1. начало 7 века и 1750 год – казуально – нормативный этап
2. 10-11 в. – век имамов, век Масхадов, или золотой век.
3. Рубеж, отделяющий 10 в от 11 в. Запрет свободного толкования.
Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения верующим мусульманам. Эти нормы формировались им в публичных проповедях, нашедших свое отражение в Коране. Другая часть юридически значимых норм – сунна (“священный обычай”) сложилась на основе преданий об изречениях и поступках Мухаммеда. Позднее и те, и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники – “праведные халифы” Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они сформировали новые правила поведения воле Аллаха и Мухаммеда. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи (кади). Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. К концу X века мусульманское право было канонизировано, Наступил “век традиций”. Мусульманские судьи лишились права выносить решения по своему усмотрению при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком. К XIII веку мусульманское право практически утратило свою целостность. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным. Подобно романо-германскому праву(Романо-германская правовая семья — совокупность правовых систем, изначально созданных на основе рецепции римского права и объединенные общностью своей структуры). Со второй половины IX века происходит активное заимствование европейского права, в частности, романогерманского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности, сфере “личного статуса” мусульман. Наиболее яркой чертой мусульманского права является его откровенно религиозное содержание. Оно влияло на природу и источники этой правовой системы, на способы регулирования общественной жизни. Мусульманское право является совокупностью норм, порожденных религиозноэтическими постулатами и ценностями.