относится к числу наиболее радикальных представителей демократической, пол-кой и правовой идеологии периода Войны за незав-ть. Как и многие др-е представители ест-правовой теории того времени,
Пейн различал естест-ные и гражд-нские права чел-ка. Первые присущи ему по природе, "по праву его сущ-я". К ним П. относил право на счастье, свободу совести, свободу мысли. С образованием об-ва и гос-ва, которые П. различал ("об-во создается нашими потребностями, а правительство — нашими пороками. Первое — это защитник, второе — каратель"), люди передали часть своих ест-ых прав в "общий фонд". Так возникают гр-нские права, принадлежащие чел-ку как члену об-ва. Это те права, которые чел-к не способен защитить свой властью. К ним П. относил и право соб-ти — право приобретенное, а не ест-е. Одним из первых в Северной Америке П. выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов. Гос-во создается людьми по общ-ому договору — единственно возможному способу образования гос-ва. Поэтому верховная власть в гос-ве должна принадлежать самому народу. Анализируя формы гос-ва, П. различал "старые" (монархические) и "новые" (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правления — наследование или выборность.
Недостатками Конституции США он видел двухпалатный законодательный орган, шестилетний срок полномочий сенаторов, наличие Президента, наделение его правом вето, несменяемость судей.
Пол-кие взгляды Томаса Д. были близки к пол-ким взглядам П.а. Как и П., Д. воспринял ест-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. Она проявилась в представлении Д.а об общ-ом договоре как основе уст-ва об-ва, дающем всем его участникам право конституировать гос-венную власть. Отсюда вытекала идея народного суверенитета и рав-ва гр-н в пол-ких, в том числе избирательных, правах. Д. был основным автором проекта Декларации незав-ти — конституционного документа, который, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого гос-ва. Декларация отразила разрыв с религиозным мировоззрением, она обосновывала идею народного суверенитета и право на революцию. Все люди рождаются равными, имеют неотъемлемые права на жизнь, свободу, стремление к счастью. Народ вправе изменить правительство или даже уничтожить его.