пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

70. Общая характеристика византийского права.

 

Византийское право — это совокупность законодательных памятников, представляющих собою переработку римского права применительно к новым условиям жизни в Византийской империи. В 6в. по инициативе императора Юстиниана был составлен Свод гражданского права, который вплоть до 13в. оставался ведущим источником права в Восточной Римской империи. Однако, массивный, состоявший из 4 частей – институций, дигестов, кодекса и новелл, - свод очень труден для применения в судейской практике. Поэтому в 8 веке по указанию императора – Льва Исаврийского происходит переработка Свода Юстиниана. Созданная законодателями Эклога представляла собой сокращенный, исправленный, переработанный с учетом времени Свод гражданских прав. Эклога состояла из 18 титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального, канонического права. Эклога была очень популярной не только в Византии, но и в славянских странах, поскольку в ней юридически четко было изложено действовавшее тогда право. Однако, из-за краткости Эклоги многие нормы не получили в ней отражения. Вследствие этого в конце 20-х гг.18в. параллельно с Эклогой был создан Земледельческий закон, который славяне называли «Славянским», т.к. он представлял собой запись норм славянского обычного права с дополнением их нормами византийского законодательства. Славянский закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений – например, ответственность преступника за кражу зерна. Другие законы,напрмер, Военный закон регламентировал ответственность за преступления при прохождении воинской службы. Моисеев закон считался своеобразным нравственным кодексом Византии. (Каноническое право — совокупность норм, изданных церковными властями и содержащихся в церковных канонах, то есть в правилах, относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства) его влияние на жизнь византийского общества было огромно. В период с 6 по11в. в Византии интенсивно составлялись номоканоны – сборники светского и канонического права. Но по существу номоканоны были источниками церковного права, т.к. в них преимущественно входили постановления патриархов. Когда в 9в. к власти пришел императора Василия I, Эклога была осуждена, как «переработка божественного догмата божественного Юстиниана». Одновременно с осуждением нормативного акта составляют свой вариант переработки Свода гражданского права Юстиниана.

 

 

 


03.06.2015; 12:04
хиты: 99
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история дипломатии
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь