актуальный данный момент, составляет с сознанием внутренний, субъективный мир человека: мысли, переживания, отношения, желания, стремления во временном континууме. Самосознание, как форма сознания, характеризуется специфическим предметным содержанием, прототипом которого выступает человек, осознающий себя самого как познающего, действующего, сознающего себя в различных связях и отношениях с миром, в различных формах своей активности и жизнедеятельности в целом. Главными свойствами самосознания выступают его рефлексивность, выражение отношений человека к действительности, диалогичность. В другой трактовке самосознание определяется как собственный опыт себя, форма существования которого совпадает с формой существования опыта внешнего мира: знаниями, эмоциональными и ценностными оценками, поведенческими программами. Общее функционально-целевое назначение самосознания рассматривается как историческая необходимость самоконтролирования поведения человека в обществе, возникшая на основе появления общества и труда. Онтогенетически функционально-целевое назначение самосознания личности заключается в вытекающем из жизненной необходимости познании и осознании человеком самого себя, своего места в осуществляемых им реальных отношениях, в регуляции (адаптации) и интеграции собственного поведения и деятельностей, в обеспечении собственного становления и развития. Процессуально самосознание выступает в виде процессов, с помощью которых человек познает (воспринимает, осознает) себя и относится (оценивает) к себе в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми, что обеспечивает самотождественность человека и позволяет ему ориентироваться в самом себе во всех этих ситуациях и взаимодействиях.
В.С. Мерлин выделил в структуре самосознания четыре главных компонента, которые он предлагает рассматривать как фазы его развития:
сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в 11-месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;
сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности, которое появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам…»;
осознание своих психических свойств, которое приходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предлагает достаточно развитое абстрактное мышление;
социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.
На основе анализа различных точек зрения на структуру личности и ее самосознание, А.А. Налчаджян предлагает следующую структуру личности:
- «Я», центр личности;
- Я-концепция, или самосознание «Я», которое состоит из устойчивых Я-образов;
- ситуативные или оперативные Я-образы;
- свойства личности (черты характера, способности и т. п.).
Все вышеперечисленное является «сферами» личности, вся их структура центрирована вокруг «Я».
Для каждого уровня самосознания В.В. Столин выделяет особые составляющие единицы. На уровне органического самосознания такая единица имеет сенсорно-перцептивную природу. Главное же внимание В.В. Столина направлено на определение и анализ единиц самосознания на индивидном и личностном уровнях. Выделенное им понятие смысл «Я» и лежит в основе составляющих единиц самосознания данных уровней. Смысл «Я» порождает как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект).
8.