Закл. м/н договоров позволяет обеспечить охрану и защиту прав авторов одного догов-ся гос-ва на тер.-ях всех др. гос-в-участников. Впервые на м/н уровне охрана авторских прав была предпринята в середине 19в.
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г.
Работа по созданию механизма защиты авторских прав началась в 1858 г. в Брюсселе, затем в Атвертпене, Париже и 1883 г. работа велась в Берне. В 1886 г. б. принята Бернская конвенция.
Это соглашение б. подписана Бельгией, Великобританией, Испанией, Францией, Швейцарией. Она является открытой для присоединения и в ней участвует 167 стран. Мы присоединились в 1995 г.
Основные положения д.б. обязательно вкл. в нац. законодательство.
Основными принципами Бернской конвенции являются:
= принцип нац-го режима – государства-участники предоставляют произведениям, созданным в других странах такую же охрану, что и для произв. своих граждан.
= принцип автоматич. охраны – предостав охраны не зависит от соблюдения каких-либо формальностей, т.е. не требуется регистрация и т.д.
= принцип независимости охраны
= принцп минимальных стандартов –обеспечение гарантированного уровня защиты, например миним срок защиты. Ст. 2 содержит неисчерпывающий перечень охраняемых произведений в области лит-ры, науки, искусства, каким бы способом они ни были выполнены. Охрана пред-ся как выпущенным, так и не выпущенным в свет произв., если авторы явля гражд. одной изстран Союза или имеют в ней место жит-ва – критерий граждансва. А для получения охраны по территор. критерию произведения должны быть выпущены в свет (впервые опубликованы)
В 1886 г. б. принят доп. протокол и решение о создании бернского союза из стран-участниц.
Дополнения к Бернской конвенции
1. Изменения произошли в Париже в 1871 г. Новым стало вкл. понятия публикации - выпуск копий. Охрана предоставлялось произведению, которое б. впервые опубликовано в стране участнице, даже если автор явл. гражданином третьей страны.
2. Берлинская конференция 1908 г. расширился круг объектов охраны (хореография, архитектура); расширились права авторов (право на перевод); срок охраны авторского права - 50 лет со дня смерти автора
3. Бернский дополнительный протокол 1914 г. Вводилось ограничение охраны прав авторов, которые не явл. гр-и стран участниц Бернской конвенции.
4. Римская конференция 1928 г. происходило бурное развитие СМИ
б. введено правило охраны прав авторов при трансляции по радио их произведений
Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г.
РФ + 1973 г. (в ред. 1952- тогда принимало участие 100 стран, 1995 (в ред. 1971 -65 стран-участниц
Она б. принята в Женеве, а затем пересмотрена в Париже в 1971 г.
Принятие Конвенции обусловленно достаточно высоким уровнем охраны , установленным Бернской конвенцией и в необходимости разработки м/н договора в сфере авторского права, содержащего компромисные положения, для стран где требуются формальности для возникновения авторско-правовой охраны.
Закрепляется принцип национального режима - охрана предост. произведениям как выпущенным в свет на терр. страны-участницы авторами которыми явл. гражданами стран-участниц, а т. авторами, которые не явл. гражданами стран-участниц конвенции, но произведения б. впервые выпущены на терр. страны-участницы. Принцип собл миним формальностей.
Срок охраны - 25 лет. Обладатель авт.права имеет искл.право на переиздание, перевод и получение вознаграждения. Если в соотв. с нац. зак-лм гос-участника обяз. условием пред-ия охраны произведению признается собл. каких-либо формальностей (депонирование, регистрация), то требования будут считатся выполненными, если все экземпляры будут содержать знак © с указанием имени первого бладателя авт.права и года выпуска в свет.
Не имеет обратной силы, т.е. конвенция не распр. на произведения на которые истек срок охраны до ее вступления в силу. Бернская конвенция имеет обратную силу.