пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

35. Русский марксизм начала 20 в.: легальный марксизм (Струве и др.), меньшевизм (Мартов, Плеханов), «богоискательство» в марксизме (Богданов, Луначарский), большевизм (Ленин)Развитие марксизма в СССР. «Творческие марксисты» (Деборин, Ильенков, Мих. Лифщиц, Г. Батищев).

В  80-90  гг. сопротивление  российской  духовности  «обуржуазиванию»  общественной  жизни было все еще очень сильным. Именно в это время Россия  начинает  знакомиться с марксизмом.  Знаменательно,  что  русский  марксизм  —  антипод  и  критик народничества —  сам  если  не  теоретически,  то  организационно  вырос  из народнического  подполья,  хотя  привлек  к   себе   поначалу   и   симпатии леволиберальной  интеллигенции,  увидевшей  в  философской  и  экономической теории Маркса высшее достижение социальной мысли своего времени.

Крупнейший знаток  и  теоретик  марксизма  —  Г.В.  Плеханов  (1856—1918)  — посвятил большинство своих трудов  историко-философскому,  гносеологическому и   социологическому   аспектам   материалистического   понимания   истории, справедливо  полагая,   что   именно   в   этом   теоретическом   построении сосредоточено  центральное  ядро  марксистского  учения  в  целом.  Научный, материалистический  взгляд  на  историю  должен  исключить,  по   Плеханову, волюнтаризм, субъективизм как в теории, так и на практике (в  политике).  Но именно  такая  позиция  выдающегося  мыслителя  подвергалась   долгие   годы остракизму  со  стороны  официальной  большевистской  идеологии,  а  (там  он понижен был ею до ранга лишь «пропагандиста» марксистской теории. Вслед за Плехановым с критикой идей народничества выступили В.  И.  Ленин  и «легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк). Настаивая  на единстве  «трех  составных  частей»   марксизма   (философии,   политической экономии и социально-политической теории), Ленин считал, вместе с  тем,  что философские проблемы приобретают особую актуальность не в годы подъема, а  в период спада революционного движения, когда  перепроверки  требуют  коренные мировоззренческие  принципы,  па  которые  опирается  революционная  партия.

Именно в эти годы, последовавшие после поражения первой  русской  революции, выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.).  В  отличие от Плеханова, выступавшего в основном  но  социально-историческим  проблемам марксистской теории, Ленин в своем главном  философском  сочинении  в  центр внимания поставил проблемы теории познания, связав их с новыми открытиями  в области естествознания. Но даже в этой, казалось бы,  весьма  отдаленной  от политики  и  социальных  отношений  сфере  культуры  Ленин  требует   видеть столкновение  партийных,  классовых  интересов,  оценивая  любые  проявления идеалистической и  религиозной  мысли  как  выражение  идеологической,  а  в конечном счете — политической реакции.

"Легальные  марксисты",  выступая  в  конце  90-х  гг.   тоже   с   критикой народничества, разошлись с Плехановым (тем более с  Лениным)  уже  в  начале 90-х гг. (т.е. еще до революции 1905 г.) — своим неприятием  насильственных средств борьбы, а в  теории  —  неприятием  подавления  личности  обществом, несогласием с идеями «воинствующего» материализма и атеизма.

Антибуржуазный в целом дух русской классической философии  (и  «золотого»  и «серебряного»   веков)   не   означал   и   не   означает,    конечно,    ее социалистического  характера  —  в  марксистском,  тем  более   марксистско-большевистском смысле. «Русский социализм» Герцена и  анархизм  Бакунина  не столько социалистичны, сколько антибуржуазны.


03.06.2015; 17:06
хиты: 60
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
литература идиш
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь