1) Теологическая (Фома Аквинский) БОЖЕСТВЕННАЯ ВОЛЯ
В основе лежит учение о всемогуществе Бога. Возникло при феодализме. Причина всего, что существует – Бог. Гос-во является результатом творения Бога. Монарх в гос-ве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления
2) Патриархальная теория (Аристотель, Михайловский, Филмер) РАЗВИТИЕ СЕМЬИ
Гос. появляется в результате развития семьи. Власть монарха в гос. явл. продолжением власти отца в семье, который обязан заботиться о членах своей семьи и обеспечивать их послушание.
3) Патримониальная теория (Цицерон, Галлер) СОБСТВЕННОСТЬ
Патримония – право собственника на землю. Гос. произошло от права собственника на землю. Лицу, которому принадлежит земля, принадлежит и власть над всеми прожив-ми на ней. Государство, по его мнению, как и земля, явл. частной собственностью правителя, т. е. патримониальная теория объясняет происхож. гос. из земельной собственности. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.
4) Договорная теория (Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, Радищев) ДОГОВОР
По мнению представителей договорной теории, гос. возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Гос. — не проявл. божественной воли, а продукт челов-го разума
Было время, когда люди не знали ни государства, ни права. Была война всех против всех. Тогда люди договорились, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передадут гос-ву, которое возьмет на себя ответственность за обесп. их прав. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обяз. и ответ-ть за их невыполнение.
Гос. имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собств., а в случае злоупотр. правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения.
5) Теория насилия (Каутский, Дюринг) ВОЙНЫ
получила распростр. в XIXв. Причину происхожд. гос. они видели не в эконом. отношениях, божественном провидении и обществ. договоре, а в военно-политических факторах— насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и тер. необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. По мнению представителей доктрины, гос. — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.
Следовательно, государство — итог навязанной ему извне сила.
6) Психологическая теория (Фрейд, Петражицкий) ПСИХИКА
Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.
Причины происхождения гос. закл. в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть гос-ая.
Вместе с тем всегда сущ. лица, которые не согласны с властью, проявляют агрессивные устремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство. Государство, по мнению представ. теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответств. решений, и пассивной массой, способной лишь к подражанию.
7) Органическая теория (Г. Спенсер, Прейс) БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ
По мнению представителей данной доктрины, гос. — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть гос. — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической. Гос., будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
8) Материалистическая теория – (Маркса, Энгельса, Ленина) СОЦ.-ЭКОНОМ. ПРИЧИНЫ
Первостеп. значение для развития экономики и появления гос. имели три крупных раздел. труда (от земледелия отделилось скотов-во и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенств. орудий труда дали толчок росту его производит-ти. Возник избыточный продукт, который и привел к возникнов. частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Важным последст. появления частной собствен. выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выраж. интересы всех его членов. Властная роль перех. к богатым людям-управляющим. Они создают для защиты своих экономич. интересов новую полит. структуру-гос, которое выступает как инстр-нт проведения воли имущих.
Таким образом, государство возникло преимущ. в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспеч. существования и функционирования общества как целостного организма.
1) Переход присваивающего хоз-ва к экономике производящего характера
2) появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества;
3) Возникновение частной собственности - приводило к социально-классовому расслоению общества.
4) Создание классов - появлению столкновений между ними, для чего и понадобилось Гос-во.
116.