Идея гражданского общества возникла в глубокой древности как противопоставление произволу гос. власти, как начало контроля за ее деятельностью и компромисс между централизованным гос. управлением и самоуправлением.
О гражданском обществе, его необходимости высказывались Аристотель, Платон и Цицерон. Развитие их взглядов нашло продолжение в трудах Гроция, Гоббса. Термин "гражданское общество" активно стал использоваться в XVIII столетии. Однако в рассматриваемые периоды и в более поздние принципиального различия между обществом и государством не проводилось. Разделить их было непросто, ибо государство - это форма организации общества. Позднее, в трудах Гегеля, Канта, Маркса, Энгельса и др., стали разграничивать указанные понятия.
Под гражданским обществом понимается особая сфера отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, находящихся в известной независимости от государства. В этом смысле гражданское общество истолковывалось как цивильное, частное, приватное. Речь шла о невмешательстве власти в "гражданские дела" личности, частную жизнь. Гражданское общество мыслилось как синоним сугубо рыночных отношений и др. форм деятельности, не отождествляемых с офиц. властью.
Общие идеи и принципы, лежащие в основе понимания современного гражданского общества.
1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения.
2. Признание и защита естественных прав человека и гражданина.
3. Легитимность и демократический характер власти.
4. Равенство всех перед законом и правосудием, надежная юр. защищенность личности.
5. Правовое гос., основанное на принципе раздел. и взаимод. властей.
6. Полит. и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции.
7. Свобода слова и печати, независимость сми.
8. Невмешательство гос. в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности, ответственность.
9. Сотрудничество, партнерство и национальное согласие.
10. Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Гражданское общество - это свободное демократическое цивилизованное общество, где обязанности граждан перед гос. сведены к законопослушанию и уплате налогов.
Регулир-ая роль гос. сводится к необходимому минимуму: охране правопорядка, борьбе с преступностью, созданию нормальных условий для деятельности собственников, реализации ими своих прав и свобод.
Централизованное воздействие государства сохраняется, но не путем принудительных и волевых методов, а через такие инструменты, как налоги, льготы, кредиты, субсидии, информация, социальные институты, политическая стабильность, выработка общих ориентиров и приоритетов, поддержка базовых отраслей промышленности (Н.И.Матузов, А.В.Малько).
В граж. обществе государство координирует развитие науки, культуры, здравоохранения, социальной сферы.
В гражд. обществе центральное место занимает человек, гражданин, личность. Это антитоталитарное общество, поскольку тоталитаризм в основе своей есть не что иное, как поглощение гражд. общества государством.
Россия провозгласила цель построения гражд. общества и правового государства.
Важнейшим атрибутом граж. общества является правовое государство - особая политическая реалия, присущая цивилизованному демократическому общественному устройству и представляющая собой форму существования общества, свободного от произвола и необоснованного насилия. Правовое государство основано на верховенстве права и воплощает его общеобязательную волю.
Итак, гражданское общество - это такое состояние общества, когда человек признается высшей ценностью, соблюдаются и защищаются его права и свободы. Государство способствует динамичному развитию экономики и полит. свободе, под контролем общества и его организаций находится государственная и общественная жизнь, основывающаяся на правовых ценностях, идеалах демократии и справедливости.
Основу гражданского общества должна составлять свободная личность, ограниченная в своем социально значимом поведении интересами других людей. Это есть условие сущ. указанных сфер гражданского общества.
Экономическая сфера- это совокуп. экономических институтов и отношений, составл. материальную основу жизни общества. В нее входят:
- отношения собственности;
- отношения производства материальных и нематериальных благ;
- отношения распределения, обмена и потребления;
- частные, государственные, муниципальные предприятия и другие экономические институты.
Политическая сфера - это система институтов и отношений, в рамках которых происходит полит. жизнь и осущ. гос. власть. К ней относятся:
- государство;
- политические партии, обществ. движения, организации, профсоюзы;
- политические отношения между элементами данной системы;
- политическое сознание;
- политические нормы, традиции;
- право.
Социальная сфера - это совокуп. классов, соц. групп общества и взаимоотношения между ними. В нее входят:
- личность;
- семья - базовая ячейка общества;
- межличностные отношения;
- соц. общности людей, связанные общими интересами, - нации, классы, соц. группы;
- отношения между крупными соц. группами (сословиями, нациями).
Информационная сфера - это совокуп. непосред. информации, сми, предприятий, организаций, учреждений, граждан, осущ. информац. деятел.
Духовно-культурная сфера- это система нематер. благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализ. данные отношения:
- образование;- образовательные институты;
- отношения, связанные с образованием;- наука;- культура;- искусство;
- религия;- и др.
Наличие граж. общества опред. сущ. трех критериев: 1) социально-экономич. (развитие среднего класса); 2) политич. (наличие демократ. режима предполаг. реальное участие народа в формиров. и осущ. власти); 3) юридического (предпол. наличие правового законодательства, выраж. сбалансир. интересов заинтерес. субъектов граж. общества и обеспеч. эффект. защиту прав и свобод человека).
Концепции соотношения общества (гражданского) и государства
1. Этатизм - абсолютирющая роль государства в жизни общества, когда интересы человека подавляются, а сам человек подчиняется государству, его интересам. (Гоббс, Гегель)
2. Либерализм – гос. вмешательство минимально. Права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. (Локк, Смит)
****Доктрина оптимума - человек для государства и государство для человека