многие авторы считают мусульманское право неотъемлемым компонентом ислама. Они утверждают, что мусульманское право не обладает даже относительной самостоятельностью и представляет собой разновидность религиозного права (канонического права). Как ислам, так и мусульманское право, возникает на востоке. Для востока вообще и исламского востока в частности были характерны незрелость социально-экономических отношений. А незрелым отношениям соответствует и особое соотношение права и религии. И это соотношение характеризуется:
1. незрелость права приводит к приоритету морали (прежде всего религиозной)
2. незрелым отношениям соответствует и слитность религиозных, этических и правовых норм.
В условиях незрелости социально-экономических отношений возникает понятие нормативного синкретизма,т.е. неразделение мусульманского права и ислама.
сюкиайнин в книге "Мусульманское право, вопросы терии и практики" попытался разграничить ислам и мусульманское право. Соотнести шариат и мусульманское право. На первый взгляд мусульманское право и ислам- это целиком тождественные категории. Так: правителем мусульманской страны должен быть мусульманин,верховным собственником земли и всего имущества считается Аллах. Все это говорит о теснейшей связи норм ислама и мусульманского права. И религиозные и правовые нормы в глазах обыденного сознания имеют одни и те же источники (Коран, сунна). Тем не менее более углубленный анализ позволяет утверждать, что мусульманское право обладает относительной самостоятельностью и по отношению к исламу и по отношению к шариату.
Основные черты мусульманского права:
1. в мусульманском праве существует примат обязанностей.
2. мусульманское право носит сверхказуальный характер. Мусульманское право неразрывно связано с практикой. Настолько неразрывно, что мусульманские юристы столетиями избегали систематизации, кодификации. Каноническое же право было кодифицированным правом.
Для того чтобы понять отличительные черты мусульманского права и канонического, надо соотнести мусульманское право с правом мусульманских стран.
Мусульманское право, стремившееся к тотальному охвату правоотношений в странах, не удалось до конца вытеснить конкурирующие правовые системы. И оно было вынуждено сосуществовать с одной или двумя правовыми системами. Как правило, реципировали гражданское право, а уголовное, отличавшееся особой жестокостью, не приживалось. В таких случаях имеет место биюридизм. все, независимо от нации- рабы аллаха. Стремление к сохранению национального лица выражалось в сохранении обычного права. Отсюда возникает примат обычного права и возникает понятие адатного ислама. В этом заключается секрет широкого распространения ислама.
Биюридизм- одно из доказательств относительной независимости мусульманского права от ислама. Подобная ситуация сохранилась до сих пор в Йемене, где городское население руководствуется мусульманским правом, а бедуины-кочевники - обычным правом.