Этимологически слово «личность»- personality - происходит от латинскогоpersona, что переводится как «маска». Изначально речь действительно шла о масках, которые надевали актеры в древнем театре, а затем и о самих актерах, участвующих в представлении. По сути, термин указывает на внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда выполняет определенные роли, - это некое общественное лицо, обращенное к окружающим. В данном смысле личность означает общественное Я, которое может совпадать, а может и не совпадать с внутренним Я.
Принято считать, что одним из первых определение персоны дал в VI в. Боэций, который обозначил ее как индивидуальную субстанцию рациональной природы. Здесь обнаруживается весьма четкая связь не с внешней, а скорее с внутренней стороной феномена.
Вместе с тем «персона» по-латыни означает и грамматическую категорию лица, и юридическое лицо.
Обращаясь к истокам русского слова «личность», мы столкнемся с тем, что помимо «личины» - маски существует и прилагательное «личный» (принадлежащий какому-то лицу). Употребляется это слово со второй половины XVII в. «Персоной» же или «особой» обозначали официальное положение лица. Еще в XVIII в. слово «личность» часто употребляли как колкий отзыв, оскорбление, подтверждение чему можно встретить у русских писателей. Личность, понимаемая как свободная индивидуальность, как характеристика различия общественного и индивидуального, используется с 20-30 гг. XIX в., т. е. с периода зарождения капитализма.
Генезис понятия личность. История и современное состояние теоретического психологического знания включают в себя веер различных теорий личности. И пожалуй, в психологической науке нет более спорного понятия, нежели ʼʼличностьʼʼ. Трудно не согласиться с утверждением А.Г.Асмолова, который отметил эту особенность˸ ʼʼВ стремительно развивающейся психологии личности отсутствует единый логический стержень, который позволял бы рассматривать эту область психологической науки как целостную систему знанийʼʼ.
Авторы любого учебника по психологии личности подчеркивают невозможность однозначного определения данного понятия, апеллируя либо к многогранности самого изучаемого феномена, либо сводят эту многогранность к материальному носителю – человеку.
Первая точка зрения исходит из того, что процесс становления личности длительный, сложный и имеет социально-исторический характер, а поскольку личность является продуктом общественного развития, ее, в силу исторических традиций, изучают различные науки˸ философия, социология, педагогика, психология, медицина и др., но каждая в определенном аспекте. Исторические науки изучают личность человека как лидера масс, классов, всего общества, как человека, изменившего ход исторического процесса. Экономика, или то, что раньше называлось политэкономией, изучает личность в системе финансовых отношений, и посредством них выделяла успевающих предпринимателей. Социология изучает личность как члена общественных (профессиональных, демографических и т.д.) групп населения, и как представителя этих групп в политической системе общества. При этом, крайне важно отметить и то, что в рамках этого направления изучается и роль человеческого фактора в производственном процессе (Психология труда, Социология труда, Инженерная психология и другие отрасли психологии), где личность является носителем производственных отношений и фактором повышения производительности труда. Этика изучает личность человека как носителя моральных убеждений, способных посредством них воздействовать на жизнь и поведение других. Педагогика изучает личность как неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ психическое образование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказывает позитивное или негативное влияние на процесс обучения (У.Джеймс). Основу понимания личности в отечественной психологии является представление о личности как ʼʼсовокупности общественных отношенийʼʼ (К.Маркс). ʼʼЛичность - субъект и объект общественных отношенийʼʼ (А.Г.Ковалев). ʼʼЛичность - субъект деятельностиʼʼ (А.Н.Леонтьев). ʼʼЛичность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в немʼʼ (К.К.Платонов). ʼʼЛичность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействияʼʼ (С.Л.Рубинштейн).
Вторая точка зрения отражает такое представление, где личность есть не психологическая реальность, а лишь удобный для исследователей ʼʼабстрактʼʼ, отражающий отдельные особенности поведения, речи или аффективных реакций человека. Данные особенности, проявляемые в повседневной жизнедеятельности, фиксируются внешним наблюдателем как индивидуальность или индивидуальные качества.
Вследствие этого основная цель данного раздела – вкратце осветить основные представления ʼʼличностьʼʼ и выявить основные механизмы развития личности, на базе которых современная психология разрабатывает и применяет различные психотехники по работе с человеком.