Право народов во многом строилось на заимствованиях правовых конструкций у других наций (финикийцев, греков, египтян и др.). Вместе с тем надо отметить, что римское право народов распространялось, разумеется, не на всех не римлян, а на тех, кто находился под юрисдикцией Рима (римских подданных).
Jus gentium было более прогрессивным, чем Jus civile, оно было проникнуто коммерческим духом. В дальнейшем эти правовые системы начали сближаться. Различие между квиритским правом утратило смысл в 212 г., когда император Каракалла предоставил права гражданства и право народов всем свободным римским подданным.
Восприятие цивильным правом основного содержания права народов имело своим следствием возникновение универсальной правовой системы — римского классического права, вобравшего в себя все нормы, наиболее соответствовавшие функционированию общества развитого товаропроизводства и товарооборота.
Черты права народов: 1) Наднациональный характер права. 2) Открытость и способность к заимствованию чужих особенностей. 3) Ориентация на общее понятие о справедливости. 4) Отсутствие излишнего формализма и простота производства.