Одним из самых значительных достижений первичных цивилизаций является опыт коллективного труда-общины. Под общиной принято понимать коллектив людей, связанных отношениями взаимопомощи и солидарности. Во времена неолитической революции именно родовые общины осуществили переход от присваивающего хозяйства к производящему и заложили основы ирригационного земледелия.Но Создание системы ирригационного земледелия требовало организованного участия уже тысяч производителей. Одновременно происходил переход к оседлому образу жизни, сопровождавшийся созданием довольно крупных поселений.
Восточный (азиатский) путь возникновения государства.
Научные поиски в области археологии свидетельствуют о том, что первые признаки государственности появились не в Европе, а на Азиатском континенте (нынешний Ирак, Китай). Первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы, т. е. в зонах поливного земледелия.
В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников) для искусственного орошения. Объем и сложность работ по созданию таких сооружений были велики и превышали возможности отдельных родоплеменных образований. Это и предопределило необходимость их объединения под единым началом. Возникают родоплеменная знать, Управлять становится выгодным.Вместе с зависимостью населения от вождей и старейшин появляется и экономическая зависимость, а "выборность" этих лиц становится все более формальной. Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества.В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ранга,а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер.
Восточные государства имеют много общего:
1) они основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю);
2) монарх олицетворял государство и считался воплощением Бога на земле или верховным жрецом;
3) правовые системы государств неразвиты и поддерживаются обычаями, "культом предков";
5) государства имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития.